Экскурсия по Центральному музею ВОС

Автор: Федотова Т.И.
Год издания: 2002
Вид работы: Статья
Тема: Центральный Музей ВОС: Обзор
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария


26 апреля в здании Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС, в котором в советское время располагался Центральный музей Общества, состоялось официальное открытие обновлённой экспозиции музея истории ВОС.
На торжество пришли ветераны ВОС, члены Центрального правления, представители Правительства Москвы, актива городских организаций ВОС, ВОГ, ВОИ, работники столичных музеев, журналисты. Президент ВОС Александр Яковлевич Неумывакин особо отметил роль ветеранов Общества в осуществлении решения Центрального правления о воссоздании музея. В нынешних условиях нелегко было решить поставленную задачу, но душою дела стали ветераны: Борис Владимирович Зимин, Денис Петрович Дорош, Анна Павловна Язвина, Владлен Иванович Шершнёв, Усман Аглиевич Хафизов и другие. Большая работа проведена специалистами Исторического музея, а также музея "Преодоление" имени Николая Островского, работниками КСРК, художниками, дизайнерами.
Все выступавшие говорили о важности музея как учреждения, занимающегося сбором, хранением и пропагандой всего лучшего, на что способны инвалиды по зрению при понимании и поддержке со стороны государства и общества. Музей обобщает многолетнюю практику совместной работы слепых и зрячих над решением многих конкретных проблем социальной и трудовой реабилитации. Подчеркивалось, что свою воспитательную и творческую миссию музей не выполнит, не став связующим мостом поколений и не имея деятельной поддержки восовской общественности. Во многих региональных организациях существовала традиция создавать небольшие комнаты-музеи. Есть в первичках энтузиасты — собиратели и хранители бесценных свидетельств нашей общей биографии. Как важно поддерживать эти добрые очаги, ведь мы не хотим быть "Иванами, не помнящими родства"!
Новая экспозиция состоит из 15 разделов, включающих: дореволюционную историю слепых; историю общественного движения слепых и создание ВОС; ВОС в 20-30-е годы; ВОС в период Великой Отечественной войны; послевоенный период ВОС до XV съезда; период от XV съезда по 2000 год.
При входе размещён макет помещения Центрального музея ВОС (в масштабе 1:50, изготовитель "Логос" ВОС, макетчик Яковлев В.В., Москва, 2002 г.) с указанием маршрута осмотра экспозиции. Макет интересен тем, что по нему незрячий очень легко может сориентироваться и передвигаться по залам музея самостоятельно. На макете имеются брайлевские надписи, с указанием, где какие разделы расположены, чему они посвящены.
Экспонаты музея размещены в трех просторных залах. В витринах и на стеллажах первого можно найти подлинные исторические документы, начиная с работ Валентина Гаюи. Какой след оставил в истории великий француз? В начале 80-х годов XVIII века он увлёкся идеей облегчить участь слепых путем обучения их наукам и ремеслам, чтобы они своим трудом могли обеспечить собственную жизнь. Со своим первым учеником Франсуа Лезюэром Гаюи при поддержке короля Людовика ХVI в 1786 году открыл в Париже первое в мире учебное заведение для слепых. Начало рельефной письменности слепых относится ко времени Валентина Гаюи. Именно он применил рельефно-линейный шрифт в работе с Франсуа Лезюэром. В дальнейшем этот шрифт совершенствовали многие тифлопедагоги мира. Приглашённый Александром I в Россию, Гаюи в 1807 году открыл в Петербурге подобное учебное заведение для русских слепых.
Самый ценный экспонат первого зала - аттестат об окончании Иваном Федоровичем Глазыкиным, видным общественным деятелем ВОС, организатором Саратовского отдела Общества, мастерских имени Грота. Документ датирован 1915 г. Его передали музею родственники Глазыкина.
Как попадают в музей экспонаты? Например, перед открытием первой экспозиции (27 июня 1991 года) старший научный сотрудник музея Владимир Александрович Ирха договорился с дочерью Владимира Александровича Викторова о том, чтобы она передала в дар музею личные вещи отца, которого в 1925 году избрали первым председателем Совета ВОС.
Людмила Владимировна подарила баян, карманные часы фирмы "Буре", лист с наказами нижегородских организаций, переданными ему при переводе на работу в Москву сразу после I съезда.
