Текст сценария
ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
ПОСМОТРИ, КАКОЕ ЛЕТО!
Сценарий дня отдыха молодежи на природе
МОСКВА
2010
В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет серьезное внимание разработке государственной молодежной политики. «От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократического преобразования», - говорится в документе «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 18 декабря 2006 года. Разрабатываются проекты для реализации приоритетных направлений. При этом подчеркивается, что «приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем».
Президент Всероссийского Общества слепых А.Я. Неумывакин считает, что вовлечение молодежи во Всероссийское общество слепых – это сегодня одна из главных задач. Молодых людей следует привлекать к работе в нашей организации, агитировать учиться, а в перспективе, готовить руководителями на местах.
Вице-президент ВОС Л.П. Абрамова призывает молодых людей, инвалидов по зрению, учиться и активно включаться в работу Общества. Молодежь – надежда старшего поколения, его резерв. Руководители старшего поколения, уходя на заслуженный отдых, хотят передать общество в надежные руки молодых людей – высокообразованных, активных, умеющих грамотно решать возникающие проблемы.
Данный сценарий разработан для достижения следующих целей: развитие инициативы и общественной активности молодежи, пропаганда спорта, здорового образа жизни и здорового отдыха.
Если на вашем предприятии, уважаемые организаторы социокультурной деятельности, работает довольно большая группа молодежи, (кстати, согласно традиции, которая опирается на многолетнюю общественную практику, молодежью принято считать людей в возрасте от 14 до 30 лет), значит, вам необходимо организовать день отдыха на природе. К этому ответственному мероприятию нужно тщательно готовиться и притом заранее. Чтобы избежать досадных промахов и нареканий со стороны отдыхающих, все продумывается вплоть до мелочей. Прежде всего, составляется список желающих отдохнуть на природе. Думаю, не лишним будет напомнить, что на прогулку следует пригласить и ту молодежь, которая не работает на предприятии, а состоит на учете в местной организации ВОС. Затем готовится и издается приказ по предприятию (или Дому культуры), в котором указывается число отдыхающих с приложением списка, место отдыха, ответственные за организацию прогулки, за транспорт, за безопасность поведения отдыхающих на воде.
Большую работу предстоит выполнить по сбору, закупке и изготовлению спортивного инвентаря и различных предметов для проведения подвижных игр: футбольные и теннисные мячи, футбольные ворота, звуковой маячок или радиоприемник, магнитофон с записями танцевальной и фоновой музыки, кольца для игры «Кольцеброс», обруч хула-хуп, спортивные палки и т.д., и т.п. Прочитав данный сценарий, организаторы прогулки выбирают понравившиеся игры и конкурсы, а также спортивные соревнования, составляют список необходимого инвентаря и дают задания службам и ответственным изготовить и подобрать его.
В том случае, если на прогулку собрались незрячие, святая обязанность организаторов - побеспокоиться о том, чтобы каждый из них имел сопровождающего. Одному организатору, пожалуй, не справиться с большим объемом спортивным и игровых мероприятий, поэтому было бы хорошо, чтобы молодые спортсмены провели их.
Прежде, чем выехать на место отдыха, следует проверить, в каком состоянии оно находится: пригодно ли дно для игр на воде, не набито ли стекол, есть ли танцевальная площадка… В общем – удобно ли и безопасно отдыхать. И совсем уж фантастическое предложение – было бы не лишним съездить вместе с энтузиастами и провести уборку места будущего отдыха.
Итак, подготовка завершена. Вы, дорогие организаторы, вместе с группой молодежи приехали и расположились в чудесном уголке природы родного края.
Включается магнитофон. Звучит в записи песня «Не надо печалиться» в исп. ансамбля «Самоцветы» (муз. А. Экимяна, сл. Р. Рождественского). Песня стихает.
Ведущий собирает вокруг себя молодежь.
