Дорогу осилит идущий

Подраздел: ВОС, пожилые
Автор: Анфилофьев Л.М.
Год издания: 2008
Вид работы: Сценарий мероприятия
Тема: Сценарий вечера, посвященного Международному Дню Инвалидов.
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Дом культуры, клуб
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария

Вечер на заданную тему – это финал, заключительный аккорд большой и кропотливой работы, которая проводится во время Декады Инвалидов. Думается, что работники социокультурных учреждений ВОС не забыли, что Генеральная Ассамблея ООН в 1992 году на 47 сессии в специальной резолюции провозгласила 3 декабря Международным Днем инвалидов и призвала все государства и международные организации сотрудничать в проведении этого дня. Позднее, на той же сессии, Генеральная Ассамблея призвала государства – членов ООН проводить мероприятия в ознаменование Международного Дня инвалидов с целью интеграции инвалидов в жизнь общества.
По традиции, в дни Декады организуются встречи с главами администрации районов, руководителями и специалистами органов социальной защиты населения, здравоохранения, занятости населения, ЖКХ. В ходе встречи можно получить ответы на все интересующие вопросы: об обеспечении доступной среды жизнедеятельности, порядке оказания реабилитационных услуг, назначении субсидий на оплату ЖКХ, использовании технических средств реабилитации, предоставлении льгот и обслуживании инвалидов.
Как правило, в Декаду инвалидов проводятся соревнования по различным видам спорта, турниры по шахматам и шашкам. За шахматными и шашечными досками встречаются члены ВОГ, ВОС, ВОИ.
В день проведения вечера обычно открывается выставка прикладного искусства инвалидов. Незрячие художники и мастера прикладного искусства представляют свои работы в области изобразительного искусства (вышивка, вязание, резьба по дереву, бисероплетение и макраме, лепка, искусственные цветы, лозоплетение и т.п.)
К знаменательному дню предлагается сделать стенд, галерею простых ВОСовцев, достойных общественного признания и уважения, тех, кто всецело отдал себя службе Обществу слепых, своему предприятию, своей местной организации.

Чтобы зал выглядел светло и радостно, следует сцену украсить воздушными шарами и лентами. На заднике разместить плакат, на котором изображен силуэт человека в темных очках с белой тростью, пытающегося сделать шаг из темного круга. Под плакатом строки стиха:
«И, озаряя сознанье,
Просится вдаль, в высоту,
Рвется из уст
Восклицанье:
- Я победил слепоту!»

В объявленное время, когда зрители заполнят зал, когда участники приготовятся к выступлению, раздается перезвон кремлевских курантов. Часовой колокол ударяет несколько раз. Слышны звуки большого города: шум проезжающих машин, рев клаксонов, ясно улавливается стук трости о тротуар. Все эти звуки перекрываются перезвоном церковных колоколов. Занавес открывается, на сцене хор и чтец.

ЧТЕЦ:
Мы рождены для света – не для тьмы.
И не имеем права жить «на тройку»,
Высокие и честные умы
Всегда враги посредственности бойкой.
По внутреннему убежденью мы –
Устроили себе головомойку,
И нам достанет сил на перестройку,
И мужества не надо нам взаймы.
Вовсю идет гражданская война,
Вот здесь, в твоей груди гремит она,
Ты стань ее героем и поэтом.
Синеет даль и розовеет высь…
Я солнечным лучом пишу девиз:
«Борись за торжество добра и света!»

Исполняется песня о России из репертуара хора. После исполнения песни хор уходит за кулисы. Он вместе с другими самодеятельными артистами – главные участники вечера. На сцену выходят ведущие.

(Однако, скажут организаторы вечера, в настоящее время не в каждом клубе есть хор. В этом случае после чтеца можно включить фонограмму песни «Мой дом – Россия» в исп. А. Маршала (муз. И. Николаева, сл. М. Танича). Конечно, можно включить фонограмму и другой песни о России по выбору организаторов.)

ВЕДУЩИЙ 1: Добрый день, дорогие друзья!

ВЕДУЩИЙ 2: Здравствуйте! Мы приветствуем почетных гостей нашего вечера (называет ФИО, должности, звания, учреждения).

ВЕДУЩИЙ 1: 3 декабря – Международный День инвалидов. В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным Днем инвалидов. 1992 год завершал Десятилетие инвалидов, проводившееся организацией.
За этот период был принят ряд международных документов в отношении инвалидов, призванных улучшить положение этой категории граждан. Ассамблея призвала государства – членов ООН – проводить мероприятия в ознаменование Дня инвалидов с целью интеграции этих людей в жизнь общества.

ВЕДУЩИЙ 2: Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества, на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни; Международный День инвалидов также призван напоминать властям и обществу о проблемах людей с ограниченными физическими возможностями, а главное – обеспечить для них постоянную социальную защиту и поддержку, равные со всеми остальными членами общества возможности. Российская Федерация подписала принятые ООН документы.

