Текст сценария
Всероссийский реабилитационный конкурс ВОС «Наша региональная – просто уникальная» разработан в преддверии подготовки к празднованию 100-летия ВОС. Решающим аргументом разработки данного Конкурса стала поддержка президента ВОС. Таким образом конкурс стал рассматриваться как своеобразный рапорт региональных организаций к юбилею ВОС.
Мероприятие призвано содействовать совершенствованию и преумножению профессиональных компетенций сотрудников и специалистов региональных организаций ВОС в сфере комплексной реабилитации инвалидов по зрению, расширению сферы деятельности и улучшению имиджа региональных организаций ВОС.
В течении 2023-24 годов Конкурс «Наша региональная – просто уникальная» прошел уже трижды в Перми, Красноярске и КСРК ВОС (Москва). В нем приняла участие 31 региональная организация, при этом 4 РО ВОС - дважды.
Конкурс показал себя как яркое запоминающееся событие. Он всесторонне демонстрирует сильные стороны деятельности РО, их особенности, стиль мышление специалистов и членов актива. Недаром число зрителей прямых трансляций, проводившихся в дни проведения мероприятий, постоянно растет.
Однако мы уверены, что гораздо большее число РО хотело бы показать свою работу, просто не каждая организация по материальным возможностям может позволить себе участие в подобном соревновании. Поэтому оргкомитет советует организовать такой конкурс на уровне федеральных округов.
Данные методические рекомендации предназначены тем, кто решит провести такое мероприятие или просто выставить свою команду. Кроме текстовых разъяснений работа включает в себя ссылки на трансляции и видео ролики с иллюстративным материалом. Это фрагменты наиболее удачных выступлений всех трех предыдущих конкурсов всероссийского уровня.
Конкурсная программа Всероссийского реабилитационного конкурса ВОС
«Наша региональная – просто уникальная» состоит из 7 заданий, 5 из которых являются полностью домашними заготовками, шестое – домашняя заготовка плюс частичная импровизация и седьмое – викторина.
Поговорим о каждом этапе подготовки в отдельности.
ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ
Требование к помещению
В идеале место проведения данного мероприятия должно располагать зрительным залом и просторным помещением, например, фойе, спортивный или танцевальный зал, где можно разместить выставки команд-участниц.
Оформление сцены
Не секрет, что оформление сцены любого мероприятия должно отражать его суть. В нашем случае оно должно включать атрибутику Всероссийского общества слепых. Проще всего использовать логотип ВОС, добавив к нему название мероприятия.
Если вы используете экран и проектор, сценический свет будет забивать картинку, и она не будет достаточно яркой. Это можно увидеть, посмотрев визитную карточку Владимира в Москве.
При использовании плазмы (ежели таковая имеется) тоже есть свои нюансы. Сцена выглядит ярко и красиво, но на ее фоне хуже видно исполнителей. Кроме того, интенсивный свет экрана может негативно сказаться на самочувствии зрителей с остаточным зрением. Это иллюстрируют эпизоды из Красноярска.
Лично я остаюсь приверженцем традиционного баннера, как это сделали а Перми.
Техрайдер
Зал и фойе необходимо обеспечить аппаратурой для воспроизведения музыкальных треков а в идеале и для демонстрации видеоматериалов и заставок. Разумеется понадобятся микрофоны для ведущего и участников команд, представляющих свои экспозиции.
Для выставок важно предусмотреть столы, стенды, стулья, а также удлинители. Возможна просьба предоставить ноутбук или телевизор.
Сведения о том, что понадобится участникам для успешной реализации своих планов, лучше собрать заранее, и в случае отсутствия требуемого оговорить альтернативу или обсудить возможность привезти это с собой.