ВЕДУЩИЙ: Дорогие друзья! Мы находимся в очаровательном и уютном уголке природы родного края (сообщает название места отдыха). Здесь каждый пригорочек, каждая полянка, каждая тропинка, каждый изгиб речки – все прелесть! Наш край славится солнечной веселостью березовых рощ и сумраком бора, печалью полевых дорог и луговыми просторами, зеркальностью озер и кручами прибрежных гор. Мы любим наш край, нашу природу!
ЧТЕЦ: Люблю тебя, мой край родной!
Всегда мне дорог ты,
Всегда мне дорог ты!
Твоею скромной красотой
Полны мои мечты.
Зовет меня тенистый сад,
И над речной волной
Шумит камыш густой.
Здесь юности прошли года,
Здесь мы росли с тобой.
(И. Насалевич)
ВЕДУЩИЙ: Дорогие друзья! Прослушайте, пожалуйста, программу отдыха. Сейчас располагайтесь, кому, где нравится, но не разбредаясь далеко. Искупайтесь, перекусите. Затем я предлагаю провести спортивные игры. После игр – шашлычный перерыв и интеллектуальные игры. После шашлыков все танцуем и участвуем в викторине. И, наконец, уборка зоны отдыха и отправление домой. Если кто-то решит, по каким-то причинам, уехать раньше запланированного, обязательно сообщает организатору, когда он отправляется и каким транспортом.
Негромко включается магнитофон. Звучат молодежные песни и легкая инструментальная музыка. После купания включается фрагмент песни «Птица счастья» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).
ВЕДУЩИЙ: Молодые люди, подходите ко мне. Мы начинаем спортивные и просто подвижные игры. Я предлагаю сформировать две команды спортсменов. В этом случае соревнования пройдут с большим азартом. Одну команду мы назовем «Утренняя заря», а вторую – «Ранний рассвет». У кого-нибудь есть другие предложения? Нет. Тогда избираем капитанов «Утренней зари» и «Раннего рассвета».
Сейчас настало время поработать капитанам. Они подбирают спортсменов в свою команду. Желательно, чтобы в нее входили футболисты, любители подвижных игр (в том числе, и на воде), знатоки родного края, любители эстрадных песен и обожатели их исполнителей. Итак, команды готовы?
Разрешите представить наше компетентное жюри.
Идет представление жюри.
ВЕДУЩИЙ: А вот и первое задание-разминка для капитанов. Соревнование называется «Бой мушкетеров». Капитаны команд «Утренняя заря» и «Ранний рассвет» становятся на короткое время мушкетерами. Им вручаем «шпаги» (два прута длиной 115 см). На площадке чертим два круга диаметром 50 см на расстоянии 30 см друг от друга и проводим две черты. «Мушкетеры» становятся каждый за своей чертой, переступать через которую не разрешается. На середину каждого круга кладется коробочка, завернутая в яркую фольгу. В одной из коробочек находится «талисман» (значок, брелок, кулон, маленький сувенир и т.п.), за который и должны бороться «мушкетеры». Итак, в руке у каждого из них – шпага. Ею нужно выбить из круга противника коробочку и при этом защитить свою. Выигрывает поединок тот, кому удастся выбить коробочку из круга противника. Победитель забирает обе коробочки, в одной из которых находит талисман, который удваивает его силы в предстоящей борьбе. Команда же победителя запишет в свою копилку первое очко.
Идет игра.
ВЕДУЩИЙ: Я обращаюсь к командам «Утренняя заря» и «Ранний рассвет». Будьте готовы к спортивным соревнованиям.
Звучит «Футбольный марш» (муз. И. Дунаевского, сл. Б. Ласкина).
ЧТЕЦ: На лучистом чистом небе солнце светит.
С высоты с любопытством глядит.
Быстроноги футболисты, словно ветер,
Кто кого в этот раз победит?
Удар короток – и мяч в воротах.
Кричат болельщики, свисток дает судья.
Вперед, друзья!
ВЕДУЩИЙ: Как вы уже поняли, мы проводим соревнования футболистов. От каждой команды я вызываю по одному спортсмену. Соревнование назовем «Меткий бомбардир».
