Луи Брайль и его великое шеститочие

Подраздел: ВОС, пожилые
Автор: Анфилофьев Л.М.
Год издания: 2008
Вид работы: Сценарий мероприятия
Тема: Сценарий юбилейного вечера
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Дом культуры, клуб
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария

В 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения Луи (Людовика) Брайля. Талантливого изобретателя и замечательного человека, много сделавшего для духовного прозрения слепых.

Имя Луи Брайля в настоящее время, как самое дорогое и близкое, произносят миллионы незрячих людей всех стран мира. Это имя вошло в их повседневную жизнь, так же, как в жизнь человечества вошли имена Ивана Федорова и Луи Пастера, Чарльза Дарвина и Ивана Павлова и многих других замечательных людей, принесших благо человечеству своими открытиями и изобретениями.

«Брайль» - это универсальная, самая простая и наиболее удобная, и потому непревзойденная рельефно-точечная система письменности для слепых. Это – книги, ноты, математические, химические и иные обозначения, предоставляющие незрячим возможность овладевать всеми ценностями духовной культуры человечества. Система Брайля – это величайший стимул в деле приобщения слепых к общественно-полезному, физическому и умственному труду.

Организационно-методический отдел КСРК ВОС предлагает учреждениям социокультурной деятельности сценарий «Луи Брайль и его великое шеститочие» и рекомендует организовать вечер в честь знаменитого француза. Однако юбилей изобретателя рельефно-точечного алфавита для слепых – существенный повод привлечь внимание государственных и социальных структур, а также общественности - к проблемам инвалидов по зрению с целью создания для них жизнеспособной среды обитания. Большое значение в это время имеет пропаганда средств реабилитации, разъяснение представителям органов местной власти и общественности значения этих средств для незрячего. Через средства массовой информации необходимо постоянно обучать здоровых людей тому, как можно помочь слепому на улице, в транспорте, в магазине, в учреждении, в быту. Поэтому к юбилею Луи Брайля может быть приурочен достаточно большой спектр мероприятий реабилитационного и информационного характера. Это – конкурс чтецов по Брайлю, конкурс художественного слова, концерт-конкурс авторской и бардовской песни, творческий вечер незрячего композитора, выставка поделок кружков типа «Хозяюшка» (шитье, вязание, плетение макраме, лепка, резьба по дереву, изготовление искусственных цветов, и другое прикладное творчество). Рекомендуем также устроить вечер незрячих поэтов как показатель высокого духовного развития людей с дефектами зрения. Участники художественной самодеятельности и любители поэзии могут подготовить подобное мероприятие, используя подборки стихов незрячих поэтов, которые разослал ОМО КСРК по региональным организациям.

Сцена, зал и фойе клуба (дома культуры), помещение местной организации – празднично украшается. В фойе совместно с библиотекой, организуется книжная выставка. На сцене, на специальной подставке или на столе, накрытом скатертью, устанавливается бюст или портрет Луи Брайля. Рядом – цветы. На заднике сцены, в обрамлении цветных лент, вывешивается плакат, на котором нарисована раскрытая книга, напечатанная рельефно-точечным шрифтом, по системе Луи Брайля. На одной странице лежит рука, читающая этот шрифт. На другой – «плоскими» буквами написано: «Луи Брайль – 200 лет со дня рождения». Надпись можно сделать, используя светящиеся шнуры-гирлянды «дюралайт» или «флекси-лайт». Для выступления художественной самодеятельности понадобится рояль, а для незрячих чтецов – стол и стул. Ведущим облегчат работу подставки типа пюпитров, на которые они могут положить тексты для ведения вечера.

После того, как зал заполнят гости, а участники приготовятся к выступлениям, на сцене включается полный свет, и звучат праздничные фанфары. Фанфары можно заменить «Праздничной увертюрой» Д. Шостаковича. Музыка стихает, занавес открывается. За роялем – пианист. Он исполняет «Французскую сюиту» И.С. Баха. За столом – незрячий пишет, используя «прибор Луи Брайля» и грифель. Затем берет книгу и читает под музыку отрывок из поэмы Виктора Черкасова «Высота».

ЧТЕЦ:
Мать спит. Ее дыханье ровно.
Пора в постель и самому.
Но нет, сижу за букварем я,
Одолевая дальше тьму.

Его страницы – в зернах точек,
И надо пальцами узнать,
Чего он мне, слепому, хочет
Их странной россыпью сказать.

Занятие не из веселых.
На сердце – грусти перевес.
Не я ль вчера окончил школу,
А тут вот на тебе – ликбез!

И «брайль», казавшийся сначала,
Китайской грамоте под стать,
Стал поддаваться, и помалу
Писать я начал и читать.

И вот от корки и до корки
Я книгу прочитал впервой.
Так, значит, вновь доступен Горький,
Блок, Маяковский, Полевой?!

И не заказан путь в науки,
А раньше думалось – навек.
Пусть взор померк, но зрячи руки.
Велик ты все же, человек!

Пианист уходит. На сцене – двое ведущих.

ВЕДУЩИЙ 1: Добрый день, дорогие друзья!

ВЕДУЩИЙ 2: Здравствуйте все, кто соприкасается с системой письменности для слепых, изобретенной Людовиком Брайлем.

ВЕДУЩИЙ 1: Да, мы собрались с вами в этом зале, чтобы отметить двухсотлетие со дня рождения Луи Брайля – талантливого изобретателя и замечательного человека. Вы только что прослушали фрагмент «Французской сюиты» Иоганна Себастьяна Баха. Это произведение мог исполнять Луи Брайль, когда воспитывался в Парижском институте слепых. В дальнейшем вы также будете слушать произведения зарубежных и русских композиторов конца 18 и начала 19 веков. Их Луи Брайль и его друзья по институту могли играть или слушать, сидя на концертах.