Несомненно, одной из выдающихся личностей в истории ВОС является ослепший художник Василий Иванович Нечаев (1877-1933 гг), который в самом начале 1916 г стал организатором и руководителем Всероссийского союза слепых. Он окончил Петербургскую академию художеств. В 20 лет потерял зрение. В 1911 году его рисунки были показаны в Лондоне во время работы Международного конгресса по делам слепых. После этого он вновь взялся за писание картин, одна из которых попала в коллекцию бывшего военного министра России генерала Куропаткина. Не раз Нечаев посещал различные заведения Мариинского попечительства слепых, что и привело его к идее создания Общества слепых (ОС).
Деятельность Всероссийского союза слепых распространилась на многие губернии России. Но после октябрьского переворота 1917 года и в условиях начавшейся гражданской войны он не мог существовать и самораспустился. Правда, свои союзы слепых появились, в частности, в Москве, Смоленске, Иркутске.
После гражданской войны идея создания общероссийской организации слепых возрождается. В 1922 году в Москве создается инициативная группа, которую возглавил Борис Петрович Мавромати (1897-1938 гг).
Мавромати ослеп в два года. Окончил Уфимское училище для слепых детей, а затем юридический факультет Томского университета. Вступив в партию большевиков, он вёл активную партийную работу в Уфе. В 1922 году его перевели в Москву: назначили политруком детского дома М 1 для слепых детей и председателем инициативной группы по созданию ВОС.
Год спустя, на общемосковском собрании слепых Мавромати избрали председателем Совета Всероссийского общества слепых. В губерниях возникают местные отделы и ячейки СВОС; к апрелю 1925 года этих отделов и ячеек насчитывалось 20. Шестого апреля 1925 года в Москве собирается 1 Всероссийский съезд слепых, который подвёл итоги первого этапа образования ВОС.
Об этапах становления и развития общественного движения слепых рассказывают экспонаты музея: прибор Клейна (1809 г); уникальная арифметическая доска, своеобразный ручной "микрокалькулятор", английского слепого математика профессора Саундерсона (начало XVIII века); доска Гебольда; доска Новикова (1908 г); отчёты особого отдела по предупреждению слепоты за 1901 г; личные вещи. Причем, много экспонатов поступило в музей из Москвы и области. В частности, брайлевская пишущая машинка "Пихта" (Берлин, 1914 г) досталась от Зинаиды Ивановны Шаминой. Журналы "Слепец" передал Юрий Иванович Кочетков, главный редактор "Школьного вестника". Комплект подлинных Отчетов Мариинского попечительства слепых подарил Владимир Михайлович Якунин. Эти документы - раритеты, их можно найти только в Российской Государственной Библиотеке. Не меньшую историческую ценность представляют книга Скребицкого (1903 г), фотография "Дети на уроке пения", переданная из Архива кинофотодокументов (Санкт-Петербург, 1981 г), портрет Белерминова, профессора военно-медицинской академии, подаренный Санкт-Петербургским военно-медицинским музеем. Интересна карта Советского Союза, переданная Розалией Львовной Золотницкой, географом, путешественницей, совершившей поездку по странам Юго-Восточной Азии по маршруту В.Я. Ерошенко. Она также отдала небольшую брошюру профессора Щербины, его дореволюционный портрет.
Особое место в музее занимают экспонаты, рассказывающие об участии незрячих в Великой Отечественной войне.
Рабочие предприятий ВОС, трудясь на своих рабочих местах, считали себя мобилизованными. С первых дней войны они выпускали маскировочные сети, ящики для снарядов, коробки для медикаментов, артиллерийские банники, щетки, валяную обувь, ватные одеяла, курительные книжки, нательное белье и другую продукцию, необходимую защитникам Родины. Члены небольших ячеек ВОС вязали для бойцов свитера, варежки, носки, которые вместе с письмами посылали на фронт. В составе фронтовых агитбригад, поднимавших дух воинов, были незрячие и полузрячие артисты - члены ВОС. Были, наконец, восовцы, которым довелось принять участие непосредственно в боевых действиях: в составе подпольных групп, партизанских отрядов или даже в рядах действующей армии. Подвиг одного из них - слепого баяниста Михаила Попова, зачисленного в состав воздушно-десантной бригады имени Сергея Мироновича Кирова, оборонявшей подступы к Москве, воспел один из самых известных поэтов-фронтовиков Алексей Сурков в поэме «Песня о слепом баянисте». Выпускница ленинградской школы для слепых детей, работница Боровичского учебно-производственного комбината им. 10-летия ВОС Настя Лопуха, оказавшись на захваченной врагом территории, используя свой небольшой остаток зрения, стала партизанской связной и героически отдала свою жизнь в борьбе с оккупантами.
