Текст сценария
Вы, наверное, замечали, что, несмотря на несхожие индивидуальные музыкальные пристрастия, военные песни любят и поют люди самых разных возрастов. Есть в этих песнях необыкновенная щемящая искренность, затрагивающая главные струны души. Очевидно, в первые дни мая уместен на клубной сцене именно вечер военной песни, подготовка к которому способна сплотить и старшее поколение, и молодежь. Важно, чтобы приглашенные ветераны были готовы спеть песню и ответить на вопрос ведущего – это поддержит атмосферу задушевности, сотворчества, когда хочется не только слушать, но и петь в общем импровизированном хоре.
К сожалению, ветеранов Великой Отечественно войны остается все меньше, а внуки подрастают, и мы в сценарии используем беседу внука и деда как условный сценарный ход.
В роли ведущих – деда и внука - участники художественной самодеятельности. Самодеятельные актеры, занятые в эпизодах, могут исполнять несколько ролей.
Тексты песен, предлагаемых в сценарии, можно найти в сборниках, например, «Когда поют солдаты», посвященном 55-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (М.: «Русь-РКБ», 2000. - 280с.)
Оформление сцены: На заднем плане - экран для демонстрации слайдов, на втором плане. так, чтобы не загораживать экран, размещены прикрепленные к падуге плакаты с названием вечера «К Победе шел, Россия твой солдат!», или «День Победы!», или «Пятиконечная звезда». На авансцене с левой стороны установлены столик и два кресла, на столе - два микрофона для ведущих вечера.
Дед сидит в кресле на авансцене и рассматривает свой военный фотоальбом.
ДЕД: 9 мая – праздник необычный. Всякий праздник – это, прежде всего, радость, веселье, смех. Необычность 9 мая в том, что радость переплетается с горем, смех со слезами.
И сегодня не тускнеет от времени память, и мы еще раз почувствуем, как дороги нам моменты, связывающие нас с июнем сорок первого года, как помогала нам песня, что роднит наши поколения, соединяет руки и сердца дедов, сыновей и внуков.
Звучит фонограмма – инструментальный проигрыш песни «День Победы», на фоне которого дед читает стихотворение.
ДЕД:
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
Проигрыш заканчивается.
Выходит внук, садится рядом с дедом в кресло.
ВНУК: Дед, это что за книга у тебя в руках?
ДЕД: Это не книга, а мой военный фотоальбом.
ВНУК: Дед, расскажи мне о войне!
Я не знаю войны – мне ведь только 17,
Не кричу по ночам – мне не снятся бои,
Отчего же мне, дед, так становится страшно,
Видя руки, пробитые пулей, твои?
Дед, скажи, почему вам не спится ночами?
Столько лет уж прошло с той проклятой войны.
Залечила страна свои страшные раны,
Не смогли залечить свои раны лишь вы.
И все ходите, ходите ночью в атаку,
И земля под ногами, как прежде, горит,
И в землянке, с гармонью, дымя папиросой,
В сорок третьем убитый дружок твой сидит.
Я не знаю войны – мне ведь только 17,
Не кричу по ночам – мне не снятся бои,
Но войну, слышишь, дед, я навек проклинаю
За пробитые пулей руки твои…
ДЕД(после слов внука):
Тот день - он лег водоразделом,
Как черный вал средь спелых нив,
Всю нашу жизнь с душой и телом
На «До» и «После» разделив.
Демонстрируются слайды с летними пейзажами. На их фоне звучит фонограмма - первый куплет песни «С чего начинается Родина», дед продолжает читать стихотворение.
Июнь… Клонился к вечеру закат.И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь… Тогда еще не знали мы
Со школьных вечеров шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Звучит фонограмма - второй куплет песни «С чего начинается Родина».
Дед с внуком уходит со сцены. Демонстрация слайдов заканчивается, Фонограмма сменяется пением ранних птиц. На сцене появляются несколько молодых пар, идущих с выпускного бала. Навстречу парам выбегает парень.
ПАРЕНЬ: Ребята, ребята! Война, началась война!
Все уходят со сцены за кулисы. Демонстрируются слайды: «народ у военкоматов», «строй солдат уходит на фронт» и т.п. Звучит фонограмма - «Священная война», затем музыка стихает и звучит фоном, слайды продолжают демонстрацию.
ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ:
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
«Священная война» звучит на полной громкости. На слова «…мучителям людей…», заканчивается демонстрация слайдов, Фонограмма микшируется.