В настоящее время футбольные команды победы добиваются, говоря языком спортивных журналистов, «по буллитам». Это когда команды сыграли вничью, и судьи, чтобы выяснить первенство, назначают в каждые ворота серию одиннадцатиметровых ударов. Сейчас мы этим и займемся.
Перед вами – футбольные ворота, ширина и высота которых – полтора метра. (Размеры ворот, по желанию организаторов, могут быть изменены). За воротами на земле установлен говорящий радиоприемник. От удара мячом мы его защитили вбитыми в землю колышками. На расстоянии 11 метров от ворот проводим черту и ставим на нее футбольный мяч. Теперь все готово. Футболисту завязываем глаза, и он пять раз бьет по мячу, пытаясь покорить ворота. Мяч после каждой попытки будут подавать мои помощники. Потом в борьбу вступает футболист второй команды. Сколько одиннадцатиметровых забито – столько очков получает команда.
Проводится соревнование.
ЧТЕЦ: Там, где лес, перелесок, опушка,
Где речная сверкает вода,
Нагадала колдунья-кукушка,
Надарила на счастье года.
Я не знаю, случится ли это,
Я спасибо за то говорю,
Что стою на границе рассвета,
Что сегодня встречаю зарю.
И Россия идет мне навстречу,
Материнской улыбкой светя.
И легко упадают на плечи
Серебристые струи дождя.
(Лариса Васильева)
ВЕДУЩИЙ: Следующая игра называется «Кольцеброс». Ее многие хорошо знают. Она развивает меткость, верность броска. От каждой команды в игре участвует по 1 спортсмену. Рассказываю правила. В землю вбит раскрашенный (или оклеенный яркой бумагой) кол высотой около метра. На расстоянии 5 метров от него проводим черту, на которую становится спортсмен. Ему вручают 10 колец, выпиленных из тонкой фанеры. Задача спортсмена – набросить все кольца на кол. Сколько колец окажется на колу – столько очков запишется его команде. Кто начинает?
Проводится соревнование. Пока готовится инвентарь к следующей игре, звучит песня «Звездное лето» (муз. А. Пугачевой, сл. И. Резника) в исп. А. Пугачевой.
ВЕДУЩИЙ: Следующий конкурс – для ловких и быстрых. Рассказываю правила. Друг против друга, на расстоянии 3 метра, стоят мои помощники. Один из них держит обруч хула-хуп. Он толкает обруч навстречу второму помощнику так, чтобы хула-хуп свободно катился на ребре по земле. А за это время спортсмен одной из команд, например, «Утренняя заря», должен успеть проскочить в него и выбежать с другой стороны. Затем второй помощник толкает обруч в обратную сторону, и спортсмен команды «Утренний рассвет» проскакивает через него. Так продолжается до тех пор, пока все желающие не сделают это упражнение. Сколько удачных проскоков сделано, столько очков получает команда.
Проводится игра.
ЧТЕЦ (во время подготовки следующей игры):
Так всесильна молодость зелени,
Так богата природа сноровкой,
Что букашка без рода и племени,
Называется божьей коровкой.
Солнце в небо взмывает как птица,
Обронив золотые пушинки,
У косули все тоньше копытца,
Чтоб не смять ни единой травинки.
Грач возводит гнездо без опаски
Меж ветвей белоснежной березки.
Блещут в травах кукушкины глазки
Или, может, кукушкины слезки?
Пусть вовек не коснутся тревоги
Ни берез, ни косуль, ни травинки!
Пусть судьба нам кидает под ноги
От цветов голубые тропинки.