В начале обороны Ленинграда в блокадном кольце осталось около 300 инвалидов по зрению. Незрячие ленинградцы вместе со всеми горожанами, работая в тяжелейших условиях, под вражескими бомбежками выполняли военные заказы, плели маскировочные сети, работали в госпиталях, устраивали концерты для раненых. В конце 1941 г в частях противовоздушной обороны города стала заметно ощущаться нехватка «слухачей», работавших на звукоулавливающих установках, предупреждавших в ночное время наших зенитчиков и прожектористов о приближении вражеских самолетов. Осколки, слуховые контузии от взрывов авиабомб и начавшийся голод выводили из строя этих специалистов. Тогда командование фронта обратилось через Ленгоротдел ВОС с предложением к оставшимся в городе незрячим помочь обороне. Отобранных военно-медицинской комиссией 12 добровольцев после краткосрочного обучения распределили по зенитно-прожекторным подразделениям. Они получили воинские звания старших сержантов и несли службу наравне со зрячими воинами. Из них трое отдали свои жизни за Родину, столько же вышли из строя по состоянию здоровья, остальные оставались в строю до 1944 года, когда блокада города была окончательно снята. Вместе с 84-мя ленинградцами - членами ВОС они были награждены медалями «За оборону Ленинграда», а старший сержант А.Ф. Бойко, кроме того, двумя медалями «За боевые заслуги».
Появление в военных госпиталях военноослепших солдат и офицеров потребовало от Общества коренной перестройки всей его работы. В 1943 году оно активно создает новые учебно-производственные мастерские, производившие изделия для нужд фронта.
Этой работой занимались тифлопедагоги, работники местных правлений и многие энтузиасты Общества слепых. В госпиталях читали лекции о деятельности ВОС, рассказывали о незрячих рабочих и тружениках села. Тифлопедагоги обучали военноослепших брайлевской грамоте. Организовывались курсы военноослепших по подготовке их к трудовой деятельности. В Перми еще в 1939 году, во время советско-финского вооруженного конфликта, были организованы курсы для военноослепших, которые по окончании их поступали в высшие учебные заведения. Курсы эти предназначались для перестройки психологии людей, морально подавленных полученным тяжелейшим увечьем, и для подготовки их к получению дальнейшего образования. Многие раненые прямо из госпиталей присылали в Пермь свои заявления: «Прошу зачислить меня на курсы подготовки в вуз, как потерявшего зрение на войне. 29 апреля 1942 года» (из личного дела Е.Е. Билецкого). «Прошу зачислить... Находилась на фронте в санитарных частях. 14 апреля 1942 года была ранена осколками мины в лоб и левый глаз» (из анкеты и заявления Г.В. Васильевой). Со всех концов страны в Пермь направлялись молодые красноармейцы, до конца исполнившие свой воинский долг и горевшие желанием заново определиться в жизни. Вот по лесной проселочной дороге медленно движется санный обоз... От январского 45-градусного мороза лопаются деревья. Обоз замыкает человек в солдатской шинели. Идет он, ориентируясь при помощи бамбуковой палки, отрезанной от удилища. Так добирался до Перми из далекой архангельской деревни В. И. Шумилов, четверть века затем руководивший Пермской областной организацией ВОС.
Курсами для военноослепших в Перми, созданными на базе местного педагогического института, руководил незрячий член-корреспондент АПН СССР; профессор Борис Игнатьевич Коваленко. Через них прошло около 300 инвалидов по зрению.
Экспозиция второго зала охватывает все разделы образования незрячих. Здесь и шеститочие Луи Брайля, и первая печатная книга Анны Адлер, "Жизнь слепых" Виктора Белорукова, книжная продукция издательств "Чтение", "Репро", "Логос". Различным тифлоприборам и рельефно-графическим пособиям (в основном, бытовым, учебным, а также играм), которые содействуют социальной реабилитации и интеграции незрячих, также отведено значительное место.