На сцену выходят несколько пар: юноша с девушкой, мать с дочерью. Фоном идет мелодия любого довоенного вальса или «Прощание славянки» на эпизод расставания молодых людей.
ЮНОША:
Когда же я увижу снова
Твои дрожащие ресницы?…
Когда же я увижу снова
Твои печальные глаза?…
Что ж ты молчишь? Скажи хоть слово:
Война велит нам разлучиться…
Что ж ты молчишь? Скажи хоть слово!
В огонь уходят поезда…
ДЕВУШКА:
Зачем назвал меня любимой
Той долгожданной ночью светлой?
Зачем назвал меня любимой?
Теперь мой путь не изменить!
Любовь должна быть неделимой.
Она, как звездный свет, бессмертна…
Любовь должна быть неделимой,
Войне любовь не разделить!
ЮНОША:
Я ухожу, чтоб возвратиться…
Смотри, уже пылает небо!
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Над нашим счастьем поднят меч.
ДЕВУШКА:
Я верю, встреча повторится!
С тобою буду, где б ты не был.
Я верю, встреча повторится,
Как тысячи счастливых встреч!
Звучит фрагмент песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!» Юноша и девушка расходятся в разные стороны сцены за кулисы, мать выходит на авансцену и читает стихотворение.
МАТЬ:
Не забывайте кровь, разлуки,
Сердца, сожженные войною.
Не забывайте кровь, разлуки,
Во имя тех священных дней,
Пусть в цепь одну сомкнутся руки,
Пусть плечи вырастут стеною.
Пусть в цепь одну сомкнутся руки
И заслонят любовь людей.
Уходит. Внук с дедом появляются на авансцене и садятся в кресла, продолжают просматривать альбом.
ВНУК: Дед, а вот на этой фотографии изображены не наши солдаты! А что ты чувствовал, когда фашисты напали на нашу страну?
ДЕД: Ты знаешь, есть такая песня «Соловьи»… Не было такого человека, который бы не влюбился бы в нее, она отражает все то, что было в наших душах:
…Ведь завтра снова в бой –
Уж так назначено судьбой
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив.
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.
Дед просит зал спеть песню «Соловьи» (сл. А. Фатьянова) вместе с самодеятельным хором или солистом.
ВНУК: Дед, какой бой тебе больше всего запомнился?
ДЕД: Ты знаешь, помню, как сейчас - командир взвода зачитал приказ: «Озверевшая свора фашистской нечисти рвется к столице. Наша задача - занять оборону и стоять насмерть. Отступать некуда, за нами Москва!»
Дед просит зал подпевать хору или солисту, исполняющему «Дорогая моя столица» (сл. М. Лисянский). «Песню защитников Москвы» (сл. А. Суркова).
Текст песни:
В атаку стальными рядами
Мы поступью твердой идем.
Родная столица за нами,
За нами родимый наш дом.
Припев.
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага!
На марше равняются взводы,
Гудит под ногами земля,
За нами родные заводы
И красные звезды Кремля.
Припев.
Для счастья своими руками
Мы строили город родной.
И каждый расколотый камень
Оплатим мы страшной ценой.
Припев.
Не смять богатырскую силу:
Могуч наш заслон огневой,
И враг наш отыщет могилу
В туманных полях под Москвой.
Припев.
После исполнения песни дед продолжает.
ДЕД: Знаешь, внучек, ведь на войну поднялся весь народ. Многонациональное Советское государство, крепко сплотившись, билось за каждую пядь родной земли. Ведь наши войска участвовали не только в битве под Москвой. Было много других решающих битв: Сталинградская, Курская, битва за Днепр.
Дед может предложить зрительному залу спеть несколько песен, например:
- «Песня о Днепре» (М. Лепин, П. Шубин)
- «Дорожка фронтовая» (сл. Б. Ласкина)
- «Эх, дороги» (сл. Л. Ошанина)
- «Любимый город» (сл. Е. Долматовского)
- «Моя любимая» (сл. Е. Долматовского)
- «Смуглянка» (сл. Я Шведова)
Текст предлагаемых песен можно найти, например, на пластинке «Дорогами войны», поет Борис Зайцев.
Дедушка с внуком возвращаются к столику, где лежит фотоальбом, и просматривают его дальше.
ВНУК: Дедушка, а на этой фотографии твои друзья?
ДЕД: Да, это мои фронтовые друзья… Молодыми мы встретили врага. На карту была поставлена честь и независимость Отчизны, существование великой страны. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся, помнит о подвигах боевых друзей.