Михаил Шевченко
ВЕДУЩИЙ: И снова - соревнование на меткость попадания в цель. Задача участников этого конкурса проста. На земле установлен фанерный щит с отверстием диаметром 40 см. Сзади отверстия укреплен карман из полиэтиленового мешка, где будут собираться метательные предметы: теннисные мячи, сосновые или еловые шишки, небольшие камешки. Напротив отверстия, с обратной стороны щита, установлен звуковой маячок (или радиоприемник). На расстоянии 3 метров от щита проведена черта, на которую становится меткий стрелок. Ему завязывают глаза, дают 5 теннисных мячей (или шишек). Он должен метать их в отверстие щита, ориентируясь на звук маячка. Сколько попаданий – столько баллов в копилке команды. Начинаем.
Проводится игра. Звучит песня «Богатырская сила» (из репертуара анс. Стаса Намина)
ВЕДУЩИЙ: Во все времена и по сей день славится на Руси сила богатырская. Соревнуются молодцы в ловкости, умении бороться, поднятии тяжестей, в плавании, в прыжках и т.д. Приглашаю молодых людей помериться силушкой молодецкой. Это соревнование называется «Достань птицу счастья». Игра развивает силу и настойчивость. В чем она заключается?
Вот веревка длиной 2 метра и две сувенирных птички. От каждой команды вызываю по 1 спортсмену. Они берутся за концы веревки и расходятся в стороны, натянув ее. Для удобства на концах веревки сделаны петли. Сзади каждого игрока на расстоянии 1 метра кладутся сувенирные птички. По моему сигналу каждый старается перетянуть противника и достать с земли сувенир. Выигрывает тот, кому это удается. Он приносит команде 1 очко. Внимание! По моему свистку, начинайте!
Проводится игра. Победитель может быть определен по кубковой системе: с самого начала все делятся на пары, и потом победители сражаются с победителями, а побежденные выбывают из соревнования.
ВЕДУЩИЙ: Вот еще 2 небольших спортивных упражнения.
Первое: спортсмен соединяет руки вперед себя, образуя петлю. Пальцы переплетаются. Затем старается перешагнуть через петлю сначала правой, затем левой ногой и сразу то же самое проделывает в обратную сторону. Упражнение считается выполненным только в том случае, если спортсмен продел ноги в ту и в другую сторону, не расцепив рук. За это упражнение – 1 очко.
Проводится игра.
ВЕДУЩИЙ: Для второго упражнения раздаю спортивные палки длиной 80 см. Каждый игрок берется двумя руками за концы палки и, не выпуская палки из рук, перепрыгивает через нее. Если упражнение выполнено с первой попытки, игроку засчитывается 3 очка, если со второй – 2, если с третьей – одно.
Проводится игра. Включается веселая инструментальная музыка.
ВЕДУЩИЙ: Проводим веселую массовую игру – «Дракон», придуманную в Китае в незапамятные времена. Играющие становятся в колонну и крепко цепляются друг за друга. Это дракон. Первый в цепи – голова дракона, последний - его хвост. По сигналу голова дракона начинает ловить его хвост. Его необходимо осалить. Хвост же стремится убежать. Дракон начинает извиваться, быстро двигаться. Если голова осалила хвост, то игрок, который был головой, становится новым хвостом. А новой головой будет игрок, стоящий за головой. Пошли! Первой головой буду я сам.
Под быструю музыку проводится игра.
ВЕДУЩИЙ (после окончания игры «Дракон»): Пока спортсмены готовятся к проведению соревнований на воде, наш чтец (называет ФИО) прочитает стихотворение Татьяны Сырыщевой.
ЧТЕЦ: У зеленого берега тайна своя.
Что-то звякнуло и замолчало.
И с прихлынувшей радостью ждем соловья,
Угадав его песни начало.
Дудка лешего, пленьканье, дроби и свист,
Что последовать может за этом?
И пускай сам певец невелик, неказист,
И в листве мы его не заметим…
Запоет он – и за полночь станет светло,
В его голосе яркость и сила.
Столько красок в один этот голос вошло,
Что на перья уже не хватило.