ВЕДУЩИЙ 2: Отрывок из поэмы Виктора Черкасова «Высота» прочитал (называет ФИО).

Печатаем краткий список фортепианных, вокальных и хоровых произведений, из которого организаторы вечера могут подготовить замечательный концерт, исходя их своих возможностей).

Фортепьянные произведения.

  • Гендель Г. Бурре, гавот (пьесы для фортепиано в форме старинных танцев)
  • Моцарт В.А. Немецкий танец, турецкое рондо. (из сонаты № 1)
  • Моцарт В.А. Соната си бемоль мажор.
  • Бетховен Л. Сонаты и «Элизе»
  • Бах И.С. Французские сюиты.
  • Фильд Дж. Ноктюрн си бемоль мажор.
  • Глинка М.И. Разлука (ноктюрн), Прощальный вальс, Мазурка.
  • Грибоедов А.С. Вальс.

Вокальные произведения для сольного исполнения.

  • Моцарт В.А. Мой тяжек путь (песня для голоса с фортепиано, сл. И. Гермеса)
  • Бортнянский Д. Ариетта «Возьми цветы» (сл. Ф.-Г. Лафермьера)
  • Верстовский А. Цыганская песня.
  • Гендель Г. Нежной доверься страсти (ария)
  • Россини Дж. Альпийская пастушка (романс)
  • Бетховен Л. Сурок (ст. И. Гете), Шотландская застольная.
  • Глинка М.И. Свадебная песня. (сл. Е. Ростопчиной) Жаворонок
  • Варламов А. Красный сарафан.
  • Гурилев А. Матушка-голубушка (сл. Никомского)

Произведения для хора.

  • Моцарт В.А. «Откуда приятный и нежный тот звон» (хор из оперы «Волшебная флейта»); Азбука (хоровая шутка)
  • Бортнянский Д. Херувимская песнь; Вечер (сл. К. Алемасовой); Нева (хоровая миниатюра) (сл. М. Муравьева)
  • Верстовский А. Хор девушек из оперы «Аскольдова могила».
  • Глинка М.И. Попутная песня. (сл. Н. Кукольника)

ВЕДУЩИЙ 1: Что такое «брайль» для незрячих? Это универсальная, самая простая и наиболее удобная, и потому непревзойденная рельефно-точечная система письменности для слепых. Это – книги, ноты, математические, химические и иные обозначения, предоставляющие незрячим возможность овладевать всеми ценностями духовной культуры человечества.

ВЕДУЩИЙ 2: Нам не мешало бы знать подробнее о тех, кто сумел подняться над своей судьбой, над своими недугами, как сделал это Луи Брайль. Как удалось это Василию Ерошенко, незрячему писателю, сказочнику, путешественнику, музыканту, учителю.

ВЕДУЩИЙ 1: А разве не достойна преклонения жизнь Льва Семеновича Понтрягина – лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического труда, ученого с мировым именем, создавшего новый раздел математики – топологическую алгебру. Выдающийся ученый был избран действительным членом Академии наук СССР.

ВЕДУЩИЙ 2: А американка Элен Келлер, потерявшая в двухлетнем возрасте зрение и слух, человек мужественный и чрезвычайно одаренный? Она закончила университет. На русский язык переведены ее труды «История моей жизни» и «Оптимизм».

ВЕДУЩИЙ 1: Я назову еще одну мужественную женщину – это Ольга Ивановна Скороходова. Она – тифлосурдопсихолог, тифлосурдопедагог. Ольга Ивановна потеряла зрение и слух в раннем детстве. Обучаясь под руководством профессора И.А. Соколянского, с помощью тактильного (пальцевого) алфавита, и освоив чтение и письмо по системе Брайля, она получила систематическое образование, защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата педагогических наук по психологии. Напечатала научные работы: «Наука исправляет ошибки природы», «Об изменениях в моих восприятиях и представлениях под влиянием жизненного опыта», и др.

ВЕДУЩИЙ 2: Можно заглянуть и в более отдаленные времена. И вспомнить, к примеру, выдающегося английского поэта Джона Мильтона. Его произведения «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» заслуженно вывели слепого поэта в число классиков мировой литературы.

ВЕДУЩИЙ 1: Преодолевая неимоверные трудности, психологические барьеры, незрячие России добились успехов в интеллектуальной деятельности. Несколько человек сумели получить высшее образование и с большой отдачей трудились на своем поприще. Композитор И.А. Козлов окончил Московскую Консерваторию с большой серебряной медалью. Хорошими специалистами стали выпускники Московского Университета: историк В.Н. Бочкарев, психолог А.М. Щербина, юрист В.В. Броуде. Валентин Николаевич Бочкарев – заслуженный деятель наук, профессор, написавший более двухсот научных работ в области истории, долгие годы преподавал в Московском педагогическом институте.

ВЕДУЩИЙ 2: А не смогли бы вы назвать несколько фамилий незрячих деятелей науки и культуры, говоря по-современному, реабилитированных и интегрированных в наше современное общество?

