Текст сценария
ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ |
|
Организационно-методический отдел
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ
И ПРОВЕДЕНИЯ КВЕСТ-ИГРЫ: СОВЕТЫ РЕЖИССЕРА
Методические рекомендации
МОСКВА
2015
В статье даются рекомендации по написанию сценария квест-игры и подготовке мероприятий силами профессионального режиссера, а также приводятся примеры идей квестов из опыта работы авторов.
Квест — это игра, которая создаст незабываемую атмосферу загадки, приключения и веселья для всех, кто в ней участвует. Квест представляет собой активную, приключенческую игру, в которой команда, используя свои знания, интеллект, смекалку, силу, должна выполнить все задания и преодолеть дистанцию в определенной последовательности, за определенное время. Все точки (уровни) и задания подчинены единой идее и теме и объединены общим сценарием. Количество точек и их сложность определяются для каждой игры в отдельности.
Эта игра напоминает путешествие по станциям в оздоровительном лагере, на которых предлагалось выполнить задания. Этот принцип стал одним из основных жанров компьютерных игр — квестов и, выйдя за рамки виртуальной реальности, появился в нашей жизни. Квесты сегодня проводят как специалисты учреждений социальной сферы, так и частные компании, предлагающие поучаствовать в игре семьям, компании друзей, школьникам, сотрудникам организаций и т.д.
Квест — тот вид игры, который требует тщательной подготовки. Именно от того, как будет продумана программа, зависит ее успех.
Для начала необходимо определиться с темой квеста (день рождения, дизайн, история города, страны или даже эпохи, музыка, кино).
Работая над идеей квеста, решите, что будут делать участники:
- что-то искать (подарок на день рождения, спрятанные сокровища, клад);
- расследовать (для этого им нужно собрать информацию: улики, свидетельские показания и т.д.);
- разгадывать какую-то тайну (например, в Великом Новгороде можно поучаствовать в игре, сценарий которой написан по мотивам известного произведения «Песни птицы Гамаюн», и разгадать загадку узелкового письма);
- искать выход (участники должны найти ключ и выйти из комнаты) и т.д..
Варианты зависят от фантазии организаторов или потребности заказчика.
Совет режиссера: помните, что квест — это событие, факт действительности, изменяющий поведение персонажа. Постройте игру так, чтобы она была событийной — чтобы в ней постоянно менялись задания в рамках достижения единой цели.
При написании сценария мероприятия необходимо четко сформулировать цель квеста, выполнение которой означает победу. Обращаем ваше внимание на то, что цель должна быть лаконичной и понятной игрокам на старте. Игрокам важно четко понимать, что и зачем они должны делать, а также какова цель игры и каждого этапа в отдельности.
Ответьте для себя на вопросы: нужно ли участникам мыслить логически или достаточно просто сработать вместе как слаженная команда, нужно ли выявить лидера или проявлять навыки командообразования? Разработайте инструкцию к игре, где сформулируйте правила и ограничения, которые должны знать участники. Составьте логистику уровней или заданий игры.
Продумайте, каким образом участники узнают о следующем этапе: либо на каждом уровне должно быть указание, как найти следующий, либо участники должны, выполнив задание или разгадав загадку, сообщить результаты ведущему и получить следующую. Продумайте форму и формулировки разных уровней подсказок, где должна находиться каждая подсказка и что в ней должно быть написано. Вы должны четко знать, на каком этапе находятся игроки, что им предстоит дальше, чтобы в случае необходимости вы смогли подсказать и скорректировать игру.
Совет режиссера: сценаристу важно выстроить начало и финал квеста — придумать церемонию награждения и раздачи заданий, а также старта всей игры. На промежуточных заданиях рекомендуем придумать ритуальные моменты поддержки участников, мотивацию продолжать игру Особенно это важно, если квест командный, и несколько команд проходят один и тот же маршрут с разной скоростью.
Организаторам квеста важно придумать не только интересную концепцию и задания для участников, но и позаботиться о том, какой образ примет весь квест. Как что работает? Какова логика перехода от одного задания к другому, и как визуально это выражено? Какие предметы и трофеи получают участники, куда их складывают и как поступают с ними по окончании квеста? С точки зрения построения композиции программы стоит напомнить, что у всего на свете есть начало, кульминация и финал. Рекомендуем про это не забывать, хотя, как известно, в квестах очень часто финал возможен одновременно с кульминацией.
Обратим ваше внимание на то, что уровней игры должно быть достаточно для играющих — не слишком мало и не слишком много. Ориентируйтесь на их опыт и возраст. Оптимальный вариант — это 10-12 уровней. Прохождение каждого этапа займет у участников 5-10 минут, общее время квеста составит 2-2,5 часа. В игровой период войдут время для объяснения игрокам правил и сути квеста на старте и послеигровой обмен впечатлениями (обратная связь — фитбек). Если вы пишете сценарий квеста для дня рождения ребенка младшего возраста, уровней должно быть еще меньше.
Задания, которые вы предлагаете выполнить участникам, должны быть посильными. Поэтому надо хорошо знать возможности участников. Достижение цели должно быть пошаговым. Шаги — головоломки, задания, которые связаны между собой. Задания должны строиться от простого к сложному. Важен «эффект усложнения» заданий.
Определитесь с количеством участников (особенно если координатор игры в одном лице): если вы проводите квест в помещении, то чем оно меньше, тем меньше и участников. Для командной игры это 10-12 человек.
Многие организаторы квестов говорят о дресс-коде игры. Конечно, это здорово: футболка, джинсы, кепка в одном стиле или какой-либо атрибут помогут создать игровую атмосферу и остаться памятным подарком. Возможно, на станциях вам понадобятся костюмированные персонажи.