Чем интересна деятельность Мариинского попечительства? Окунемся немного в историю. Во время русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. по указанию жены Александра III императрицы Марии Александровны было образовано "Главное попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов". Во главе нового учреждения императрица поставила известного государственного деятеля — статс-секретаря Константина Карловича Грота и обратила его внимание на военноослепших. Сам он, правда, ставил перед собой задачу шире и испросил у высочайшей покровительницы разрешение на открытие благотворительного общества для всех слепых. Так, в 1881 году в Петербурге начало свою деятельность
Мариинское попечительство о слепых, имевшее целью воспитание и образование слепых детей для приобщения их к самостоятельной жизни, образование взрослых слепых и приобщение их к труду, а также учреждение заведений для содержания престарелых и немощных слепых.
По всей России Попечительство открыло школы, училища для слепых детей, мастерские для взрослых и убежища для престарелых и немощных незрячих. Курс школьного обучения был элементарный, по объему приблизительно равный курсу сельских училищ Министерства народного просвещения с пятилетним сроком обучения. Преподавали Закон Божий, русский язык, арифметику, историю, географию и естествознание, пение, гимнастику. Мальчиков обучали начаткам ремесел, девочек — рукоделию. 
Анна Адлер, замечательная русская просветительница, всю свою жизнь посвятившая делу служения слепым. Анна Адлер родилась в Москве. Образование получила в Казанской женской Мариинской гимназии, по окончании которой там же окончила годичные педагогические курсы.
С 1882-1888 гг. работала в Распорядительном комитете при Московском учебно-воспитательном заведении для слепых детей, где занималась разработкой методических пособий, учебно-наглядных пособий и составлением учебных программ.
С 1888 года она работала в Политехническом музее, где заведовала отделом по обучению слепых.
В 1894 году она издает для слепых детей свою первую книгу, а в 1897 году - вторую книгу (Сборник биографических статей для среднего возраста).
В 1894 году она передает свой печатный станок в Московское учебно-воспитательное заведение для слепых детей, где со следующего года начинается печатание книг шрифтом Брайля.
Мариинское попечительство первые свои книги шрифтом Брайля начало издавать также в 1895 году, и в 1895 году Анною Адлер в Москве была открыта первая библиотека для слепых.
В 1922/23 гг. Анна Адлер принимает активное участие в работе инициативной группы по созданию Всероссийского общества слепых. Умерла Анна Александровна Адлер 22 июля 1924 года.
Из наиболее интересных тифлоприборов — "Токинг бук". Это английский прибор 30-х годов XX века, можно сказать, первый магнитофон для чтения книг слепыми. Его можно увидеть только в этом музее. Немалую ценность представляют приборы для письма. Так, прибор Бюргера, механика из Дрездена (Германия), — эта мастерская выпускала приборы для
всей Европы, в том числе и для России, — представляет собой доску с передвижной линейкой. Линейка Паблазека изобретена в 1873 г и впервые представлена на II Международном конгрессе по делам слепых в Дрездене. Это однострочная линейка из латуни, у которой брайлевское шеститочие не вогнутое, как на обычных приборах, а выпуклое, т. е. писать на ней надо грифелем в виде ключика, который не прокалывает, а огибает по точкам бумагу Иными словами, она дает возможность незрячему писать так называемым прямым письмом слева направо. Английский прибор (1901 г) представляет собой деревянную доску с двухстрочной линейкой. Ее можно приспособить для письма плоским шрифтом слепых по системе Гебольда, а при помощи линейки, которая на ней лежит, — по Брайлю. Правда, она менее удобна. Все эти экспонаты демонстрируют этапы развития шрифта слепых и приборов для письма. Каждая новинка проходила через Международные конгрессы, которые проводили раз в три года, начиная с 1873-го. Как правило, во время них устраивали выставки, на которых представляли новшества в области тифлологии, определяли их значение и возможность распространения.
Любопытен прибор Витте для курсивного письма слепых, единственный в нашей стране экземпляр которого хранится в музее. Чем же знаменит Георгий Александрович? Он был директором приюта (по-современному — заместитель директора школы-интерната по воспитательной работе). В 1912 г. изобрел свой прибор, рассчитанный на тех, кто до потери
зрения умел писать. Новшество состояло в том, что верхняя и нижняя его части — раздвижные, что дает возможность легко прописывать надстрочные и подстрочные элементы букв: в, б, у и т.д. Этот уникальный прибор изготовлен из металла, им легко пользоваться. Историческую ценность представляет Лейпцигский математический набор (Германия), подаренный московской школой-интернатом № 1.