ВЕДУЩИЙ 1: Конечно! Достоин глубокого уважения доктор философских наук, профессор Омского педагогического университета, депутат Государственной думы РФ Олег Николаевич Смолин. Я думаю, все знают поэта, члена Союза писателей России Глеба Еремеева. Он известен не только в среде незрячих, а пользуется популярностью у любителей поэзии России. Выдающимся музыкантом был Николай Петрович Поликарпов. Песни его облетели всю нашу страну. Впрочем, сколько ни называй имена и фамилии, перечень тех, кто совершил подвиг, подчинив судьбу своему таланту и предназначению, никогда не будет полным. Их много – талантливых, великих духом людей. Они стали примером для многих инвалидов мира. Они стали вровень со здоровыми людьми, и во многом благодаря овладению рельефно-точечной системой письменности Луи Брайля. Слепые всего мира боготворят имя Луи Брайля.

ЧТЕЦ:
Шеститочие Луи Брайля
Открывает глаза незрячим.
Палец глазу как будто равен
Осязаньем своим горячим.
Мир огромный, цветной, звучащий,
Восстает сквозь кромешную тьму,
Вытесняя кошмаров кричащих
И видений больных кутерьму.
И уже слепого изгоя
В нашем обществе больше нет…
Из потухших очей порою
Сердца теплый исходит свет.

Объявляется номер художественной самодеятельности.

ВЕДУЩИЙ 2: Дорогие друзья, а вы знаете кого-нибудь из тех, кто смог вырваться из темноты, наперекор злой судьбе? Давайте сделаем так: я буду зачитывать достижения тех незрячих людей, которые сумели сделать хотя бы один шаг «из темного круга», а вы попытаетесь вспомнить их имена и фамилии. За каждый правильный ответ участник викторины получает 2 балла. Набравший наибольшее количество баллов – награждается сувениром.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

  1. Екатерина Вторая пригласила на русскую службу этого ученого, математика, физика. Вследствие крайне тяжелых условий труда, созданных русским правительством для работников науки, ученый ослеп совершенно. Пока он был зрячим, написал 297 научных трудов, потерявши зрение, в остальные 17 лет жизни, он составил и продиктовал сыну и ученикам 459 новых произведений огромной ценности. Назовите ученого. (Леонард Эйлер, 1707 – 1783)
  2. Вспомните имя и фамилию незрячего поэта, члена Союза писателей РФ, автора сборников поэзии «Зеленя» и «Застенчивая странница», создателя интеллектуальной игры «КИСИ». (В. Бухтияров)
  3. Первооткрыватель просвещения слепых, создатель Парижского и Петербургского института слепых. Кто он? (Валентин Гаюи)
  4. Этот ученый посвятил свою жизнь геологии. Будучи геологом, он ушел на фронт. Получив тяжелое ранение, ослеп, но продолжал работать. Он защитил диссертацию, и ему бал присвоена ученая степень доктора геолого-минералогических наук, а также почетное звание профессора. Ученый опубликовал около 150 научных работ, многие из них изданы за рубежом. Этот незрячий ученый был избран членом-корреспондентом Международной Академии истории наук. Вспомните его. (Владимир Владимирович Тихомиров)
  5. Русский советский поэт, член союза писателей СССР, с первых дней войны ушел на фронт, прошел путь от наводчика орудий, до командира батарей прославленных «Катюш», гвардии – лейтенанта. В 1944 году в боях за освобождение Севастополя был тяжело ранен и потерял зрение. Стихи писал на фронте, в госпитале. Особую популярность принесла ему автобиографическая поэма «Снова в строй». Затем были изданы: книга стихов «Светлые дороги» и далее – «Снежный вечер», «Солдаты вернулись с войны», «Во имя большой любви», «Остров романтики» и другие. За заслуги в развитии литературы награжден Орденом «Знак Почета». Кто узнал по этому описание поэта, назовите его имя и фамилию. (Эдуард Асадов)
  6. Музыкальное дарование этого баяниста, потерявшего зрение в раннем детстве, проявилось очень рано: в 3 года он воспроизводил на семиклавишной гармонике мелодии русских народных песен, танцевальные наигрыши. Пятилетним ребенком впервые выступил в концерте, исполнив 10 произведений на хроматической гармонике. В 1929 – 1931 гг. работал в качестве баяниста в Саратовском театре малых форм. За это время музыкант в совершенстве освоил баян и подготовился к сольным выступлениям. Он работал в Радиокомитете, различных концертных бригадах. В это же время у музыканта проявился талант композитора. Им были созданы оригинальные полифонические обработки для баяна русских народных песен. В 1939 году баянист стал победителем Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах. Музыканту присвоено звание «Заслуженный артист РФ». Назовите имя и фамилию талантливого баяниста. (Иван Паницкий)
  7. В ряду замечательных людей, чье мужество, героизм и трудовой подвиг преодолели самые суровые испытания жизни, имя этого скульптора. Талантливая балерина в 1934 году в результате тяжелого заболевания, вызвавшего паралич и потерю зрения, стала полным инвалидом. Однако героическим усилием воли настойчиво, терпеливо, мужественная женщина поборола несчастье. Она сумела переключить свое богатое дарование в область скульптуры. Она вновь стала полноценным членом общества, замечательным художником. Вот название некоторых ее скульптур: «Вероника», «Балерина», «Плачущая девушка», «Танец с шарфом», «Танцевальная сюита», «Элегия», «Прыжок», «Испанский танец», «Акробатический танец», «Автопортрет», «Русский танец». Назовите имя и фамилию этой героической женщины. (Скульптор Лина По)

Награждение участников викторины.

ВЕДУЩИЙ 1: Разрешите предоставить слово Председателю региональной организации (называет ФИО и звания).

Выступление.