Совет режиссера: когда вы пытаетесь сделать квест персональным и особенным, идите от героя или героев праздника, их интересов, особенностей — просто подумайте; что было бы интересно им и в какой форме, а затем постарайтесь визуализировать и выразить их пожелания и потребности не только в содержательной, но и в визуальной части воплощения.
Как и при организации любой программы, продуманное место проведения квеста и его оформление имеют большое значение. Особенно это касается квестов для взрослых — живость детского воображения позволяет играть во что угодно в окружении любого антуража. Если квест проходит в помещении, необходимо создать особую атмосферу (оазис, подводная лодка, вагон поезда, космический корабль, каюта яхты, средневековый замок и т.д.). Причем элементы оформления могут использоваться и как подсказки для расшифровки задания или перехода на другой уровень. Если помещение, в котором проходит квест, не специальное (эскейп-рум), а обыкновенная комната, то обратите внимание на предметы, которые могут направить участников по неверному пути, ввести их в заблуждение.
При проведении квеста на свежем воздухе (open air) тщательно просмотрите все особенности территории. Желательно, если у участников будет карта, по которой они смело будут передвигаться, а вы заранее ограничите территорию игры и определите игровые точки. Учитывайте погодные условия и будьте готовы заменить задания и реквизит. Если вы организуете квест по точкам и из помощников у вас только вы сами, то для участников можно подготовить так называемый игровой «пакет документов», куда войдут инструкция к игре, правила, карта территории, конверты с заданиями, сотовый телефон и т.д.
Примеры идей квестов из опыта работы авторов
Квест «Поиск ответов на вопросы».
Очень хорошо проходит, когда необходимо познакомить участников с той или иной местностью, с персоналом, с правилами и условиями, друг с другом, сплотить участников коллектива. Например, в оздоровительном лагере в организационный период. Для игры необходимо: составить вопросы, касающиеся общей темы, ответы на которые каждый отряд должен найти за определенное количество времени и принести их в «штаб». Вопросы и задания отряды могут получить необычно, скажем, в письме или каком-либо послании, в котором будет сказано, что они «незаконно» находятся на территории лагеря и, чтобы остаться на ней, необходимо выполнить определенные задания. Итогом игры может стать обряд посвящения в жители лагеря.
Квест-игры можно использовать не только как развлечение, но и в педагогических целях. Расскажу о квесте «устроители хорошего настроения», который проходил для слушателей слета-семинара «Идеи и технологии успешного мероприятия», организованного на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров Тверского колледжа в июне 2015 года. Задача, которую перед собой ставили организаторы, — не только познакомить специалистов учреждений культуры с формой игровой программы — квестом, но и пополнить копилку игр участников слета-семинара.
Это вариант игры, когда участникам необходимо к назначенному времени прибыть на финальную точку, выполнив определенные задания. Игроки разделены на две команды по 10-11 человек. Время игры — 50 минут. Участники на старте получают первые «кирпичики позитива». Задача команд — собрать еще «кирпичики позитива», которые они могут заработать на объекте.
На объекте, выполнив задание, игроки еще получают шифровку, в которой говорится, где находится следующий объект. Команда, покинув точку и расшифровав, где находится следующая, в темпе передвигается на нее. Если там команду никто не встречает, то капитан звонит по телефону бригадиру и узнает, что делать (но это будет только один раз). На последний объект обе команды прибывают одновременно.
Первую шифровку команды получили с инструкцией. Точки располагались как в помещении, так и на улице. Выигрывает команда, которая вовремя прибыла на последний объект, выполнила все задания, получила «кирпичики».
Задания на точках были такие: с помощью «островков» перебраться к дереву, написать послание слушателям следующего семинара, вложить его в бутылку и закопать; сделать селфи, используя предлагаемые предметы; участники команды должны назвать пять популярных игр из своего опыта; игровая точка. На последнем этапе командам предлагалось объединиться и пройти лабиринт (командообразующая игра).
Как видите, возможностей у квест-игры достаточно много: и познавательные, и развлекательные, и интеллектуальные. В игре каждый может проявить себя, игра объединяет, учит работать в команде. Неудивительно, что квесты сегодня — одна из популярных форм проведения досуга.
В одной статье очень сложно рассказать обо всех нюансах подготовки и проведения мероприятия. Более подробно познакомиться с технологиями социальнокультурной деятельности можно в учебном пособии «Организация деятельности учреждений культуры клубного типа».
Желаем вам смелых идей и ярких воплощений, фантазии и креатива, радости и успехов!
Рекомендованная литература
- Организация деятельности учреждений культуры клубного типа: Учебное пособие /Под общ. ред. Н.П. Гончаровой. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015. — 448 с. (+ CD).
В статье использованы следующие понятия:
- Эскейп-рум (англ. real-life room escape) — это интеллектуальная игра, в которой игроков запирают в помещении, из которого они должны выбраться за время, ища предметы и решая головоломки. Некоторые представители жанра также включают в себя детективный или иной сюжет, чтобы погрузить игроков в уникальную атмосферу
- Open air — в переводе с английского — «открытый воздух»,
Дополнительно информация приведена на сайтах:
http://masterfuns.com/kvest-na-den-rozhdeniya-scenariy
Авторы:
Н.Л. Хохлова, заместитель директора, преподаватель курсов повышения квалификации и переподготовки кадров ГБОУ СП О Тверской области «Тверской колледж культуры имени Н.А. Львова»
Л.М. Милославин, режиссер массовых мероприятий и театрализованных представлений