Экспонаты сразу нескольких витрин отражают историю общественного движения слепоглухонемых. Например, единственный в своем роде прибор "Экран", сконструированный профессором Иваном Афанасьевичем Соколянским, представляет собой аппарат для преобразования плоскопечатного текста в рельефно-точечный. Это электроприбор, в который вставляется обычная книга, а на стеклянном экране выступает проекция, преобразованная в
рельефно-точечный шрифт. Им пользовалась в работе Ольга Скороходова.
К открытию музея ряд экспонатов подарил Сергей Алексеевич Сироткин, заведующий сектором по работе со слепоглухими отдела социальной и профессиональной реабилитации "Реакомпа": это коммуникатор в виде пишущей машинки с рельефно-точечными буквами, с помощью которого зрячий может общаться со слепоглухим; брайлевская машинка "Заря", на
которой печатала Ольга Скороходова.
Интересный экспонат, только что полученный музеем, — вибробудильник для слепоглухих. Это вибратор, который крепится на кисти слепоглухого. Он соединен с проводами, обматывающими постель. В нужное время будильник вибрирует. Интересны также карманный слуховой аппарат со встроенным микрофоном для слепоглухих, ряд уникальных книг о слепоте в России, изданных в 1897 г., в частности, работа С.С. Головина, профессора императорского Новороссийского университета, "О слепоте в России" (Одесса, 1910 г).
В зале широко представлены приборы, пишущие машинки, игры, которыми пользуются незрячие. Много места отведено послевоенному строительству Общества.
Сразу же после войны ВОС приступило к техническому вооружению своих предприятий, тем более, что это позволяло внедрять более индустриальные виды работ и трудоустраивать большее количество рабочих. Направление, взятое на создание собственной индустриальной базы в Обществе, начало приобретать зримые черты. А уже IX съезд ВОС принял в 1959 году решение о завершении рационального качественного трудоустройства инвалидов по зрению, о дальнейшем расширении предприятий, механизации на них тяжелых производственных процессов, об улучшении условий труда на учебно-производственных предприятиях. Всероссийское общество слепых вступало в свой «золотой век» - эпоху более, чем 25-летнего, невиданного до той поры благополучия и процветания.
От тяжелых производственных процессов предприятия Общества стали переходить к видам продукции, более приемлемым для труда инвалидов по зрению, с учетом трудовых рекомендаций ВТЭК, обеспечением оптимальной освещенности производственных помещений и рабочих мест. Разрабатывались приспособления, облегчающие труд слепых и расширяющие его применение в производстве, создавались санитарно-гигиенические производственные условия, способствующие сохранению остаточного зрения, осязания и слуха. Эта установка Х съезда ВОС во многом определила работу Общества на многие десятилетия вперед.
Общество исходило из того, что вопросы механизации и совершенствования производства являются не только средствами повышения производительности труда и экономического укрепления предприятий, но и улучшения и облегчения труда слепых, и расширения возможностей его применения.
В 70-е годы Всероссийское общество слепых, выполняя основную задачу приобщения незрячих к общественно-полезному труду и улучшения их всестороннего обслуживания, добилось дальнейшего совершенствования производственно-хозяйственной деятельности, повышения уровня воспитательной и культурно-просветительной работы.
Общество продолжало укреплять, специализировать, развивать учебно-производственные предприятия, расширять кооперирование с государственными предприятиями, изыскивать новые индустриальные профили производства, доступные труду слепых, и на этой основе проводить дальнейшую работу по рациональному качественному трудовому устройству слепых. За этот период специализировано 219 производств.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1975 г за заслуги в деле приобщения к общественно-полезной деятельности инвалидов по зрению ВОС награждено орденом Трудового Красного Знамени. Звание «Предприятие высокой культуры производства» присвоено 84 учебно-производственным предприятиям. Промышленностью Общества был взят курс на увеличение выпуска товаров народного спроса.