ВЕДУЩИЙ: Итак, первое соревнование на воде. Наши спортсмены уже проверили дно. Соревнование называется «Ныряльщики». Вода должна доходить до груди спортсмена. На расстоянии 5 шагов друг от друга устанавливаются 5 поплавков. (Поплавки можно сделать собственными руками. Для этого надо привязать кусок либо пенопласта, либо дерева к веревке. Второй конец веревки привязывают к камню). Участник становится в пяти шагах от первого поплавка. По сигналу ныряет и старается доплыть под водой до поплавков и по очереди дернуть каждый из них. После заплывов игроки получают столько очков, сколько поплавков они смогли погрузить в воду. Пока идет раунд, выныривать нельзя. Выигрывает состязание тот игрок, который набрал больше всего очков.
Проводится игра.
ВЕДУЩИЙ: Теперь проводим эстафету «Бегом по воде».
На расстоянии 10 м. друг от друга на воде вдоль берега расположены поплавки. У каждого на старте стоят по 2 спортсмена. Первому спортсмену вручается эстафетная палочка. По сигналу он бежит ко второму поплавку, где передает палочку второму спортсмену, который бежит обратно, передает палочку третьему, тот бежит с ней к четвертому, и тот своей пробежкой заканчивает эстафету. При беге руки следует держать на поясе, за головой или вверху.
После первой команды эстафету проходит вторая. Побеждает команда, прошедшая дистанцию быстрее. Она записывает себе 4 очка, а проигравшая – два.
Проводится игра.
ВЕДУЩИЙ: Следующая игра называется «Соревнование тритонов», потому что движения игроков действительно напоминают движения тритонов. В этой игре нужно "идти", переставляя руки по дну и вытянув ноги в воде. Это хорошо делать на отмели. На берегу отмечается дистанция 10-15 метров. По сигналу судьи все выстраиваются в одну линию, став руками на дно. По второму сигналу все устремляются к финишу вышеозначенным способом. Побеждает, естественно, игрок, пришедший к финишу первым.
Проводится игра.
ВЕДУЩИЙ: Перерыв на приготовление шашлыков.
Включается музыка.
ВЕДУЩИЙ: Пока вы готовите и наслаждаетесь этим летним кушаньем, я проведу с вами интеллектуальную игру. Предлагаю викторину на знание флоры и фауны Земли. За каждый правильный ответ присуждается одно очко.
Проводится викторина.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
1. Многие птицы – прославленные певуньи. Вне конкуренции среди них – соловей. А кто на втором месте? (Дрозд)
2. Какая птица прилетает в среднюю полосу России самой последней? (Перепел)
3. Зверек, чей детеныш способен сосать молоко матери прямо под водой. (Нутрия)
4. Какая змея плюется? (Кобра)
5. С какого года начала издаваться Красная Книга? (С 1966)
6. Где ухо у кузнечика? (На ноге)
7. Самая высокая трава. (Бамбук)
8. Плоская морская рыба с глазами на одной стороне (Камбала)
9. Самый крупный представитель фауны европейской части Земли (Зубр)
10. Как в старину называли Уральские горы? (Каменный пояс)
ВЕДУЩИЙ: А теперь вы должны ответить на вопрос: «правда ли, что»:
1. …крокодилы могут взбираться на деревья? (Правда. Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и часто отдыхают на ветвях)
2. …змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (Правда. Гадюка, обитающая в Центральной Америке, способна прыгать в высоту до метра, нападая на свою жертву)
3. …стрижи даже спят на лету? (Правда. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, на рассвете спускаются поближе к земле.)
4. …голубые розы растут только в Китае? (Нет. Голубых роз в природе не существует.)
5. …зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (Правда. Зеленый картофель содержит большое количество сильных ядов – соланинов, которые особенно вредны для детей. Эти яды не разрушаются даже при варке и тушении.)
6. …на зебрах водятся полосатые блохи? (Нет. Блохи на зебрах не маскируются)
7. …орхидеи используют для приготовления мороженого? (Отчасти, правда. Ароматические вещества для некоторых видов ванильного мороженого приготовляется из обладающей лечебным эффектом шелухи семян орхидеи «ванилия планифолия».)