Полученные от участников данные лучше всего оформить в таблицу. Например:
№ |
Участник |
Зачем … ВОС? |
Предв. прогр. |
Частушка |
Сказка |
1 |
РО 1 |
Стула 2 Гитара микр. 3 |
Кресло на колесиках Микр. 1 |
Гитара микр. 5 |
Ширма Диван Микр. 3 |
2 |
РО 2 |
Стол, Стульев 5 микр. 5 |
Микр. 2 на стойке
|
микр. 5 |
Стол Самовар Микр. 5 |
3 |
РО 3 |
Ширма Кресло на колесиках микр. 4 |
Трибуна Микр. 1
|
Баян микр. 5
|
Носилки Кровать Тумбочка Микр. 4 |
|
Итого |
Стулья 5 Стол 1 Гитара 1 Кресло 1 Ширма 1 Микр. 5
|
Кресло 1 Трибуна Стойка микр. 2 Микр. 2
|
Гитара 1 Баян 1 Микр. 5
|
Ширма Диван Стол 1 Кровать Тумбочка Самовар Носилки Микр. 5 |
Общий список: Микрофоны – 5 Стойка микр. - 2 Стулья – 5 Стол – 1 Ширма – 1 Кресло на колесиках – 1 Диван – 1 Кровать – 1 Тумбочка - 1 Носилки – 1 Трибуна – 1 Самовар – 1 Гитара – 1 Баян - 1 |
Такой подход позволит вам не только сориентироваться, когда и что необходимо предоставить участникам, но и сформировать список по минимуму, чтобы не тонуть за сценой в лишнем реквизите.
Ведущий
Для проведения программы следует выделить ведущего. Это одна из ключевых фигур любого мероприятия. На ведущего ложатся не только представительские, но и организационные функции.
На данном мероприятии работа ведущего не ограничивается сценой. Все начинается с выставки, где он должен представить жюри участников, находящихся возле своих экспозиций и готовых их описать.
Когда действие перемещается на сценическую площадку, задача ведущего – приглашать для выступления участников в соответствии с жеребьевкой.
В заранее подготовленном тексте должна быть краткая информация о каждом конкурсе (что требуется, продолжительность выступления, высший балл) и каждой региональной организации, направившей команду (время создания, число местных организаций, руководитель). У ведущего также обязательно должен быть список с составом жюри.
В сферу ответственности ведущего входит не только обязанность следить за порядком выступлений, но и своевременное обеспечение таковых реквизитом в соответствии с предоставленным техрайдером. Поэтому важно, чтобы он присутствовал на репетициях команд-участниц. Во время мероприятия в его же распоряжении находятся все технические службы, обеспечивающие звук, свет, видео и трансляцию, помощники на сцене, сопровождающие и волонтеры. С последними надо провести инструктаж: рассказать об особенностях общения с инвалидами по зрению и правилах сопровождения.
Жюри
В жюри подобного конкурса должны входить представители органов социальной защиты населения и специалисты в области культуры и социальной реабилитации инвалидов по зрению.
Самым сложным вопросом является объективность судейства. В рамах любого федерального округа обеспечить непредвзятое отношение судей - задача практически нереальна.
Прекрасно, если есть возможность пригласить председателей РО или специалистов правлений, относящихся к другому федеральному округу.
Жюри также можно сформировать из специалистов и председателей РО, не участвующих в состязании, но оно не будет до конца объективно.
Другим современным способом решения вопроса является работа жюри онлайн, но для этого надо решить вопрос с прямой трансляцией мероприятия. При этом надо делать поправку на разницу восприятия из зала и с экрана. По правде говоря, я бы максимально постаралась избежать решения проблемы таким способом.
По каждому конкурсу для челнов жюри готовятся таблицы с названием команд, их номером по жеребьевке и пустыми клеточками для оценок и примечаний. В конце таблицы член жюри должен обязательно поставить подпись.
Конкурс «Будем знакомы» (выставка)
Выступление-презентация - 3-5 минут.
Максимальная оценка 10 баллов.
№ |
Команда |
Оценка |
Примечания |
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
4
|
|
|
|
Член жюри____________________ /
Иначе выглядят таблицы для конкурса «Тифлопсихологическая помощь» (см. главу Конкурс «Тифлопсихологическая помощь» (домашнее задание) и Интеллектуальный спринт.
Конкурс «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ СПРИНТ»
За каждый правильный ответ – 1 балл
№ |
Участник |
1 |
2 |
3 |
Общая оценка |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
Член жюри____________________ /
Трансляция
О том, что необходимо для обеспечения прямой трансляции, вы можете прочесть в методических рекомендациях Ю.В. Погодина на сайте Culture.ksrk.ru в разделе «Сценарии».
Важно обратить внимание на то, что во время проведения мероприятия этот участок работы должен обеспечивать специально выделенный для этого человек.
ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
Формирование команды
Если вы приняли решение участвовать в конкурсе, первая задача, которая перед вами встанет – формирование команды. И к этому вопросу надо подойти внимательно, учитывая множество разнонаправленных задач, которые придется выполнять в процессе сценического действия.
Самый простой способ – собрать председателей местных организаций и получить коллектив, компетентный во всех восовских вопросах. Но, во-первых, коллектив этот будет полностью состоять из незрячих, во вторых, не факт, что он сможет выполнять творческие задачи и показать высокий исполнительский уровень.
Будем отталкиваться от того, что денежный приз достанется региональной организации, а не конкретным участникам. В этом случае коллектив, работающий на общий успех, может сильно выходить за рамки команды, которая будет на сцене.
Просто стоящую задачу надо выполнять поэтапно.
1. Внимательно познакомьтесь с заданиями и поймите, что от вас требуется. Анализируя задания, предусмотренные Положением, мы видим, что надо для их выполнения: знать историю и структуру ВОС, иметь представление о правилах и порядке предоставления социальной поддержки инвалидов по зрению, знать азы тифлопсихологии, уметь убедительно говорить и аргументировано отстаивать свою позицию, исполнять частушки, играть небольшие роли в мини спектакле.
Теперь составьте расширенный предварительный список команды, определите возможности реальных людей. Прикиньте функционал предполагаемых участников команды, так, чтобы в каждом конкурсе у вас была опорная единица. Добавлю также, что конкурсы не требуют участия всей команды. Это поможет правильно распределить и сберечь силы.
Хочу обратить ваше внимание на то, что исходя из положения, инвалидами по зрению могут быть не менее 50% членов команды. Это дает возможность ввести в ее состав зрячих специалистов правления. Наверняка, вам так будет легче.
2. Определите автора или группу авторов для подготовки сценариев домашних заданий. Эти люди должны знать возможности участников команды и исходить из них. Например, если у вас хорошо поют только двое, не надо привлекать к этому занятию остальных и закладывать в сценарий эпизоды, где поет вся команда.
3. Уделите внимание репетициям. Приступая к этому этапу, обязательно определите, кто будет режиссером вашей программы. К нему должны стекаться все идеи и предложения от участников. Это избавит вас от обид и конфликтных ситуаций.
Над чем поработать особо
Что надо учитывать для успешной работы команды на сцене, на что обратить внимание.
1) Скорость речи и дикция. В наше время скорость говорения, в том числе и со сцены, сильно увеличилась. Но чем больше мы тараторим, тем хуже нас воспринимают. Говорить четко и быстро – это искусство, которым большинство из нас не владеет. Не отделенные друг от друга и не четко произнесенные слова сливаются в поток, часто проговариваются наполовину или так, что слышно только ударный слог. Помните. Слушатель находится не рядом с нами, и звук должен успеть дойти до всех уголков зала... «Но ведь у нас есть подзвучка!» - скажете вы. Да есть, но микрофоны от «каши во рту» не спасают, скорее, наоборот – они ее подчеркивают.
Отсюда вывод. В процессе произнесения текста со сцены не торопитесь. Слова проговаривайте четко и не глотайте слоги. Для этого роль разучивайте вслух, перед репетицией и выходом на сцену разогревайте голосовой и артикуляционный аппарат. Несколько упражнений для этого найти не сложно. По-возможности, читайте вслух книги или произносите скороговорки.
2) Работа с микрофонами. Обращайте внимание на умение удерживать микрофон под нужным углом и на нужной высоте. Особенно это важно для инвалидов первой группы, которые увлекшись или от волнения, часто теряют контроль над предметом в руке.
Важно учесть, что не всегда хорошо, когда у каждого персонажа на сцене свой микрофон. На наших небольших площадках это одна из причин не нужных «завязок» звука. Вы вынуждены привязываться к конкретной точке и даже ракурсу, ограничивая себя в передвижении по сцене, а это сильно обедняет действие. Плюс к тому, в процессе выступления бывают ситуации, когда просто нужны свободные руки. Лучше заранее научиться передавать микрофон друг другу четко и максимально бесшумно.