Участники самодеятельности дарят цветы фронтовикам.
Исполняется номер художественной самодеятельности. ( Вариант: дед предлагает залу спеть песню «Давай закурим» (комп. И. Френкель) или «Три танкиста» (сл. Б. Ласкина).
ВНУК: Дед, скажи, тебе трудно было в боях?
ДЕД: Было очень трудно, но песня помогала нам преодолевать страх. Много песен родилось во время войны, и в перерывах между боями мы пели:
Сидели дымные бойцы,
Бойцы с передовой –
И стар, и млад – совсем юнцы –
Весь цвет земли родной.
Мы танцевали на снегу.
Был адовый мороз.
Я это в сердце берегу
С любовью и без слез.
Номер художественной самодеятельности.
Предлагаемые вещи можно представить в любом исполнении.
- А. Т. Твардовский фрагмент из В. Теркина «Гармонь»
- В. Козина – С. Стрижов. «Забытое танго»
- А.Г. Новиков – С. Алымов. «Самовары – самопалы»
- Сл. Э. Галицкого и Г. Максимова. «Синий платочек».
ВНУК: Дедушка, а это фотография бабушки?
ДЕД: Да, внучек. Совсем еще девчонкой она пошла работать на завод.
ВНУК: Да, ведь воевали не только регулярные войска. Труженики тыла тоже вносили свой, часто непосильный, вклад в дело Победы.
ДЕД: Есть такие строки:
Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!?
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
Участники самодеятельности награждают тружеников тыла цветами.
Дед предлагает зрительному залу вспомнить песни, которые они пели в тылу.
Звучит «Огонек» (сл. М. Исаковского)
Дед и внук подходят к столу и рассматривают фотоальбом. Внук достает письмо, сложенное треугольником и спрашивает деда:
ВНУК: Дед, а как часто ты писал письма родным?
ДЕД: В передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Мы мечтали о мире. Мы верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.
«И в краткий миг припомнить разом надо
Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал.
Ты вспомнишь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал».
Звучит фонограмма «В лесу прифронтовом», приглушается свет, демонстрируются слайды – «привал солдат». Музыка микшируется, выходит чтец в военной форме.
ЧТЕЦ:
Пишу письмо перед началом боя.
Заговорят орудия сейчас…
И может быть, на солнце золотое
Сегодня я гляжу в последний раз.
Но я пойду, уверенный в Победе,
Расстреливать без промаха врага.
Коль сам погибну, живы будут дети…
Моя отчизна будет жить века!
Здесь можно использовать несколько вариантов: солист или зал может исполнить песню В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» или «Мы из дома писем ждем крылатых», «Бьется в тесной печурке огонь» (сл. А. Суркова).
Дед с внуком продолжают рассматривать фотоальбом. Внук, увидев фотографию, спрашивает.
ВНУК: Дед, а кто это в костюме Деда Мороза?
ДЕД: Мы остановились на привал в городе, где был детский дом. Мы помогали им провизией, и директор детского дома попросила меня быть Дедом Морозом, устроить детям праздник в Новый год. Наступал 45-й год. На него возлагались большие надежды, надежды на Победу.
На сцену выходят дети с воспитателем, и водят хоровод. Звучит первый куплет песни «В лесу родилась елочка». Дед, оставаясь на авансцене, говорит в микрофон:
Той зимою порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что уже не вернется радость.
В ту страну, где дома без стен.
Фонограмма - второй куплет «В лесу родилась елочка». Дети подпевают, музыка микшируется, дед продолжает говорить.
ДЕД: Малыши сквозь гром орудий и грохот канонады пытались различить звуки Новогодних хороводов. Зима – это Новый год, Дед Мороз, подарки…
Уходит за кулисы.
Фонограмма заканчивается, дети встают полукругом, из круга выходит девочка.
ДЕВОЧКА: А мне бы хотелось яркую ленточку в косу, цветные карандаши хотелось. И хочется подышать запахом маминого хлеба из печи. И еще конфет хочется…
МАЛЬЧИК: А к нам в этот Новый год настоящий Дед Мороз с подарками пришел.
В этот момент входит Дед Мороз и несколько солдат. Они поздравляют детей с Новым годом и раздают кусочки хлеба с сахаром.
За ними входит офицер, командует:
ОФИЦЕР: Отряд, стройся! (Солдаты строятся, «Дед Мороз» снимает костюм). За Родину в атаку!…
Солдаты строем уходят за кулисы, дети провожают их песней. Это может быть «Катюша» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера).