ЧТЕЦ:
Быть счастливым – нехитрое дело,
Если счастье к вам в руки пришло.
Вы попробуйте в горе замшелом
Победить ненавистное зло.
Вы попробуйте сильным казаться,
Если плачет больная душа,
И, обид не тая, улыбаться
Сердцем, воздухом веры дыша.

ВЕДУЩИЙ 1 (обращаясь ко второму): Разъясните мне, пожалуйста, какие же преимущества получает общества от участия инвалидов в политической, экономической, социальной и культурной жизни, и что оно теряет в их недостаточной защите?

ВЕДУЩИЙ 2: Незадействованным остается значительный человеческий потенциал. В нашей стране, к сожалению, только 15 процентов инвалидов трудоспособного возраста вовлечено в профессиональную деятельность. Для сравнения – в США трудоустроены 35 процентов инвалидов трудоспособного возраста, а в Китае – около 80 процентов. Необходим не только федеральный закон о праве инвалидов на труд, но и четко выраженная государственная политика содействия занятости людей с ограниченными возможностями.

ВЕДУЩИЙ 1: Теперь мне понятно, почему инвалиды различных категорий собрались 17 мая 2008 года в Москве на Пушкинской площади на митинг. Выступавшие были едины в стремлении ускорить решение социальных проблем, и это нашло свое выражение в принятой резолюции.

ВЕДУЩИЙ 2: Я зачитаю небольшой фрагмент резолюции.
«Отмечая некоторые позитивные сдвиги в социальной политике, мы констатируем: пока что нерешенных проблем в жизни инвалидов куда больше, чем решенных.
До сих пор действует дискриминационная, несправедливая и несостоятельная система социальной поддержки инвалидов, по так называемым степеням ограничения способности к трудовой деятельности..»

ВЕДУЩИЙ 1: А можно, я зачитаю некоторые требования участников митинга?

ВЕДУЩИЙ 2: Да, пожалуйста.

ВЕДУЩИЙ 1: Я зачитаю пункт седьмой.
«…требуем создать условия для преодоления дискриминации инвалидов в области трудоустройства, для чего:
- наполнить норму закона о квотировании рабочих мест для инвалидов реальным содержанием, а государственным учреждениям – показать пример выполнения этой нормы закона;
- представить государственный заказ предприятиям, использующим труд инвалидов, и оказать им содействие по модернизации производства и обеспечению его конкурентоспособности;
- создать специальные отделы в службе занятости, ответственные за профессиональную подготовку, и трудоустройство инвалидов, а также же разъяснительную работу среди работодателей и за создание для инвалидов специально оборудованных рабочих мест.»

ЮМОРИСТ: На одном из наших учебно-производственных предприятий работал тотально слепой молодой человек. Назовем его Колей. Предприятие выпускало просмоленную веревку, которой обматывали трубы для изоляции строящегося газопровода. Незрячие пряли шпагат, затем его скручивали, смолили и в неограниченном количестве отправляли на стройку. Работа грязная, пыльная, да и для рук вредная. К сказанному надо добавить, что из-за нехватки электричества в районе УПП работало ночью с нуля и до шести утра.
Дело было в середине ночи. Гудят моторы электрических прялок, пыль волнами поднимается к потолку. Рабочие стараются выполнить норму. За прялкой сидит и наш Коля. Вдруг он захрипел, упал со стула на пол, бьет ногами, изо рта пускает пузыри. Подобегает к нему мастер, зовет на помощь подсобного рабочего, слесаря, и на импровизированных носилках тащат Колю в общежитие. Там его раздевают, укладывают в постель, дают лекарство. Затем все уходят.
А горе-рабочий встает и заявляет:
- Вот как надо избавляться от работы...
Теперь вы мне скажите, пожалуйста, неужели для таких Коль стараемся мы, инвалиды, добиваться рабочих мест?

ВЕДУЩИЙ 2: Тем инвалидам, кто не имеет возможности работать, государство обязано обеспечить нормальную, полноценную жизнь. А работы добивается другая, очень большая в количественном отношении категория инвалидов. Эти люди хотят, могут работать, и нуждаются в работе.
Есть хороший лозунг «Инвалид – не приговор». Очевидная необходимость обеспечить данной категории граждан возможности для самореализации. Ведь среди них множество талантливых людей, могущих и желающих работать. Предоставив людям с ограниченными физическими возможностями работу, государство и тем самым привлекало бы дополнительные доходы в бюджет.

ЧТЕЦ:
В несчастье своем не стою я
От жизни большой в стороне
Спешу по утрам в мастерскую
Со всеми людьми наравне.
Опять мне доступны горенье
И радости все бытия.
Как будто вернула мне зренье
Простая работа моя.
Союз наш по-доброму прочен,
И я с увлеченьем тружусь.
И званьем высоким – рабочий –
Давно от души я горжусь.