Из 180 предприятий ВОС к 1985 году на 62 профилирующими являлись изделия электротехнической промышленности, на 41 - средства связи и вычислительной техники, на 29 - изделия автопромышленности, тракторного и сельхозмашиностроения, на 17 -  металлоизделия и бытовые приборы, на 10 - изделия из бумаги, картона и полиграфической промышленности, на 8 - щетинно-щеточные изделия и др. За годы 11-й пятилетки количество предприятий, выпускающих изделия электронной промышленности и промышленности средств связи увеличилось с 24 до 42. По согласованию с Советом Министров РСФСР; Министерством здравоохранения РСФСР Общество на протяжении многих лет финансировало строительство 17 современных глазных клиник от проектной документации до пуска объектов. В 1985 году открыт принадлежащий Обществу санаторий «Машук». На предприятиях ВОС созданы кабинеты здоровья и кабинеты социальной и трудовой реабилитации.
Преобразования   экономической   жизни   России, крупномасштабные изменения и сложность социально-экономической обстановки в стране отразились и на экономической жизни предприятий Общества. Во 2-й половине 1980-х и в 1990-е гг. важнейшими направлениями работы Центрального и местных правлений, производственных объединений и предприятий, учреждений и организаций ВОС были: выработка правовых гарантий деятельности Общества по защите интересов инвалидов по зрению в новых условиях; реорганизация структур управления и совершенствование хозяйственного механизма; разработка собственной экономической программы перехода к рынку. Во 2-й половине 1980-х гг проделанная работа позволила высвободить около 2 тыс. специалистов и служащих. Несколько возросла зарплата рабочих на предприятиях; объем средств, остающихся на УПП и ПО, увеличился почти в 5 раз и достиг 104,6 млн. рублей. План по прибыли на 1986-1991 гг. в целом по Обществу перевыполнен на 12,6 процента.
Важное место в работе Общества занимают вопросы социальной защиты, бытового и культурного обслуживания членов ВОС. Реабилитационная работа по-прежнему является одним из важнейших направлений в его жизни. Ее основная цель — создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей. Выдвинутая ХУ1 съездом ВОС задача сохранения единства Общества во всей России, является основным направлением работы ВОС на ближайшие годы. Всероссийское общество слепых - это единый социально-реабилитационный комплекс, и здесь не приходится говорить о приоритетности тех или иных направлений в его деятельности. Однако сейчас на повестку дня ставится проблема трудоустройства инвалидов по зрению. Центром компьютерных технологий Общества более двух лет назад оборудовано рабочее место незрячего программиста в справочной службе Главного агентства воздушных сообщений. В настоящее время Центр перешел к подготовке 25 незрячих специалистов для аналогичного  трудоустройства.
Третий зал музея целиком отдан науке, культуре, искусству и спорту. Внимание привлекают документальные свидетельства, рассказывающие о жизни и достижениях наиболее ярких ученых — членах ВОС. Особое место занимают скульптуры Лины По. Самобытные, талантливые произведения искусства, выполненные руками незрячих, могли бы стать украшением любого интерьера. В экспозиции есть работы, представленные студией керамики ДК им. Шелгунова, самодеятельным скульптором из Челябинска Н. Лебедевым, незрячим художником С. Поползиным, а также Сергиевпосадским детским домом и Волоколамской ШВТС.  Хранятся под стеклом и многочисленные спортивные трофеи, которыми были отмечены достижения спортсменов-восовцев на Параолимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Много экспонатов рассказывают о выдающихся незрячих – музыкантах, артистах, деятелях культуры. Но об этом вы подробно узнаете из дальнейших разработок методического отдела и музея ВОС. 
Макет спортивного пистолета М. Марголина находится в витрине рядом с книгой "Записки конструктора-оружейника" М.Т. Калашникова, дважды героя Социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР. Дарственная надпись: "Центральному музею ВОС на добрую и светлую память о конструкторе-оружейнике Марголине Михаиле Владимировиче, с которым я был дружески знаком" (Москва, Воениздат, 1994 г). Нельзя не отметить изобретение Петра Франциевича Лесгафта — звуковой мяч для подвижных игр незрячих детей. По приглашению Константина Карловича Грота в 1886 г. Лесгафт занимался непосредственно с незрячими в училище слепых в Санкт-Петербурге. Именно тогда он и изобрел первый звуковой мяч. Как говорится в отчете Попечительства того времени: "Дети с большим удовольствием начали играть этим мячом".
Большую коллекцию фотографий Василия Яковлевича Ерошенко музею передал Виктор Герасимович Першин, а представленные в экспозиции книги — это дар посольства Японии в Москве (книги на японском языке): "Сказки" и воспоминания Ярошенко "Мои скитания".