Вы скажете, что сейчас у всех есть петлички или головные гарнитуры, и то, о чем я говорю не актуально. Позволю себе возразить. В отличие от микрофона в руке, и те и другие выдает много побочного шума: дыхание, звук шагов, трение об одежду и т.п. По этой причине звукорежиссер вынужден сильно «прибирать» звук, и при малейшей невнимательности – а мы все живые люди! – наш персонаж остается безгласным.
3) Никогда не читайте текст по бумажке. Листок в руке выдает следующие моменты:
- вы не умеете свободно говорить,
- вы плохо готовились к выступлению,
- вы не в теме и не владеете материалом,
- вы боитесь публичных выступлений и прячетесь за бумажку.
Все это не даст вам наладить необходимый контакт аудиторией.
4) Избегайте делать то, чего не умеете: петь, танцевать, жонглировать и т.д. При наличии в вашем багаже особых умений, пользуйтесь ими, удивляйте всех, но не перекармливайте этим зрителя. При частом повторении любое впечатление затирается. Вишенка на торте бывает одна, иначе ее вкуса не ценишь.
5. Не увлекайтесь большим количеством реквизита. Это может стать помехой в работе с микрофонами и общении с партнерами по сцене, оттягивать ваше внимание от основного, например, произнесения текста. В любом случае, если вы используете реквизит – все время с ним репетируйте, добиваясь того, чтобы вам было удобно. Иначе вместо украшения он станет серьезной помехой.
6. Используя плакаты, имейте в виду, что основной зритель у вас слепой или слабовидящий. Без особого комментария такая информация пройдет мимо.
Внешний вид команды
Хорошо смотрится, если команда имеет свой образ, созданный через сценический костюм. Проще всего – одинаковые футболки и одного и того же цвета брюки.
Если женская часть команды по какой-либо причине против брюк или джинсов, найдите вариант ближе к классике.
И в том и в другом случае при выборе одежды отдавайте предпочтение ярким цветам.
Хорошо смотрится команда, одетая в национальный костюм, но здесь есть свои особенности. Такой костюм, являясь целостным произведением народного искусства, дает меньше свободы фантазии постановщика и не нуждается в дополнительных деталях и даже сопротивляется их использованию. В то же время менее декорированные базовые вещи – блузки, рубашки, футболки – дают возможность для игры с помощью самых простых атрибутов: галстуков, платков, перевязей, головных уборов, париков и т.п.
Еще одна деталь. Не стоит менять костюм на другой конкурс, если в этом нет объективной необходимости. И зрители, и жюри привыкают к заявленному изначально образу. Меняя его, вы сбиваете эмоциональное восприятие.
Теперь поговорим о подготовке участников и организаторов к каждому конкурсу в отдельности.
Конкурс «Будем знакомы»
Из Положения: «Команда готовит стенд-презентацию о жизни своей региональной организации. В экспозиции могут быть представлены фотографии, музейные экспонаты, методическая литература, раздаточный материал и др. В элементах оформления может присутствовать региональный (в т.ч. национальный).
Выставки размещаются в фойе учреждения принимающего Конкурс.
Для оценки Конкурса, жюри подходит к каждой выставке. Задача команды – в течении 3-5 минут представить свою экспозицию.
В подготовленном выступлении можно использовать театрализацию, авторские произведения, любое музыкальное сопровождение, интерактив.
Главное – показать разнообразный спектр деятельности региональной организации и её уникальность. Максимальная оценка за конкурс – 10 баллов».
Что самое важное в этом конкурсе? Яркость и лаконичность изложения. Вы – особенные. Того, что есть у вас, нет ни у кого другого. Мы все прекрасно знаем направления работы, которые есть у всех РО. Но подход к их реализации совсем разный, и именно в этом особинка. Ваши люди, ваши идем – ваша уникальность.
Конкурс включает в себя две основных составляющих: выставка и ее представление зрителям и жюри. Поговорим о каждой в отдельности.
Оформление выставки
Выставка – это, в первую очередь, экспонаты. Важно, чтобы они были разнообразными. Прекрасно смотрятся примеры продукции предприятий. Если их нельзя представить, некоторые участники делают миниатюрные макеты.
Если вы показываете дипломы или кубки, подтверждающие победу на каком-то соревновании, хорошо бы рядом поместить фотографию, отображающую процесс: концертное выступление, забег на стадионе, соперников за шахматной доской. При этом не берите количеством. Только самое-самое!