ВЕДУЩИЙ 1: Уважаемый (называет имя и отчество председателя)! Разрешите задать Вам два вопроса. Где вы обучались чтению и письму по системе Брайля? И второй вопрос: как помогает Вам рельефно-точечный шрифт в работе? (ответ председателя)

Вопросы эти уместно задать председателю в том случае, если организаторы точно знают, что он пишет и читает «по Брайлю».
После ответов на вопросы объявляет номер художественной самодеятельности.

ВЕДУЩИЙ 1: А сейчас мы послушаем биографию Луи Брайля. Ее нам прочитает (называет ФИО). Я передаю ему книгу «Луи Брайль. Историко-биографический очерк». Книгу написали Павел Красноусов и Федор Шоев.

Чтец начинает с седьмой страницы (РТШ) и читает до десятой страницы, до слов: «…В феврале того же года он прибыл в Париж». Затем переходит на страницу 23 и читает, начиная с главы «Парижский национальный институт слепых». Чтение биографии заканчивается на странице 31 с окончанием главы.

Если организаторы не найдут книгу «Луи Брайль», то можно воспользоваться краткой биографией Луи Брайля, напечатанной в приложении данной работы, предварительно переписав ее рельефно-точечным шрифтом.

ВЕДУЩИЙ 2: Для вручения дипломов и призов на сцену приглашаются организаторы и победители конкурса чтецов по брайлю. Ведущий задает победителям конкурса те же вопросы, что и председателю региональной организации: когда и где они освоили письмо и чтение по Брайлю, помогает ли система письменности Луи Брайля в работе и в жизни?

После ответов на вопросы объявляется номер художественной самодеятельности.

ВЕДУЩИЙ 1: А сейчас необходимо, хотя бы бегло, остановиться на короткой для того времени истории образования слепых. Это поможет нам должным образом оценить заслуги Луи Брайля перед незрячими всего мира.

Начало систематическому образованию незрячих было положено во Франции в последней четверти 18 столетия. Объяснение этому факту надо искать, прежде всего, в том, что во Франции в тот период назревала буржуазная революция. Еще бесправная, но рвавшаяся к господству французская буржуазия в конце 18 века через своих философов ставит ряд социальных вопросов, в том числе, и вопрос о систематическом образовании слепых. В этот период впервые высказываются мысли о том, что и слепые – люди, что отсутствие зрения не мешает человеку мыслить, что слепому доступны науки, скульптура, и так далее. Такой взгляд выражал Дидро.

ЧТЕЦ:
Мой товарищ живет на ощупь,
Мой товарищ не видит света.
Для других что простого проще –
Для него даже подвиг где-то.
Осязанье и звук в пространстве
Для него – ориентиры.
И остались ветра дальних странствий
За стенами его квартиры.
Он еще не утратил надежду,
Он сражается, не сдается,
Только сил с каждым днем все меньше
У него для борьбы остается.
И пускай он солнца не видит –
Его место под ним законно:
Так же любит он и ненавидит,
Так же ночи бывают бессонны.

ВЕДУЩИЙ 1: Таким образом, просвещением слепых заинтересовалась прогрессивная буржуазия. Те слепые, что выходили из ее среды, получив образование, вели изыскания шрифта, удобного для восприятия на осязание. Такая работа не имела коллективного характера, но сведения о ней проникали в тогдашнюю печать, откуда их заимствовали домашние зрячие учителя слепых детей буржуазии, предлагая своим ученикам. Благодаря этому, достижения отдельных личностей получали распространение. Профессор Нольтетус отметил, что в эту пору многие слепые, желая научиться письму и чтению, придумывали для этого различные приспособления. Множество форм шрифтов было предложено незрячим до и после введения системы Луи Брайля. Они сыграли определенную роль в общем развитии рельефной печати.

В истории рельефных шрифтов для слепых можно условно заметить несколько направлений. Первое – усовершенствование линейного латинского шрифта Валентина Гаюи. Авторы этого направления: Гаюи, Лезюэр, Клейн, Гоу, Гебольд, Скребицкий и другие. Они стремились придать шрифту зрячих наиболее простую форму, приемлемую для осязания. Это было понятно, поскольку первыми учителями слепых были зрячие.

Второе направление – рунические рельефные шрифты Галла, Лукаса, Муна, Петцельта, Фрейра и другие, совершенно отошедшие от начертания шрифта зрячих, но наиболее пригодные для осязания и написания рельефом. Зрячие учителя должны были овладевать ими для того, чтобы обучать слепых. Изобретателями этих шрифтов были как зрячие, так и незрячие.

ЧТЕЦ:
На жизнь напрасно не ропщи,
Пусть нелегко всегда в ночи,
Ведь обделен ты светом.
Судьбе-злодейке вопреки,
Веселость в сердце сбереги –
Спасенье только в этом.
Есть в мире солнца теплота,
Родных ладоней доброта
И трепет ожиданья,
Благоухание цветов,
Душевность песен, мудрость слов
И радость созиданья.

ВЕДУЩИЙ 2: Приглашаем на сцену почетных гостей – представителей городской власти. (Называет ФИО, должность, звание, учреждение: мэрия, Комитет социальной защиты населения, городская МСЭ и другие).

После выступлений гостей объявляется номер художественной самодеятельности.