ВЕДУЩИЙ 1: Разрешите предоставить слово председателю нашей региональной организации. (называет ФИО)

Выступление председателя.
Номер художественной самодеятельности.

ВЕДУЩИЙ 1: Международный день инвалидов особенно значим для России. В нашей стране ежегодно признается впервые инвалидами около 1 миллиона человек, сегодня в России более 13 миллионов инвалидов, то есть – 9 процентов населения. И этот показатель на протяжении ряда последних лет имеет устойчивую тенденцию к росту, к сожалению, приближаясь к общемировому.
По данным ООН, инвалиды составляют порядка 10 процентов населения нашей планеты, и их число продолжает расти. Это самое большое меньшинство в мире.

ВЕДУЩИЙ 2: Почему число инвалидов в Российской Федерации расчет?

ВЕДУЩИЙ 1: Основные причины, которые называют специалисты – это низкий уровень развития многих российских регионов, невысокое качество и доступность общественного здравоохранения, проблемы экологии, техногенные катастрофы, производственный травматизм, дорожно-транспортные происшествия. За последние 10 лет свыше 120 тысяч человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы.

ЧТЕЦ:
Тросточка белая в чутких руках, -
Что ты наделала, жизни река?
Сколько рожденных слепыми на свет?
Сколько ослепших от горя и бед?
Многим болезни закрыли глаза,
Ну, неужели иначе нельзя?
Ну, неужели нельзя, чтобы все
Видели мир в его дивной красе?

ЮМОРИСТ: Что-то друзья, уж очень грустно. Я расскажу маленькую юмореску о молодых ребятах, которые не унывают, живут в полную силу и радуются жизни.
Трое друзей решили прокатиться на лодке. Один из них был «с подглядом». Быстро оформили прокат и оттолкнули лодку от берега. Двое сели на весла, а тот, что «с подглядом», рулит. И поплыли. Хорошо-то как! Мимо проплывает веселая компания и оттуда раздается издевательский крик:
- Что-то, ребята, я вас не пойму.
- А в чем дело?
- Да не пойму я, как вам удается плыть вперед, а двигаться назад?
- Как так?
- Плывете вы вперед кормой, - расхохотался мужик. Друзья также рассмеялись и долго еще подтрунивали друг над другом, вспоминая свою оплошность.

На сцену приглашается глава района или представитель администрации.
Номер художественной самодеятельности.

ВЕДУЩИЙ 1 (обращаясь ко второму): А теперь расскажите, каковы особенности положения инвалидов в России и их основные проблемы?

ВЕДУЩИЙ 2: Вопросы с обеспечением и соблюдением прав инвалидов носят у нас острый характер. Их положение продолжает оставаться тяжелым. Проблемы порознь не раз назывались – это низкий материальный достаток, нищенский размер социальных пенсий, безработица среди инвалидов трудоспособного возраста, невысокий уровень оказываемой инвалидам бесплатной медицинской помощи, нерешенность вопросов индивидуального передвижения, сложность в обеспечении их протезами и колясками, недоступность для многих высшего, специального, профессионального образования. Лишь в 3-5 процентах случаев удается восстановить трудоспособность и устранить ограничение жизнедеятельности.

ВЕДУЩИЙ 1: Участники московского митинга инвалидов в резолюции от 17 мая 2008 года отметили, что: «…почти не исполняются нормы закона об обеспечении доступности для инвалидов основных жизненно важных объектов среды обитания…»
В резолюции также высказаны требования по этому поводу. Я их, с вашего позволения, зачитаю полностью.
«Требуем, чтобы нормы закона (имеется в виду статья № 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181 ФЗ от 24 ноября 1995 года) о создании инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и пользования всеми видами транспорта, а также всеми средствами связи и информации, были наполненными конкретными обязательствами федеральных, региональных и муниципальных властей по разработке и производству транспортных средств и по приспособлению этих средств, а также средств связи, информации, для беспрепятственного доступа к ним инвалидов, а также по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа инвалидам к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Мы также требуем создания конкретных механизмов привлечения к ответственности чиновников и руководителей объектов всех форм собственности за неисполнение этих норм закона.»

ЮМОРИСТ: Незрячий студент Алексей Куропаткин утром направляется в университет. Дело происходило в Саратове. Ночью прошел сильный ливень, и поперек тротуара образовалась большая лужа. Просто море разливанное! Как его преодолеть? Сделал шаг влево – лужа, шагнул вправо – еще глубже. Решил перепрыгнуть и очутился посредине зловредной лужи, в самом глубоком месте. Стоит бедный студент по колено в воде и громко ругается.
Догоняет его декан исторического факультета:
- Студент Куропаткин, долго вы будете ругаться?
- Пока не высохнет эта проклятая гоголевская лужа.
- В таком случае, вам, видимо, до морозов придется тут стоять. Пойдемте.