Не перегружайте выставку текстом – никто не будет вчитываться в длинный материал – и обязательно обращайте внимание на размер и читаемость шрифта.
Еще одна важная деталь – это фон. Он не должен быть пестрым и слишком ярким. Иначе он визуально перевешивает экспонаты.
Некоторые команды подменяют рассказ о деятельности своей РО представлением своей национальной культуры. Такие стенды смотрятся неизменно ярко и самобытно, но выставка не соответствуют теме. Мы же не о том говорим, с чем в какой организации любят чай пить, а о том, как реабилитируют инвалидов по зрению.
Последнее время на выставках часто
демонстрируют материал с помощью телевизора или компьютера. Если вы решите это сделать, тщательно продумайте, что вы будете демонстрировать. Материал должен быть ярким и лаконичным. Вряд ли кто-то будет стоять у экрана долгое время, чтобы отсмотреть фильм или концертный номер. К тому же в рамках проведения выставок ограничена интенсивность подачи звука. Вам подойдет демонстрация фотографий в режиме слайд-шоу, с демонстрацией объемных экспонатов, которые вы не смогли бы привезти, или коллаж из коротких видео зарисовок. Последний способ хорош для иллюстрации спортивной деятельности РО. Все это должно оформляться титрами и кратким голосовым пояснением.
Представление выставки
В основе представления вашей выставки, конечно, лежит небольшой сценарий. Основная его часть - это текст рассказчика. Все остальное играет на пробуждение интереса и облегчение восприятия. И тут не надо забывать, что вы представляете выставку. То есть ваш текст должен быть напрямую завязан с показом конкретных экспонатов. (См. ролик «Выставка. Тюмень»).
Пути могут быть два. Первый – рассказать обо всем понемногу, второй – сделать небольшое вступление, чтобы представить организацию, и выбрать какой-то особенный проект для основной части.
Совсем здорово, если найдется сквозной сценарный ход, например, времена года. (См. «Выставка. Пермь»).
Для того, чтобы ваш текст воспринимался слушателями, нужен хороший рассказчик. Если его нет – выберете пару. Диалог слушается живее за счет разного звучания голосов и разнообразия интонации. Можно также в качестве хозяина выставки предложить всеобщему вниманию костюмированный персонаж.
Не увлекайтесь большим количеством действующих лиц, произносящих короткие фразы. Слушатели не успевают адаптироваться к тембрам ведущих и перестают улавливать суть происходящего.
В задании нет условия, что в конкурсе принимает участие вся команда. Следовательно, вовсе не обязательно в процессе представления толпиться рядом с основным действующим лицом, если нет никакой конкретной нагрузки. В таком случае лучше не мешать.
Если у каждого есть своя функция: часть рассказа, танцевальный или вокальный фрагмент, оказание помощи при демонстрации экспонатов – продумайте и отрепетируйте хорошенько, как на сцене, кто, где в какой момент стоит, куда идет и что делает.
Не увлекайтесь чрезмерно музыкой и стихами. У вас не так много времени. Вступительная или заключительная песня – 1 куплет. Стихотворная вставка – 4-8 строк. А вот выразительная фоновая музыка – хороший помощник для рассказчика и слушателя. Главное правильно ее подобрать.
Если вы используете телевизор или компьютер для демонстрации материала, продумайте его роль в сценарии представления. Мини фильм об организации, приветствие председателя, если его нет в команде, и т.п. может украсить ваше выступление. Если ничего подходящего в голову не пришло, то на время активного действия экран лучше выключить. Движущаяся картинка в ярком световом пятне будет оттягивать внимание от основного содержания.
Если частью вашего представления экспозиции является угощение, обязательно надо хорошо знать все ингредиенты каждого блюда во избежание несчастных случаев, связанных с аллергическими реакциями.
Хорошенько продумайте форму подачи, в том числе и с точки зрения соблюдения гигиенических норм. Предусмотрите одноразовую посуду, влажные и бумажные салфетки, заранее подготовленные мелкие порции для угощения.
Не предлагайте спиртных напитков.
Некоторые участники вместо выставки представляют на конкурс презентацию, которая сопровождается комментарием ведущего. Здесь важно не только качество картинки, но ее соответствие звучащему тексту. (См. ролик Выставка. Красноярск и Приморская РО. Презентация).