ВЕДУЩИЙ 2: А теперь мы покажем на конкретном примере, как до изобретения рельефно-точечного шрифта Луи Брайля обучали слепых письму и чтению. Как известно, Валентин Гаюи, будучи чиновником одного из Министерств Франции, интересовался вопросами призрения. Он, несомненно, был знаком со взглядами на слепых Дидро и других философов-просветителей. Думается, что именно эти обстоятельства побудили Валентина Гаюи заняться новым для того времени делом: превращением слепых в полезных членов общества. В 1784 году Гаюи, в виде опыта, стал обучать одного слепого – Франсуа Лезюэра. Валентину Гаюи пришла блестящая мысль: знакомить ученика с обыкновенной письменностью, только чтобы она была доступна его осязанию. Концом перочинного ножа он стал выдавливать на толстой бумаге печатные, а затем и письменные буквы, цифры и знаки препинания, которые Лезюэр после ощупывания все без труда запомнил и даже мог прочитывать целые слова. Заменив нож тупым пером и вооружив им ученика, Валентин показал ему самому, как изображать письменные знаки, причем Франсуа должен был их писать без чернил, водя рукой справа налево для получения рельефа на обратной стороне бумаги. Заполнив таким образом данную строку, Лезюэр переворачивал написанное вверх рельефом и читал уже слева направо. Для разграничения строк на рукописи Гаюи предложил доску, на которую с левой стороны опрокидывалась рамка с горизонтально натянутыми струнами. Промежутки между последними и служили местом для письма. Так Валентин Гаюи научил юношу письму и чтению, используя не зрение, а осязание. Первые 20 лет линейный шрифт почти не подвергался изменениям.

ЧТЕЦ:
Я не грущу, что солнце мне не снится,
Что наяву не вижу света я.
Не вижу я и человечьи лица
И не пойму, что их глаза таят.
Но есть у солнца теплое дыханье,
Оно к движенью пробуждает дни.
И понял я, что звуков колыханья
Огням, цветам и радугам сродни.
В прикосновеньях, в запахах, в звучанье -
Шуршит ли лист, иль падает роса -
И даже в час полночного молчанья
Я ощущаю жизни голоса.
По голосам прощупывая души,
Привык людей я помнить, примечать.
Мой мир земной! Могу ль тебя не слушать,
Могу ль с тобою гимном не звучать?!

Объявляется выступление барда или поэта. После выступления ведущий задает им вопросы: «Скажите, пожалуйста, вы записываете стихи по брайлю или кому-то диктуете? Как вам помогает в творчестве система Луи Брайля? Вы можете обойтись без нее? Чем можно заменить систему Луи Брайля в настоящее время, и насколько это удобно?»

Номер художественной самодеятельности.

ВЕДУЩИЙ 1: Во Франции до появления системы Луи Брайля, применялся прямой латинский шрифт Гаюи и Лезюэра и шифровальный шрифт Шарля Барбье. На шрифте Барбье необходимо остановиться потому, что он был точечным и предшествовал шрифту Луи Брайля.

Французский артиллерийский офицер Наполеоновской армии Шарль Барбье, выйдя в отставку, занялся изобретательством. Когда Наполеон был свергнут, Барбье в 1815 году обратился к новому составу Министерства, предлагая три способа шифровки секретных бумаг. Первый из них имел в основе комбинацию из одиннадцати накалываемых точек. Барбье назвал его «экретюр ноктюрн» (письмо в темноте). Для чтения глазами точки изображались в виде наколотых углублений, в результате чего на обратной стороне листа невольно получался их рельеф. В 1819 году неугомонный Шарль Барбье выставил все свои изобретения в Парижском музее. Отстаивая свои изобретения, Барбье употребил ходячую фразу, что его «экретюр ноктюрн» прост настолько, что будет понятен даже слепым.

Директор Парижского института слепых Гилье увидел рекламу Барбье, они встретились. В печати в 1822 году было объявление, что в Парижском (Королевском) институте для обучения грамоте слепых отныне применяется «экретюр ноктюрн» системы Барбье, в основу которого положены 12 рельефных точек. Офицеру Барбье приписывалась «честь изобретения для слепых рельефной точки». А эту самую рельефную точку более столетия назад изобрел Кембриджский незрячий ученый Николай Саундерсон и применил ее для изображения цифр и букв на своем счетном приборе.

По существу, изобретение Барбье оказалось таково: каждая буква при письме слов изображалась двумя вертикальными столбцами точек, идущих в порядке нумерации сверху вниз. Каждый столбец мог иметь от одной до шести точек.

Изобретатель предложил для письма очень остроумный прибор, состоящий из доски с группами вдавленных горизонтальных линий, наподобие всем известной нотной бумаги. На примере Барбье таких линий было не пять, а шесть. На эти углубленные линии накладывалась соответствующая их размерам передвижная линейка с прямоугольными отверстиями. При помощи этого прибора и металлического грифеля можно было накалывать на бумаге в одной клетке точки в два столбика, по 6 точек в каждом. Кстати, следует заметить, что один столбик занимает 2 строки по системе Брайля.

ЧТЕЦ:
Горит в росинке солнца луч горячий,
Расцвел цветок и смотрит в синеву.
И в этом мире потому мы зрячи,
Что видим и во сне, и наяву.
Мы видим, как тепло раскроет почки,
Какого цвета голос у порош,
Как жаворонок во поле хлопочет,
Сбирая звезды, канувшие в рожь.
Один лишь миг нам вечностью назначен,
Один лишь миг на радость и на боль.
Еще, наверно, потому мы зрячи,
Что с нами и над нами – только Бог!

На сцену приглашается сотрудник специальной библиотеки для слепых. Ведущий задает ему вопросы: Сколько читателей библиотеки пользуются книгами, напечатанными рельефно-точечным шрифтом Луи Брайля? Сколько Брайлевских книг в фонде библиотеки? Сколько названий таких книг за год поступает в библиотеку?