Интересна история увлечения морскими раковинами К. Гайденко. Он работал в редколлегии на заводе, и вместо премии как-то его наградили путевкой в санаторий. Сначала он отказывался, но потом они с женой все же отправились отдыхать. И. как оказалось, не напрасно: Константин Николаевич буквально "заболел" раковинами. По возвращении рассказал о своем пристрастии знакомым. и ему стали отовсюду присылать рапаны. Было это в далеком 1961-м. В то время он уже работал на московском УПП № 2. Постепенно у Гайденко стала складываться коллекция, которая привлекла внимание Института океанологии. Благодаря быстрому ее пополнению сотрудники института заинтересовались и начали составлять ее научное описание. До сих пор Гайденко получает интересные экземпляры из разных стран мира: Австралии, Италии, США. Часть коллекции — 7500 экземпляров — он передал государственному Дарвиновскому музею, менее крупную часть — около 1000 экземпляров — МГУ. В дар музею ВОС коллекционер также передал несколько уникальных раковин. Параллельно Гайденко собрал одну из лучших подборок книг по морским
раковинам. Такой литературы ни в одной библиотеке нет. До сих пор в его доме собирают материалы для диссертаций.
Одна из ярких экспозиций состоит из работ незрячих художников. Первым среди них был Василий Иванович Нечаев. Но его работ в нашей стране практически не осталось, во всяком случае, о них не известно ни в Третьяковской галерее, ни в Русском музее. В 1994 г. в музей принес свои работы абсолютно слепой Сергей Поползин, молодой человек, тогда выпускник Иркутского художественного училища. Он привез после выставки за рубежом около 70 своих работ. Одну из них — "Пейзаж" — он подарил музею ВОС. Сергей Анатольевич Поползин родился в 1964 г., потерял зрение в 1990-м. Персональные выставки мастера прошли в Иркутске (1991 г) и в .московском центре "Преодоление" им. Н. Островского. Его творчество получило признание и за рубежом.
Как пишут картины слепые? Каждый говорит, что придумал новый способ для себя. На самом деле, в журнале "Слепец" есть статья Василия Ивановича Нечаева, в которой он рассказывает о себе и о том, как писал картины. Кажется невероятным, но рассказ Поползина полностью совпадает с рассказом Нечаева. Так что способ этот не нов, просто каждый для себя его открыл заново. В чем его суть? Сначала на холст накалываются английские булавочки по контуру того изображения, которое художник будет писать красками, и по этим наколкам уже красками наносится сюжет. Но краски тоже нужно различать. Нечаев пишет о том, что с помощью сестры помечал краски, делая наклейки по Брайлю, а как смешивать их, он уже знал, и ему было легко таким образом работать.
В музее есть предметы, принадлежавшие Лине По. Не только ее работы, но и личные вещи, в том числе стол, кресло, приемник, станок, на котором она создавала произведения. Набор инструментов скульптора. Вырезки из газет о ее участии в различных выставках. Практически мало кто сейчас знает, да и при ее жизни только узкий круг людей был посвящен в то, что она пишет стихи: 
Но знаю я, что, втянутое туго
в перчатку грусти, сердце не смолчит:
Оно сорвет дыханием упругим
печали жгут, рванется, зашумит.
И парусом, раздувшимся упрямо,
помчит меня, разя мятежный вал.
Чтоб новым чувством озарить мой мрамор,
чтоб песней новою гранит мой зазвучал...
                                                    1944 г.
Академик Филатов знал об этом увлечении Лины и посвятил ей реквием:
Угас твой друг.
Разбит сосуд хрустальный,
Жизнь унесла осенняя гроза.
И ты стоишь, безвольный и печальный.
И тонкая в очах дрожит слеза...
Завершает музейную экспозицию витрина с подарками Обществу от родственных организаций инвалидов.
Руководителям ВОС, общественности предстоит огромная работа по расширению экспозиций, их совершенствованию. Экспонаты должны быть максимально доступны восприятию незрячих посетителей. Не менее важна публичная деятельность музея — от организации постоянных посещений (и не только инвалидами по зрению), до проведения тематических диспутов. Почему бы музею не стать своеобразным клубом общественного
движения слепых России, чтобы громко звучал его гражданский голос.

Автор обзора:
Т.А. Федотова.