Все удаляются, остается воспитательница.
ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА:
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шел, Россия, твой солдат.
И не сломила, сердце не сгубила
И душу не растлила нам война
Видать, нечеловеческая сила
Ему, солдату русскому, дана.
Воспитательница уходит за кулисы, дед с внуком продолжают.
ВНУК:
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои.
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь ночами соловьи.
ДЕД: Вспомним же всех погибших, чья жизнь оборвалась по злой воле войны! Озарим ярким светом доброй памяти имена тех, кто нашел смерть на ее опасных дорогах! Всем погибшим, всем роковым жертвам войны – вечная память!
Звучит мелодия песни «Бухенвальдский набат». На сцену выходят две девушки, в руках у них свечи и тома «Книги памяти» (своей области). Книги устанавливаются на сцене на специально подготовленной подставке.
1 ДЕВУШКА: Наше сокровенное, из глубины сердца, восторженное слово всем матерям времен войны! Никто не сделал так много для поднятия боевого духа солдат, как они, осенившие уходивших на фронт материнским своим благословением! Вечная им память, вечная благодарность потомков!
2 ДЕВУШКА: Величальное слово наше главному работнику войны – матушке- пехоте!
Вечная память заживо горевшим бесстрашным танкистам, всем, навеки канувшим в ледяную купель холодных морей, - военным морякам!
1 ДЕВУШКА: Вечная память и вечный почет любимцам армии и тыла – летчикам!
Низкий поклон наш медицинским сестрам, врачам, чьим трудом, лаской, самоотверженностью были возвращены в строй тысячи бойцов!
2 ДЕВУШКА: В годы войны в наше город (село) не вернулись с поля боя (…) человек. Имена воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, навечно занесены в списки «Книги памяти» (области). Вечная слава павшим героям – солдатам, сержантам и офицерам!
1 ДЕВУШКА: Объявляется минута молчания!
ДЕД (После минуты молчания):
Мы считаем их вечно живыми,
Видим рядом в вечном строю,
Потому что делами своими
Учат жить нас в труде, как в бою.
Дед с внуком просматривают фотоальбом.
ВНУК: Дедушка, здесь ты такой радостный на поезде с цветами едешь!
Включаются слайды с фрагментами «возвращения солдат с фронта».
ДЕД:
Возвращались солдаты с войны
По железным дорогам страны.
День и ночь поезда их везли.
Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны
В эти дни бесконечной весны.
ВНУК: А кто тебя встречал, когда ты вернулся с войны?
ДЕД: Очень немногие вернулись с этой страшной войны целыми и невредимыми. Большинство с разной степенью тяжести ранения, но все-таки вернулись! Нас ждали близкие, родные, друзья, встречали, как настоящих героев, спасших Родину от рабства.
Звучит фонограмма песни сл. Л. Ошанина «Ехал я из Берлина». Все участники самодеятельности выходят на сцену с цветами, обнимаются, целуются, смеются.
Один из участников с гармошкой, девушки поют частушки.
Предлагаем примерный текст частушек.
Победители домой с фронта возвращаются,
Стало столько ухажеров, глазки разбегаются.
Ах ты, Гитлер косоглазый, тебе будет за грехи,
На том свете девки спросят: «Где же наши женихи?»
У милого моего вся семья военная,
Даже тетка, словно танк, необыкновенная.
Мой миленок за отвагу ордена имеет,
А как сядет со мной рядом, сразу онемеет.
Разгромил врагов миленок, а теперь домой пришел.
Чернобровую Марусю он в Воронеже нашел.
Веселись теперь, подружки, ведь закончилась война.
Милый мой придет героем, буду я его жена.
Вот и кончилась война, как бы нам не прозевать,
По двадцатому талону будут мальчиков давать.
За меня, за боевую, сваталися трое,
А я всем им отказала, с фронта жду героя.
Все ребята веселятся, что отвоевалися,
А девчата тоже рады – женихов дождалися.
ДЕД: Дорогие ветераны! Спасибо вам за то, что вы сделали для нас! А еще за то, что пришли к нам и пели вместе с нами!
ДЕД:
Пусть над Землей моей не рвется в клочья небо.
Пусть тишина полей прольется теплым хлебом,
И солнце по утрам свет дарит всей планете!
Не быть войне! Быть Миру. Счастья детям!
ВНУК:
Для дружбы, для улыбок и для встреч.
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Звучит фонограмма песни «День Победы», зал подпевает.
Автор – составитель:
методист Мартынова Н.В.