ВЕДУЩИЙ 2: Думаю, дорогие гости, вам будет интересна следующая информация. Московское издательско-полиграфическое объединение «Репро» с 2006 по 2008 год запланировала выпустить 129 названий литературы для слепых рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля различной тематики. Тут и художественная, и детская, и научная, и научно-популярная, и справочная литература, мемуары, религиоведение, нотные издания, а также литература для слепых, начинающих читать по Брайлю. К этому следует добавить около 25 названий учебников, выпускаемых по заказу Министерства Просвещения за 1 год. Перечислю несколько названий художественной литературы. Это – собрания сочинений Александра Блока в 6 томах, Михаила Булгакова в 5 томах, Николая Гоголя в 9 томах, Федора Достоевского в 15 томах и другие.

ВЕДУЩИЙ 1: В 19 веке представители искусств, науки и литературы неоднократно останавливали на слепых свое внимание, благодаря чему раскрывался быт, жизненный опыт, история слепых. Я предлагаю небольшую и легкую викторину для зрителей.

ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ВИКТОРИНЫ

  1. Назовите автора повести «Слепой музыкант». (Владимир Галактионович Короленко
  2. Известный писатель 19 века рассказал в своем романе о слепом контрабандисте, умевшем исполнять, казалось, невероятные обязанности лодочника на море и обладавшем несомненной жизненной ловкостью. Вспомните название романа и его автора. (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». (повесть «Тамань»)
  3. Вспомните слепого древнегреческого поэта, написавшего «Одиссею» и «Илиаду». (Гомер)
  4. Откуда взяты эти стихи:
    Цветет в Диканьке древний ряд
    Дубов, друзьями насажденный;
    Они о праотцах казненных
    Доныне внукам говорят.
    Но дочь-преступница… преданья
    О ней молчат, ее страданья,
    Ее судьба, ее конец
    Непроницаемою тьмою
    От нас закрыты. Лишь порою
    Слепой украинский певец
    Когда в селе перед народом
    Он песни гетмана бренчит,
    О грешной деве мимоходом
    Казачкам юным говорит….
    Назовите автора этой поэмы. (А.С. Пушкин, «Полтава».)
  5. И последний вопрос из современной действительности: какие журналы выпускаются в настоящее время рельефно-точечным шрифтом? («Наша жизнь», «Школьный вестник», «Литературные чтения»)

Проходит викторина, награждаются победители.
Номер художественной самодеятельности.

ВЕДУЩИЙ 2: А теперь перейдем непосредственно к изобретению Луи Брайлем рельефно-точечного шрифта для слепых. Обладая пытливым аналитическим умом, Брайль подверг анализу существующие системы письма и печати для слепых, определяя их пригодность для чтения осязанием и письма без наличия зрения.

Шрифты линейных систем не могли удовлетворять слепого по ряду очень важных и существенных причин. Во-первых, линейный шрифт при письме был нечетким, неясным, быстро исчезал при осязательном чтении. Во-вторых, сам процесс чтения книги требовал больше внимания к распознаванию буквы, чем к пониманию смысла напечатанного.

Шрифт Барбье также не удовлетворял Брайля. Во-первых, знаки не умещались в читающую осязательную подушку указательного пальца. Они обозначались слишком большим количеством точек – до 12. Во-вторых, фонетический принцип, положенный в основу таблицы Барбье, делал письмо грамматически и орфографически неправильным. В-третьих, скорость чтения была ниже, чем при линейном шрифте. В-четвертых, этот шрифт не давал возможности обозначать знаки препинания, использовать его в математике и в нотописи.

ЧТЕЦ:
Пускай не вижу я глазами,
Зато могу смотреть душой
На мир, в котором вместе с вами
Живу я срок уже большой.
Живу, препятствия встречая,
Но их стараюсь обходить.
Мне было трудно поначалу
Свой страх навечно победить.
Дало мне время жизни силу,
С судьбой смириться я смогла,
И то, что мир такой красивый,
Душа увидеть помогла.

На сцену приглашается депутат городской Думы.
После его выступления – номер художественной самодеятельности.

ВЕДУЩИЙ 1: Испытав на личном опыте недостатки шрифта Барбье, Луи в изыскании лучшей системы рельефного письма принял вместе с другими учителями института живейшее участие.

В 1829 году Луи Брайль доложил педагогическому коллективу Института о своем «шеститочии». Простейшая комбинация, составленная всего лишь из трех пар легко осязаемых точек, расположенных вытянутым четырехугольником, позволяла создавать при перемещении точек шестьдесят три знака. Ими представлялась возможность изображать все буквы, знаки препинания, цифры, нотные знаки и прочее. Система вместе с тем полностью отвечала требованиях правописания. В смысле идеи, заложенной в систему Луи Брайля, она, так сказать, уравнивала осязающий палец в правах с видящим глазом. Подобно тому, как при чтении глаз человека сразу охватывает всю букву, так и палец теперь имел полную возможность без лишнего напряжения воспринять точечный знак. Наконец, Брайлевская система, основанная строго на математическом принципе, открывала беспредельные возможности к ее дальнейшим усовершенствованиям и приспособлению для геометрии, алгебры, - словом, к всевозможным заданиям науки.
В институте появился и прибор для письма брайлевскими точками. Это – цинковая доска. Горизонтальные углубления на ней расположены были не группами, в виде нотной бумаги, а шли по всей ее верхней плоскости без перерыва. Новый прибор был снабжен передвижной линейкой, имевшей два ряда отверстий, по своему размеру соответствующих как раз шеститочию Брайля. Прибор этот был назван «доской Брайля».