И под конец. Организаторы, планируя конкурс, постарайтесь рассчитать время так, чтобы между представлением экспозиции последнего участника и действием на сцене осталось хотя бы минут 15. Это нужно, чтобы гости мероприятия смогли подробнее познакомиться с выставками, задать вопросы участникам.
Конкурс агитационных представлений «Зачем нам нужен ВОС?» (домашнее задание)
Из Положения: «Средний возраст членов ВОС старше 50 лет, поэтому одной из основных задач региональных организаций ВОС является привлечение молодёжи в ВОС.
Участникам конкурса предлагается в художественной форме убедительно обосновать необходимость ВОС для инвалида по зрению.
Учитывается глубина раскрытия темы, весомость аргументов и умение их преподнести.
Продолжительность выступления – не более 5 минут.
Максимальная оценка за конкурс – 10 баллов».
Главная проблема в том, что большинство участников, прошедших всероссийских фестивалей, пыталось представить на суд жюри сценку, в которой потерявшему зрение человеку с помощью ВОС предлагается стать потребителей множества благ: пройти реабилитацию, получить кучу полезных приборов, найти работу, обрести семью и друзей, заняться спортом и творчеством и т.д. (См. Зачем нам нужен ВОС. Владимир).
Все это конечно правильно, но получается, что член ВОС – это такой пассивный индивид, которому все должны принести на блюдечке с голубой каемочкой. От него ничего не требуется взамен. Живи себе полной нормальной обывательской жизнью, а мы тебе все условия для этого создадим. Но таким путем человек не становится полноценным членом ВОС, а только с выгодой для себя использует Общество.
Второй часто встречавшийся вариант – это практически флешмоб. Рэп или иной текст с напористой подачей и хорошим слоганом в основе, но среди общих фраз – ничего про ВОС. (См. Зачем нам нужен ВОС. Бурятская РО).
Что такое агитационное представление? Это вид театрализованного представления, который используется для агитации и пропаганды с помощью театрально-художественных средств. Если самыми простыми словами – это напористая реклама какой-либо идеологии.
В нашем случае, работая над созданием такого представления, должно отражать всю масштабность идеи создания и существования ВОС, как организации, объединяющей инвалидов по зрению с вековой историей, широким спектром деятельности и серьезными перспективами. Член ВОС должен превращаться из активного потребителя в активного гражданина. (См. Зачем нам нужен ВОС. Брянск).
В подобном сценическом действии желательно участие всей команды. Это должно быть активное действие с жизнеутверждающей массовой концовкой. Не пытайтесь сделать из него визитную карточку с представлением членов команды. Это не требуется. Главное – в нужном ракурсе раскрыть тему.
Конкурс «Тифлопсихологическая помощь»
(домашнее задание)
Из Положения: «Каждая команда придумывает две ситуации, связанные с тифлопсихологией (психологией слепых и слабовидящих), в которой инвалид по зрению (член его семьи, коллега, знакомый и т.д.) обращается в региональную организацию с какой-то психологической проблемой.
Описание психологической ситуации необходимо прислать вместе с заявкой на участие.
Оргкомитет выбирает из двух предложенных ситуаций одну, наиболее актуальную и имеющую практическую значимость.
Команда также придумывает свой вариант выхода из данной ситуации. Свой вариант решения проблемы озвучивается на конкурсе.
Для выполнения задания все участники делятся на подгруппы. Количество команд в каждой подгруппе зависит от общего числа команд и регулируется организаторами Конкурса.
Каждая команда в своей подгруппе по очереди предлагает другим участникам свою психологическую ситуацию. На обсуждение дается одна минута, на ответ 30 секунд. После того, как команды-участники дали свои варианты ответов, своё решение проблемы озвучивает команда, предлагавшая ситуацию.
Максимальный балл за конкурс – 10 баллов: за предложенную тифлопсихологическую ситуацию – максимум 5 баллов, за решение ситуации – максимум 5 баллов».