ЧТЕЦ:
Философия моя – простая:
Божество мое, мой дух – в природе.
Радуюсь прилету птичьей стаи,
Говорю с соседом о погоде,
Хоть не вижу света, но тропинки
Нахожу в родном лесу ногами.
Трогаю ладонями травинки,
И цветов касаюсь я губами.
Обнимаю дуб – большой, корявый,
Слышу, как стрекочут сорочата,
Чую запах – это пень трухлявый
И на нем – пахучие опята.
К озеру тропинка повернула,
Ноги трет шершавая осока.
Приторно кувшинками пахнуло,
Бросил тень на плечи мне осокорь.
А по склонам, над ручьем журчащим,
Хмель опутал заросли черемух.
Кажется, что кто-то в этой чаще
Колдовскую навевает дрему.
Коршуна, не вижу, только слышен
Клич его, как ржанье жеребенка,
То он ближе, то он дальше, выше…
Вечер. Комары запели тонко.
На колени тихо опустился
И, умыв лицо водой прохладной,
Чистой благодати я напился,
Благостью наполнился отрадной.
Философия моя – простая.
Я не вижу,
Но живу в движенье.
Книги жизни временем листая,
В мир иду тропой воображенья.


На сцену приглашается представитель мэрии.
Номер художественной самодеятельности.

ВЕДУЩИЙ 2: «Дорогу осилит идущий». Так назвали мы наш вечер. Это значит, что борьба за свое место в жизни - процесс трудный и длительный. Почему среди инвалидов одни, несмотря ни на что, ищут свое место в жизни, сталкиваясь при этом с огромными трудностями, а другие живут на жалкую пенсию, едва сводят концы с концами, озлоблены на весь мир, и ни к чему не стремятся? Процесс этот должен, на наш взгляд, начинаться, с изменений в сознании. Инвалиду надо распроститься с безнадежной мыслью «я ничего не смогу» и взять на вооружение «в дорогу» лозунги «Я хочу! Я буду пытаться! Я смогу!»…
Инвалид в современном понимании, прежде всего, человек такой же, как и все. Он многое может, если создать ему соответствующие условия. Именно создать условия, а не бросить подачку на скромное существование, так открывается инвалиду путь для самореализации, получения образования, профессии, работы.
В широком смысле, речь идет об отказе от психологии иждивенчества.
В каждом из нас заложены беспредельные возможности. Создать условия для раскрытия этого потенциала у каждого человека – независимо от наличия у него ограничения жизнедеятельности, обеспечить достойную роль в обществе – вот главная задача любого социального государства и развитого гражданского общества. А успехов в жизни могут добиться самые разные люди, в том числе, и люди с ограниченными физическими возможностями. И примером тому являются многие, сумевшие найти место в жизни, люди незаурядные, умные, достойные. Они самодостаточны, увлечены своим делом, готовы поддержать отчаявшихся.

ЮМОРИСТ: Незрячий учитель ежедневно направляется в школу по заранее разработанному маршруту, где ему знаком каждый поворот, каждый спуск, каждый бугорок на тротуаре.
Утро. Эхо от постукивания трости гулко отскакивает от стен домов, от заборов. Слух незрячего всегда, готовый улавливать любые шорохи и звуки, на этот раз зафиксировал шепот мальчишек: «Смотри, сейчас слепой махнет в траншею. Подождем?»
«Вот паршивцы, - думает про себя учитель, - Вместо того, чтобы помочь, они хотят поразвлечься. Нет, ребята, развлекухи не будет». Незрячий напрягает внимание и тростью исследует пространство перед собой. Находит мостик через траншею и осторожно топает по нему. Опасность миновала. Напряжение спало. Снова лезут в уши голоса тех же ребятишек: «Здорово! Не сиганул! Бежим, а то в школу опоздаем!»

ЧТЕЦ:
Незрячие глаза мне вновь рисуют
Туманные картинки бытия.
Живет, как все, как все, душа моя,
Хоть и бредет во мгле почти вслепую.
Бывает в жизни муторно порой,
Я на судьбу не вправе обижаться.
Хандру прогонит ласковой рукой
Любовь, сказав: «Ну, хватит притворяться!»
Легко на сердце станет, и тогда
Уйдет печали смутная тревога,
Увидишь, будто вспыхнула звезда
И над моей туманною дорогой.
Пусть я не видел дочери черты,
Игривый взгляд, улыбку озорную,
Но ведь сбылись заветные мечты!
Себе б не выбрал долю я иную!
То не беда, что зренье не дано,
Когда родные окружают лица,
Хотелось мне их видеть, но…
На что журавль, когда в руке синица.

На сцену приглашается незрячий преуспевающий бизнесмен или незрячий преподаватель, или работник любой другой профессии. После выступления – номер художественной самодеятельности.