ЧТЕЦ:
Дрожали губы и ресницы,
Но слез горячих не сдержать.
Шероховатые страницы…
Да разве можно их читать?!
Вот маленькое шильце – грифель,
Железная доска – «прибор»,
И терпеливейший учитель
Ведет неспешный разговор.
Но вот уже через неделю
Порядок точки обрели,
Слова под пальцами летели
И в книжный мир меня ввели…

ВЕДУЩИЙ 2: На сцене – преподаватель специальной коррекционной общеобразовательной школы для слепых и слабовидящих (называет ФИО). Он расскажет о том, как наши малыши осваивают систему чтения и письма Луи Брайля.

После выступления учителя объявляется номер художественной самодеятельности.

ВЕДУЩИЙ 2: Приоритет Луи Брайля заключается в открытии не точки, как это многие думают, а чудесного по своей простоте шеститочия, и в создании на этой основе универсальной рельефно-точечной системы письма для слепых.

Как уже было сказано, в основе системы Брайля лежит шеститочие, состоящее из шести точек, поставленных в два столбика, по три точки в каждом. Если соединить точки между собой линиями, то получим прямоугольник, ширина которого так относится к длине, как 3 и 5. Это и есть первый основной закон Брайлевского шеститочия. Второй закон читается так: размеры точек и размеры промежутков между ними должны быть равны. Вот третий закон: расстояния между вершинами точек не может быть меньше 2 миллиметров, Это связано с порогом чувствительности пальца при осязании. Оно колеблется от 2 до 3 мм.

Четвертый закон заключается в том, что площадь, занимаемая отдельной буквой в слове, остается всегда одинаковой, независимо от количества точек в букве. Остальные законы шеститочия: его размеры, высота точек, расстояния между строчками, которые были так же строго определены изобретателем, - в процессе их использования претерпели ряд изменений.

ВЕДУЩИЙ 1: Наш юбилейный вечер получился серьезным, а нам хочется, чтобы вы улыбнулись. Послушайте, пожалуйста, курьезные истории, участниками которых стали незрячие. Я передаю тетрадь с этими истории (называет имя и фамилию).

Вы заметили, что наши чтецы не учат тексты наизусть а, как говорят музыканты, читают прямо «с листа». Этим мы хотим показать, насколько эффективна и проста в употреблении система чтения и письма Луи Брайля.

Текст коротких курьезных историй организаторы вечера найдут в приложении. Им остается только переписать их «по Брайлю».

Выступление представителя отдела культуры городской мэрии, а затем номер художественной самодеятельности.

ВЕДУЩИЙ 1: Дорогие друзья, надеюсь, мы вас убедили, что 12 лет упорного труда, надежд и разочарований увенчались, наконец, великолепным успехом? Новая система письменности для слепых была создана. Однако не все и не сразу ее приняли. Присутствовавшие на том историческом совете педагогов Парижского института коллеги Луи Брайля, слепые учителя, единогласно его поддержали, директор же и пятеро воспитателей – тоже единогласно – ему возражали. Новой системе зрячие администраторы ставили существенный, по их мнению, упрек: если ее принять, то им самим придется для работы со слепыми вновь учиться грамоте.Текст коротких курьезных историй организаторы вечера найдут в приложении

Лишь в начале 40 годов в Парижском национальном институте слепых шрифт брайля был введен для преподавания в старших классах, а вместе с тем – и его нотная система. На этот раз – уже в обязательном порядке. Вскоре Национальный институт ввел у себя систему Брайля как единственную пригодную к изучению слепыми, отказавшись навсегда от шрифта Барбье. Этому примеру тотчас же последовали все прочие институты, существовавшие в то время во Франции.

ВЕДУЩИЙ 2: Против системы письменности Луи Брайля велась упорная борьба, а изобретателю приходилось доказывать преимущества своего шрифта перед другими. Мы предлагаем послушать отрывок повести Маргарет Дэвидсон «Дитя ночи».

Звучит восьмая глава повести «Публика аплодирует алфавиту». Текст приводится в приложении.

ЧТЕЦ:
Свет дальних звезд и начало рассвета,
Летящих птиц и цветы по весне.
Не видел музыкант в жизни этой,
Но невидимым взором все это видел во сне.
Там он сердцем пел и мечтал,
Увидеть все наяву, что видим мы с тобою.
Эх, если б только он знал,
Как зрячие хотят увидеть то,
Что видит он душою,
Мирской суеты не видел музыкант,
Не видел ее пленительной сладости,
Может, потому его вдохновенье и талант
Не знает неудач и усталости.
Может, поэтому, ему дано
Слышать голос любви, что не слышим мы с тобою.
Видно, так в этой жизни суждено,
Что любовь живет и поет
Только вместе с душою.

Выступление незрячего композитора. По окончании – ведущий задает ему вопросы: «Кто вас обучал записи нот по системе Брайля, как вам помогает рельефно-точечное письмо в работе над музыкальным произведением?»

ВЕДУЩИЙ 1: Луи Брайль настолько тщательно отработал свою систему, так продумал каждую ее деталь, что вот уже 160 лет все попытки что-то изменить и национально адаптировать ее – не дали положительных результатов. Первые годы это изобретение игнорировали, потом много и безрезультатно «перерабатывали и приспособляли». А в конечном счете система Брайля была признана во всех странах мира.предлагаем послушать отрывок повести Маргарет Дэвидсон «Дитя ночи».

Звучит восьмая глава повести «Публика аплодирует алфавиту». Текст приводится в приложении.