8. …бабочки живут всегда один день? (Нет. Некоторые из них живут много месяцев, перезимовывая или улетая в теплые края.)
После викторины включается танцевальная музыка.
ВЕДУЩИЙ: Дорогие друзья! Я всех вас приглашаю на танцплощадку. Танцевальную программу мы также проведем в виде игры.
Вы, наверняка, знаете, что многие наши эстрадные артисты присваивают себе громкие сценические имена и фамилии. Например, настоящее имя и фамилия Лидии Руслановой – Лидия Лейкина, а Леонида Утесова – Лазарь Вейсбен.
Суть данной игры в том, что я буду называть подлинные имена и фамилии артистов, а вы должны ответить, кому из наших знаменитостей они принадлежат, а затем мы включаем песню одного из названных кумиров молодежи. На каждый правильный ответ начисляется одно очко. Тот, кто наберет их больше – станет победителем.
Итак, начнем!
Катя Чуприна – Катя Лель
Виктор Белан – Дима Билан
Звучит песня одного из этих артистов.
Руслана Выжичко – Руслана
Наташа Ионова – Глюкоза
Инесса Саркисова – Ирина Аллегрова
Алла Ермакова – Маша Распутина
Звучит песня одной из названных певиц.
Александр Выгузов – Александр Малинин –
Надежда Заседателева – Надежда Бабкина
Вячеслав Антонов – Вячеслав Добрынин
Наталья Порывай – Наташа Королева
Звучит песня одного из этих артистов.
Олег Титоренко – Богдан Титомир
Леонтий Чижов – Леонид Агутин
Кирилл Томацкий - Децл
Вадим Криворотов – Андрей Разин
Алла Перфилова - Валерия
Звучит песня одного из этих артистов.
Илья Клявер – Илья Олейников
Владимир Твердохлебов – Влад Сташевский
Виталий Грачев – Витас
Лариса Мечинская – Лариса Долина
Звучит песня одного из этих артистов.
Сара Семиндуева – Жасмин
Лада Волкова – Лада Дэнс
Андрей Клементьев – Андрей Губин
Александр Миньков – Александр Маршал
Абик Ипджян – Авраам Руссо
Звучит песня одного из этих артистов.
Елена Либенбаум – Елена Воробей
Николай Харьковец – Николай Трубач
Михаил Дейнекин – Михаил Звездинский
Татьяна Залужная – Любаша
Звучит песня одного из этих артистов.
ВЕДУЩИЙ: Дорогие наши отдыхающие! Собирайтесь все поближе ко мне. Сейчас жюри объявит победителей соревнований, игр и викторин.
Включается торжественная музыка. Жюри объявляет победителей. На награждение звучит туш. Награды – бумажные ленты с надписью «Победитель спортивных игр (год, дата, место проведения.)
ВЕДУЩИЙ: Наш день отдыха завершается. Организаторы его надеются, что он вам понравился. Остается только еще раз искупаться, убрать мусор на местах отдыха, собраться и отправиться по домам. Всего вам доброго!
ЧТЕЦ: Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, воды блещут,
Любовью воздух растворен,
И мир цветущий, мир природы
Избытком жизни упоен.
Федор Тютчев.
Включается песня «Посмотри, какое лето!» в исп. Ф. Киркорова (муз. Л. Агутина, сл. Г. Витке).
Автор-составитель:
преподаватель
Л.М. Анфилофьев
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бутаев О.С. Веселая вечеринка: игры, розыгрыши, конкурсы. – Ростов н/Д., 2006.
Праздники нашей семьи/ Сост. Е.Э. Спрингис. – М., 2001. - 512 с. - (Страна советов).
Кулешова Н.В. От сессии до сессии живут студенты весело: Сценарии праздников, конкурсов, дискотек для студентов. – Ростов-н/Д., 2003. – 352 с. - (Серия: Школа радости).
Самбикин Л.Б. Игры для слепых детей. – М., 1979.
Звуковой журнал «Диалог». – 2010 - №2.
Страницы Интернет.