ЮМОРИСТ: Пасха. Из церквей возвращаются нарядные, умиротворенные, просветленные старушки. Повсюду слышатся возгласы: «Христос воскрес! – Воистину воскрес!».
Меня эскалатор выносит в белоколонный зал метрополитена. Пытаюсь пройти на платформу, но неожиданно путь мой преграждает пожилая решительная дама и сует мне в руку какую-то бумажку:
- Примите подаяние.
- Нет-нет! – смущаюсь я и делаю попытку переложить деньги (а это были именно деньги) в руку дамы. - Я работаю, получаю приличную пенсию и в подаянии не нуждаюсь.
- Не мешайте мне творить добро, - безапелляционно заявляет дама и решительно сует деньги в мой карман. Я отступаю – человек творит добро, и ему не надо мешать. У меня же надолго осталось ощущение неловкости, пока я к этой бумажке не приложил еще несколько и не отдал более нуждающемуся.

ВЕДУЩИЙ 1: Конечно, надо сказать спасибо даме за ее чуткость и отзывчивость. Как могла – так и помогла. Однако инвалид больше нуждается в другой помощи: проводить в поликлинику, подхватить в магазине самообслуживания и помочь набрать продуктов, заполнить показания счетчика, сопроводить в дом отдыха, в санаторий. И тому подобное… Инвалидам неизмеримо труднее делать в жизни то, без чего немыслима нормальная жизнь человека: устройство личной жизни, возможность общаться с друзьями, да просто бывать там, где тебе интересно, читать, что угодно и без каких-либо физических или иных ограничений…
Правда, в России несколько лет назад появилась новая профессия – социальный работник – связующее звено между инвалидом и миром. Для одиноких, немощных, брошенных (детям ведь работать надо, своих детей на ноги ставить) соцработник все: любящая семья, надежда и спасение, и последняя опора в жизни.

ЧТЕЦ:
Я обращаюсь к тем, чьи уши слышат,
Кто видит солнце и свободно дышит.
Кто молод и здоров, и полон силы,
Кто многим дорог, а кому-то – милый.
Прислушайтесь,
Внимательней взгляните:
Несчастье рядом – руку протяните,
Не для удара и не для добития,
А помогите, просто – помогите!
Представьте, быть такой могла и ваша мать,
Вы, ваш ребенок мог таким же стать,
А если рядом с вами есть несчастный –
И вы, счастливый, к этому причастны.

На сцену приглашаются представители социальных служб района – сотрудники пенсионного фонда, служащие отдела социальной защиты, работники фонда социального страхования. Они отвечают на вопросы инвалидов по зрению.
Номер художественной самодеятельности.

ЮМОРИСТ: Известному сатирику Михаилу Задорнову почитатели его творчества прислали обертку от конфеты. Конфета называлась «Кот Базилио». На красочной этикетке нарисован кот, а внизу подпись: «Помоги слепому!» Судите сами.

Расскажу еще один курьезный случай.
Социальный работник в магазине набирает продукты.
- И хлеба, - просит она продавца.
- Какого вам: черного или белого?
- Да какая разница – я беру слепому.


ЧТЕЦ:
Время задавало ей загадки
Рисовало первые штрихи…
В школьной незатейливой тетрадке
Родились несмелые стихи.

И они, наивные, как дети,
Помогали верить в чудеса,
На вопросы трудные ответить,
Видеть, что не видели глаза…

Ведь стихи порою, словно звезды,
Человеку светят на пути.
И хотя слова найти не просто –
Нужно обязательно найти!

Чтоб они до сердца доходили,
Разливаясь песней по земле,
Радужно сияли и светили,
Были добрым хлебом на столе.

Чтоб увидел каждый отраженье
Чистое, как будто на воде,
Не вернуть потерянное зрение.
Радость – только в творческом труде.

ВЕДУЩИЙ 1: Без выступления поэта мы никак не обойдемся. Разрешите пригласить на сцену (называет ФИО).

Выступление поэта. Номер художественной самодеятельности.
Включается фонограмма песни «Герои спорта» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова). Песня прерывается.

ВЕДУЩИЙ 1: Мы приглашаем на сцену мужественных ребят, талант которых проявился в необычной и, казалось бы, невозможной для инвалидов по зрению области деятельности – в спорте. Их трудолюбию, целеустремленности, выдержке и высочайшим успехам может позавидовать любой зрячий, без физических ограничений, профессиональный спортсмен.

На сцену поднимаются победители Паралимпийских игр, шахматных олимпиад, всероссийских и региональных соревнований
Спортсмены поднимаются на сцену под музыку спортивного марша. Далее провозглашаются имена и фамилии спортсменов и их звания.

ВЕДУЩИЙ 2:
В любое время года,
Во всякую погоду, -
И в снег, и в зной,
И в дождик проливной,
Кто спортом увлекается –
Нигде не растеряется
И закаляет характер свой.