ВЕДУЩИЙ 1: Первая книга в России была напечатана в 1885 году лично Анной Александровной Адлер на станке, приобретенном ею на личные средства. Анну Адлер по праву можно считать первопечатницей брайлевских книг в России. Если принять во внимание те далекие времена, то это был, безусловно, подвиг, который заслуживает глубокой благодарности слепых России, тем более, что Анна Адлер до самой смерти в 1923 году помогала делу образования слепых.

Только в 1895 году, то есть десять лет спустя после появления первой книги, Петербургский институт слепых приобрел три наборных машины и приступил к изданию книг по Брайлю.

Первое время, после того, как в Петербургском институте стало известно об изобретении Луи Брайля, слепые учащиеся изучали линейный шрифт, разработанный Александром Ильичем Скребицким и одновременно – систему рельефно-точечного письма Луи Брайля. И только впоследствии, так же, как и на Западе, русские слепые сами отдали предпочтение брайлевской печати.

ЧТЕЦ:
Пока есть время до утра,
И в небе – россыпь серебра,
И не погас костер.
Мне надо впрок набрать добра
Для братьев и сестер.
Чтоб им ненастным серым днем
Дарить нездешний свет.
Чтоб их согреть своим теплом
Средь передряг и бед.
Есть дальний свет – в нем зов и высь,
Есть ближний – в нем тепло,
А ты на оба отзовись,
А ты обоими зажгись,
Чтобы они в один слились,
Чтоб солнце в мир вошло!

Номер художественной самодеятельности.

ВЕДУЩИЙ 2: В настоящее время для незрячих созданы фонотеки «говорящих книг», состоящих из магнитофонных пленок, дисков, флэш-карт и т.п. Заманчивая перспектива организации фонотек и широкая компьютеризация слепых породили мнение, что книги, напечатанные по брайлю, будут не нужны, а поэтому система рельефно-точечного письма и чтения потеряет свое значение. Это мнение надо признать не только необоснованным, но и неправильным. Прежде всего, никакое образование, а тем более - специальное, немыслимо без письменности. Человек, не умеющий писать и читать, считается неграмотным. Таким образом, система Брайля всегда будет нужна для письменности, для учебников, для создания нотной и другой литературы, с которой тесно связано развитие грамотности, образования, высокой культуры, способствующей интеграции инвалидов по зрению в социум и обеспечения им равных возможностей в реализации жизненных целей.

ЧТЕЦ:
Слышу звезды, слышу росы,
Звукам утра кто не рад?
На губах моих покосный
Незабытый аромат.
Наплывает густо, внятно,
Горьковатая теплынь,
Здравствуй, медленная мята!
Здравствуй, мудрая полынь!
И кому какое дело,
Что не вижу я ни зги.
Где-то небо заалело,
Чертят чибисы круги.
Кровью сердца, чуткой кожей,
Постигаю лес, поля…
Невозможное возможно,
Если хочешь жить не зря!
Доброта и чья-то жалость –
Дар неласковой судьбы,
Но любая в жизни малость
Не давалась без борьбы.
Распахнулся мир огромный,
Грома, радуг, тишины,
И его цвета и формы
Всем видны – и мне видны.
Потому, наверно, годы
Я потратил, чтоб сдружить
Одиночество природы
С одиночеством души.

На сцене выстраиваются участники художественной самодеятельности. На мелодию И. Дунаевского «Марш из к/ф «Веселые ребята» исполняется песня, посвященная Луи Брайлю. Тексты стихов по брайлю раздаются зрителям.

Давно известно, что знания – сила,
Но нелегко к ним слепому идти.
Нам шеститочие Брайля открыло
К образованию светлые пути.

Припев:
Нам книга жить и творить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет.

И тот, кто к знаниям твердо шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!

Теперь работу найдет и признанье
Изобретатель, учитель, поэт.
Слепым открыты пути к созиданью,
Библиотеки, учеба, Интернет.
Припев.

После исполнения песни хор скандирует «Великому изобретателю письменности для слепых Луи Брайлю – Слава!» «Великому шеститочию Луи Брайля – слава!» «Слава всем, кто вырвался из темного круга! Слава! Слава! Слава!»
Колокольный перезвон. Занавес закрывается.

ВЕДУЩИЙ 1: Наш вечер окончен.

ВЕДУЩИЙ 2: До свидания, и пусть система Луи Брайля помогает вам везде: в науке, искусстве, литературе, и в быту!

Автор – составитель:
методист-инструктор ОМО КСРК ВОС
Л.М. Анфилофьев

ЛИТЕРАТУРА

  • Белоруков А. Путями веков. Историческое повествование. – М.: Учпедгиз, 1940.
  • Красноусов П.Д., Шоев Ф.И. Луи Брайль. Историко-биографический очерк. – М.: Просвещение, 1975. (РТШ)
  • Дэвидсон. М. Дитя ночи. – М.: Логос, 2007.

В сценарии использованы стихи. – Виктора Черкасова, Геннадия Калинкина, Александра Богданова, Владимира Бухтиярова, Федора Шоева, Лидии Пышкиной, Анны Яковлевой, Веры Селиховой, Анны Комаровой, Олега Пилюгина, Михаила Суворова.

ПРИЛОЖЕНИЯ

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ЛУИ БРАЙЛЬ https://yadi.sk/d/LC2flz9T6LclUw

МАРГАРЕТ ДЭВИДСОН. ДИТЯ НОЧИ https://yadi.sk/d/KOvvwC800acwhA

СЛЕПОЙ ВСТРЕТИЛСЯ СО ЗРЯЧИМ. ЧТО ДАЛЬШЕ?  https://yadi.sk/d/mu1Nx7pmVT_vpw