Подготовка к конкурсу предусматривает, что команда должна представить вместе с заявкой 2 ситуации, описывающие проблемы, с которыми сталкивается инвалид по зрению или его близкие люди. Наверняка в жизни любой РО таких примеров немало, остается только выбрать самый необычный. Хорошо воспринимаются ситуации, вызывающие желание подискутировать, например инклюзия в школе, и не интересны истории, предусматривающие стандартный ответ, вроде – отправить инвалида по зрению на реабилитацию. И еще. Не загружайте свой текст ненужными для решения задачи подробностями, как то: «инвалид второй группы Смирнов-Паровозников Иван Прохорович, полный и лысый мужчина средних лет, проживающий с семьей из трех человек, кошкой и собакой в деревне Сойкино Баламутского района, жалуется на отсутствие внимания социальных служб». В нашем случае неважно, как зовут героя истории, его внешние данные, наличие животных и название деревни. Все этот только мешает воспринимать суть и удлиняет время чтения вопроса.
Теперь о том, что должны учитывать организаторы. При отборе ситуаций надо обратить внимание на то, чтобы они были максимально не схожи.
Отдельно стоит поговорить о системе подсчета баллов в данном конкурсе. Для него разработана отдельная таблица, заполнение которой требует отдельных пояснений и предварительного инструктажа членов жюри. Вот как выглядит индивидуальная таблица члена жюри.
Конкурс «ТИФЛОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ»
Обсуждение – 1 минута, Ответ – 30 секунд
Максимальная оценка 10 баллов: за ситуацию – 5 баллов,
за решение ситуации – 5 баллов
№ ситуации
№ команды |
1 |
2 |
3 |
Средний балл за ответы |
Сумма |
1
|
Ситуация 5 |
Ответ 4 |
Ответ 5 |
(4+5):2=4,5 |
9,5 |
2
|
Ответ 4 |
Ситуация |
Ответ |
|
|
3
|
Ответ 3,5 |
Ответ |
Ситуация |
|
|
Например, мы вызвали на сцену три команды. В первом круге разыгрывается ситуация от команды №1. Ведущий зачитывает задание, проходит минута обсуждения, и команда №2 дает свой вариант ответа. Оценка по пятибалльной системе вносится в соответствующую клетку таблицы: строка 2, колонка 1. Оценка за ответ команды №3 тоже проставляется в соответствующую клетку: строка 3, колонка 1. Последней в обсуждение ситуации вступает ее автор – команда №1. Ее оценка (максимум 5 баллов) ставится в цветную клетку - строка 1, колонка 1 - и включает в себя общее впечатление члена жюри от ситуации и ее разрешения.
Второй и третий круг проходят аналогично.
Далее из ответов команды на чужие ситуации выводится среднее арифметическое и вносится в соответствующую клетку в строке команды. Это число суммируется с оценкой за ситуацию, и полученный результат встает в последнюю клетку в строке команды. (Пример см. в строке 1).
В качестве примера предлагаем небольшой видеоролик. (См. Тифлоситуация).
Конкурс «Весёлые частушки – ВОСпевания»
(домашнее задание)
Из Положения: «Команды готовят юмористические частушки о жизни членов Всероссийского общества слепых и региональной организации.
Жюри оценивает содержание и качество текстов, уровень исполнения.
Продолжительность конкурса две минуты.
Максимальный балл за конкурс – 10 баллов.
Внимание! Текст исполняемых частушек необходимо предоставить в Оргкомитет в письменном виде, для обеспечения объективности оценки жюри».
Конечно, самое важное в этом конкурсе – это удачный текст, соответствующий теме. Кстати, не забывайте его предоставить жюри, а то ваш юмор может остаться недооцененным. Обратите внимание на то, что частушка имеет несколько вариантов мелодии. Как правило, стараются взять наиболее заводную музыкальную основу. Но тут есть опасность, что ее выберете не только вы. И даже фонограмма из интернета может совпасть. Попробуйте покопаться и выбрать что-нибудь менее тривиальное, к примеру – страдания. Они обладают особой ироничной окраской, к тому же медленный темп поможет вам лучше донести смысл.
Напоминаю о том, что если в вашей команде петь умеют не все, не стоит это демонстрировать. Пусть лучше непоющие выполняют не менее важную задачу по созданию хорошей картинки.
Если вы используете фонограмму, которая находится в общем доступе, обеспечьте себе особенное звучание, чем-либо ее дополнив. Это может быть ритмический рисунок из хлопков, свист, шумовые инструменты вроде ложек, трещоток, свистулек, стиральной доски и др.
Не забудьте про движение на сцене, используя самые простые танцевальные движения, притопывания, перемену местами и т.д.