ВЕДУЩИЙ 1:
Вы спортсмены,
Значит – держись,
Грусть оставляя на позже.
Спорт – это жизнь, целая жизнь,
И даже немножко больше.

ВЕДУЩИЙ 2: Всероссийское общество слепых активно занимается привлечением инвалидов по зрению к занятиям различными видами спорта. Среди них популярны шашки, шахматы, лыжи, плавание, голбол, торбол, мини-футбол, легкая атлетика, пауэрлифтинг, армрестлинг, дзюдо. Региональные организации ежегодно проводят спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
За последние два года ВОС и Федерация спорта слепых провели 42 чемпионата России, 18 первенств, 10 Всероссийских турниров. Команда ВОС принимала участие в 21 международном соревновании и завоевала 340 медалей, в том числе – 147 золотых, 124 серебряных и 69 бронзовых.

ЧТЕЦ:
Забудьте сладенькую ложь,
Не верьте в небыль.
Что хлынул вдруг медальный дождь,
Как манна с неба.
Что все пришло само собой,
Мир взбудоража..
Там был такой серьезный бой,
Что страшно даже.
Такой накал, такой порыв,
Такое жженье!
Сверхиспытанье на разрыв,
Сверхнапряженье…
Смирился с нами пьедестал,
Потом сдружился.
Тот, кто он нас побед не ждал -
Опять ошибся.

ВЕДУЩИЙ 1: Спорт слепых – старейший спорт инвалидов, ведущий свою историю с 19 века. Именно инвалиды с дефектами зрения и составили первую сборную олимпийскую команду. Сегодня незрячие с честью продолжают славные традиции своих предшественников, высочайший уровень современного всероссийского спорта слепых подтверждается блестящей победой на Зимних паралимпийских играх в Турине. Российская сборная добилась великих результатов: она завоевала 33 медали, из них на счету спортсменов нашего общества – 16.

ВЕДУЩИЙ 2: О высочайшем уровне российских спортсменов свидетельствуют результаты 3 всемирных игр Международной федерации слепых, которые прошли в августе 2007 года в Бразилии. В них приняли участие незрячие спортсмены из 63 стран. В активе россиян – 54 медали, из них 28 золотых, 15 серебряных и 11 бронзовых.

ВЕДУЩИЙ 1: В июне 2007 года наша молодежная сборная успешно выступила на всемирных молодежных и студенческих играх ИБСА в Колорадо-Спрингс (США). Юные спортсмены, среди которых немало кандидатов в Паралимпийскую сборную России, померились силами со своими сверстниками из 26 стран в состязаниях по легкой атлетике, плаванию, дзюдо и голболу. А упорной борьбе наши спортсмены убедительно выиграли общекомандное первенство, завоевав в общей сложности 67 медалей, в том числе: 38 золотых, 19 серебряных и 10 бронзовых.

ВЕДУЩИЙ 2: Шахматы – самый первый вид спорта, которым стали заниматься слепые, и до сих пор он самый популярный среди незрячих. Наша команда шахматистов 10 раз подряд становилась чемпионом всемирных олимпиад слепых и слабовидящих шахматистов, проводимых Международной шахматной ассоциацией слепых (ИБКА).

Спортсменам вручаются награды, сувениры.

ЮМОРИСТ: Пока спортсмены спускаются в зал и рассаживаются, я расскажу два анекдота. Первый.
Один спортсмен спрашивает другого:
- Как ты можешь быть боксером – ты ведь носишь очки?
- Ничего страшного. Я сначала внимательно рассматриваю соперника, а потом бью по памяти.

И второй анекдот.
- Почему судья этому грубому игроку не показал желтую карточку?
- А что толку? Он же дальтоник.

ВЕДУЩИЙ 1: Преклоняясь перед мужеством, упорством, настойчивостью в достижении высоких результатов наших спортсменов, нам бы хотелось для них сделать что-нибудь приятное. Поэтому мы попросили участников художественной самодеятельности спеть песню, посвященную именно нашим незрячим спортсменам. Мелодию выбрали песни А. Пахмутовой «Команда молодости нашей», а стихи написал Владимир Бухтияров.
Зал попрошу подпевать нам. Листочки с текстом песни розданы. Итак, начинаем!

Текст песни, посвященной спортсменам на мелодию А. Пахмутовой «Команда молодости нашей».
Идут вперед незрячие спортсмены,
Упрочив федерацию свою.
Рекордов ждем от перспективной смены,
И гвардия по-прежнему в строю.
Припев:
У ВОС атлеты – высший сорт,
И общей славой каждый горд,
Победы выстраданы нами,
Победы заслужил российский спорт.

Отлично помним золото Турина,
Бразильский оглушительный успех,
В сраженьях олимпийского Пекина,
Опять делили трудности на всех.

Припев.