Используйте реквизит – платки, шарики, надувные колотушки и т.д. Только следите, чтобы все это действо не затмевало основного содержания.
Конкурс «Интеллектуальный спринт»
Из Положения: «Команда, согласно жеребьёвке, отвечает на три вопроса ведущего на знание ВОС, его истории и современного состояния, а также реабилитации инвалидов по зрению в мире, жизни и деятельности выдающихся незрячих и т.п.
За каждый правильный ответ – 1 балл».
Как вы уже поняли, подготовка этого конкурса полностью лежит на организаторах. Им предстоит подготовить вопросы по вышеуказанной теме из расчета 3 вопроса на каждую команду-участницу. Как показала практика, вопросы лучше делать с вариантами ответа. Примеры вопросов с прошлых конкурсов можно посмотреть на сайте Culture.ksrk.ru в разделе «Сценарии».
Что же касается организации действия на сцене, то удобнее всего приглашать 3-4 команды одновременно. Команды выстраиваются в соответствии с жеребьевкой. Ведущий по очереди предлагает каждой из них выбрать номер вопроса, зачитывает соответствующий ему вместе с вариантами ответа и дает 15 сек. на раздумье. После ответа команды ведущий объявляет, верен ли он, и переходит к следующей команде.
Конкурс «Предвыборная программа»
(домашнее задание)
Из Положения: «Представьте себе, что одному из членов команды предстоит участвовать в выборах на должность председателя региональной организации, вновь создаваемой организации. В конкурсе ему необходимо предложить свои тезисы предвыборной программы, озвучив её со сцены индивидуально или с помощью команды, и ответить на вопросы жюри и зала. Материал может быть подан как в виде традиционного выступления, так и в художественной форме.
Будет учитываться реалистичность и актуальность поставленных в программе задач, определение приоритетов, убедительность изложения материала.
Продолжительность выступления (без ответов на вопросы жюри и зала) – не более 3 минут.
Максимальный балл за конкурс – 10 баллов».
Истинная цель конкурса – увидеть ваше понимание сегодняшнего дня ВОС и перспектив его развития. В какую сторону должна идти организация? Каковы основные проблемы и пути их решения в современном мире? Все это должно отражать ваше выступление, в какую бы яркую форму вы его не облекли. В общем, этот конкурс требует серьезного и реалистичного подхода, хорошего понимания темы, готовности ответить на вопросы жюри и аудитории в зале. Просто выйти на сцену и поюморить, даже очень удачно, не получится. (См. папку Предвыборная программа).
Конкурс «Не жизнь, а сказка!»
Из Положения: «Участвуют все члены команды. Задача команды, придумать собственный оригинальный вариант сказки, связав его с деятельностью своей РО ВОС.
Учитывается оригинальность решения, актуальность поднятых в выступлении проблем, артистизм участников.
На сценическое действие команде даётся 5-7 минут.
Максимальная оценка – 15 баллов».
Сказка может быть создана на основе уже известных сюжетов народных или авторских, а может быть сочинена командой. Это не важно. Важно, чтобы она отражала тему. Персонажами могут быть сказочные и литературные герои, специалисты РО, активисты ВОС и простые люди, собаки проводники и даже тифлоприборы. Все зависит от вашей фантазии и артистизма. (См. примеры в папке Не жизнь, с сказка).
Примечание:
Из Положения: «2. В выступлениях команд жюри оценивает:
- акцент на уникальности РО ВОС, её отличительных особенностях;
- оригинальность формы и содержания выступлений, творческий подход;
- знание специфики работы с инвалидами по зрению;
- степень раскрытия темы выступления, её актуальность и практическая значимость в работе РО ВОС;
- этичность материала, культура речи, культура поведения на сцене;
- умение адекватно отвечать на заданные вопросы и реагировать на предложенные ситуации;
- сплоченность команды и активность каждого члена команды;
- владение приёмами работы с аудиторией;
- демонстрация широты кругозора;
- использование дополнительных средств (инвентарь, наглядные материалы, технические средства и др.);
- соответствие регламенту».
ВНИМАНИЕ!!!
Предлагаем вам познакомиться с папкой приложений.
Материал собран в ссылке: https://disk.yandex.ru/d/fHNOWPkD4VzsLg