ВЕДУЩИЙ 2. Что ж, дорогие друзья, выходит, что наша надежда и опора – Всероссийское Общество слепых. Его местные организации работают так, чтобы каждый подопечный знал, что о нем беспокоятся и заботятся. И не чувствовал себя одиноким, не думал, что только у него такие острые проблемы, не замыкался в четырех стенах. Мы зачитаем несколько выдержек из Устава Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени Общество слепых».

ВЕДУЩИЙ 1: Статья 3. Основными целями ВОС являются: защита прав и интересов инвалидов по зрению, участие в определении и реализации государственной политики в отношении инвалидов, содействие в реализации государственных полномочий в медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и интеграции, приобщение к труду, образованию, культуре и спорту, улучшение их материально-бытовых условий.

ВЕДУЩИЙ 2: Статья 4. Для достижения указанных целей ВОС решает следующие основные задачи и выполняет функции:
Статья 4 пункт 2. Участвует в осуществлении мероприятий по социальной защите и интеграции инвалидов по зрению, совместно с органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления, создает инвалидам по зрению необходимые условия для реализации гражданских и социально-экономических прав и возможностей. Участвует в формировании доступной среды жизнедеятельности и обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам социальной сферы.

ВЕДУЩИЙ 1: Статья 4 пункт 7. Оказывает органам службы занятости всех уровней содействие в трудоустройстве инвалидов по зрению, в организациях всех форм собственности. Организует трудоустройство инвалидов по зрению в хозяйственных обществах, организациях и учреждениях ВОС, содействует их индивидуально-трудовой деятельности.

ВЕДУЩИЙ 2: Статья 4 пункт 13. Совместно с органами государственной власти РФ и субъектов РФ , органами местного самоуправления, осуществляет социокультурную реабилитацию и проводит физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

ЧТЕЦ:
Позабуду ссоры и разлады,
Растворяется страхи и угрозы,
По лицу листочками погладит,
Как рукою, веточка березы.
Пусть трава ласкает мои ноги,
Гимны жизни исполняют птицы,
Отойдут житейские тревоги,
И свободней сердце станет биться.
Но в лесу я много ли увижу?
Не деревья – только силуэты.
Я себя обидой не унижу,
Лишь скажу: «Спасибо и за это»!

ЮМОРИСТ: Двое слепых идут друг другу навстречу, неожиданно сталкиваются и оба теряют трости. Разом наклоняются и судорожно начинают шарить по тротуару. Один, обнаружив трость: «Фу, не моя!» - и отбрасывает ее в сторону. Второй, также находит трость и также отбрасывает от себя : «Вот незадача! Это чужая!» Хотите – смейтесь, хотите – нет.

Номер художественной самодеятельности.

ВЕДУЩИЙ 1: Многие, наверное, помнят, что в период процветания Всероссийского Общества слепых его учебно-производственные предприятия по существу являлись комплексными реабилитационными центрами, в которых достаточно успешно проводилась элементарная, спортивно-оздоровительная, социокультурная, медицинская и психологическая реабилитация инвалидов по зрению. Фундаментом, на котором базировалась вся реабилитационная работа, являлась трудовая деятельность инвалидов по зрению.
Теперь, как нам кажется, государство сознательно стремится уничтожить ВОС как общественную организацию. Судите сами. Отменив налоговые льготы для хозяйственных обществ инвалидов, государство создало на рынке равные условия для предприятий с неравными возможностями. Разве может, скажем, хромой на обе ноги соревноваться в беге наравне со здоровыми?
Не секрет, что Всероссийское Общество слепых сможет полноценно функционировать только при наличии нескольких условий: установление налоговых льгот для его хозяйственных обществ, государственная дотация на создание новых и сохранение существующих рабочих мест для инвалидов по зрению, получение государственных заказов, разрешение монопольного производства той или иной продукции, а также всеобъемлющая автоматизация производства на основе передовых технологий.

ЧТЕЦ:
Когда коснулась жгучая беда,
Казалось мне, что я совсем одна.
Совсем одна в цветущем мире том,
И только тьма, и только тьма кругом.
Терзала мысль: «Как быть? Как дальше быть?
И стоит ли на этом свете жить?
Смогу ли тесный круг я разомкнуть
И за пределы за его шагнуть?»
Не ведала, что есть на свете ВОС,
Где разрешим почти любой вопрос,
Огромная и дружная семья –
В нем атмосфера, да и жизнь своя.
Здесь люди все с распахнутой душой,
Помогут добрым словом и рукой.
И не дадут споткнуться и упасть,
И не дадут, тем более, пропасть.
Спешат навстречу и спешат помочь
Развеять затянувшуюся ночь.
От их поддержки и от теплоты
Я ощущаю прелесть красоты.
И с ними вместе жизнь не так коварна,
Я добрым людям очень благодарна!

На сцене участники художественной самодеятельности (хор или ансамбль в малом составе). Исполняются сатирические частушки. Для удобства организаторов печатаем небольшую подборку частушек, однако на наших предприятиях и в местных организациях всегда можно найти талантливых сочинителей этих песенных миниатюр. Частушки, написанные с учетом местного материала, зрителями всегда принимаются с восторгом.


Я на сцену выхожу –
Придержи овации!
Вам частушки предложу
О реабилитации.

Мы, незрячие ребята,
Очень весело живем.
То на что-нибудь наткнемся,
То кого-нибудь сшибем.

Посредине тротуара
Вольва новая стояла.
Белой тростью инвалид
Повредил ей внешний вид.

В Интернете как-то я
Отыскал подругу.
Я слепой, она глухая –
Как понять друг друга?

Вдруг незрячий в люк упал,
Покидая здание.
Газовщик под ним смолчал,
Потеряв сознание.

Белой тростью дорожу,
При себе всегда держу.
Она моя подручна,
Подружка неразлучна.

Знает каждый инвалид –
Взрослый и молодка –
Что без грифеля прибор,
Как без весел лодка.

Слепота нам не помеха,
Да и возраст – не беда,
Зрячим в песнях не уступим
Ни за что и никогда.

Дорогие депутаты,.
Нам нетрудно вас понять:
Чтобы вам оставить льготы –
С инвалидов надо снять.

Был богатый ВОС и толстый,
Стал голодный и худой,
Обещанья демократов
Зарастают лебедой.

Раньше было нас так много:
Может, больше тыщи.
А сегодня по цехам
Только ветер свищет.

Ходят парни по цехам,
Головой качают:
Почему на УПП
Девок сокращают?

Очень странная картина,
Сослепу и не поймешь –
Нас, рабочих, сокращают,
Управленцев не сочтешь.

ВОСу восемьдесят лет,
Мы терпели много бед.
Не сломает нас беда!
Не сдадимся никогда!

ВЕДУЩИЙ 2: Дорогие друзья! Будем надеяться на лучшее, ведь мы, инвалиды по зрению – оптимисты, тем более, курс, взятый Минздравсоцразвития на улучшение положения инвалидов в течение последних месяцев, продолжается.
На одном из первым заседаний в Кремле президент РФ Д.А. Медведев объявил:
«Отношение к инвалидам в России необходимо изменить и сделать поддержку их государственным приоритетом!»

ЧТЕЦ:
Рождены мы на свет, чтобы жить,
Красотой наслаждаться земною,
Бескорыстно и честно дружить,
И всегда быть с открытой душою.
Быть упорными, в сложной борьбе
Добиваться намеченной цели.
Не сдаваться злосчастной судьбе,
Если даже душа на пределе.
Помогать всем, попавшим в беду,
Улыбаться почаще прохожим,
Оказавшись у всех на виду,
На себя оставаться похожим.
Ради этого стоит нам жить,
Чтобы, встретившись, не потеряться,
Понимать, уважать и любить,
И друг другом всегда восхищаться.

ВЕДУЩИЙ 1: В жизни каждого человека есть моменты, когда надо бросить вызов судьбе, собрать воедино волю, крепость духа, жизненные силы, терпение, упорство, - и выстоять, и победить. Эта простая истина людям с ограниченными возможностями понятнее и ближе, чем многим другим. Главное для нас, инвалидов – несмотря на недуг, сохранить многоцветье жизни, ее радость, добро и красоту, опираясь на поддержку родных и близких, на понимание и помощь всех, кто, повинуясь чувству долга и велению собственного сердца, всегда готов встать рядом.
К сожалению, наш вечер заканчивается. Так, пожелаем же друг другу от всей души мира и тепла, счастья и доброго здоровья, душевного спокойствия и благополучия!

ВЕДУЩИЙ 2:
Пускай людская теплота
Нас греет постоянно,
Жизнь инвалида непроста –
В душе зияет рана.
Поможет выжить мудрость книг,
И радость доброй встречи,
А единенья светлый миг
Укутывает плечи.

Хор исполняет песню о России (или включается фонограмма).

Автор-составитель:
методист-инструктор ОМО КСРК
Л.М. Анфилофьев

В сценарий включены стихи незрячих поэтов – Г. Приземлина, В. Черкасова, В. Лиманского, Ф. Шоева, Г. Гончаровой, В. Верхова, А. Левы, Р. Ахтямовой, В. Бухтиярова, Р. Гардиева, С. Клюкиной, Л. Паршиной, а также стихи Роберта Рождественского.

ЛИТЕРАТУРА

  • Журнал «Наша жизнь». - 2007-2008 гг.
  • Журнал «Страна и мы». - 2007 г.
  • Журнал «Паралимпийский вестник». – 2006-2007 гг.
  • Подборка «Стихи незрячих поэтов. Незрячие – о себе». – 2005. - Вып. 5.
  • Страницы Интернет.