Праздник всех славянских народов

Автор: Анфилофьев Л.М.
Год издания: 2005
Вид работы: Сценарий мероприятия
Тема: Сценарий, посвященный Дню славянской письменности и культуры
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Дом культуры, клуб
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ 
ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО – СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


ПРАЗДНИК ВСЕХ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ


Сценарий, посвященный Дню славянской письменности и культуры


МОСКВА
2005

I.
24 мая весь славянский мир празднует День славянской письменности и культуры. День славянской письменности и культуры – единственный церковно-государственный праздник в нашей стране. В этот день проходят как светские, так и духовные мероприятия: церковь поминает равноапостольных братьев, создателей славянской азбуки, Кирилла и Мефодия, а светские мероприятия праздника начинаются с церемонии передачи вечевого колокола – традиционного символа Дня славянской письменности и культуры.
На российскую землю этот праздник пришел совсем недавно – в 1992 году, когда в Москве, на Славянской площади был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти.
В этот день уместно все, что связано с родным языком, литературой, народными обычаями и традициями.
Словесные игры, литературные викторины – прекрасная затея для такого праздника. Желанные гости – гармонисты и ложкари, плясуны и частушечники, фольклорные ансамбли и исполнители на народных инструментах. 
Уместно в этот день устроить конкурсы художественного слова и исполнителей русских народных песен под девизом «Не оскудела талантами земля русская».
Конкурс чтецов по Брайлю в региональных организациях ВОС обычно проводится в Месячник Белой трости, однако, если его не удалось организовать вовремя, можно приурочить его к празднику славянской письменности. Украшение праздника – этот, несомненно, показ искусства братьев-славян ближнего и дальнего зарубежья.
Думается, что всегда найдутся любители, которые могут сплясать белорусскую бульбу, чешскую польку, польский краковяк, украинский гопак, спеть народные песни братьев-славян.  Да и коллективы художественной самодеятельности обычно вносят в свой репертуар песни и танцы славянских народов. 
К подготовке и организации Дня славянской письменности и культуры следует привлечь сотрудников спецбиблиотеки. На них надо возложить обязанности организовать книжно-иллюстративную выставку под примерным названием «И нравы, и язык, и старина святая». Не оставляйте в стороне и народных умельцев. Они могут устроить выставку-продажу своих изделий. 
Не отказывайтесь на празднике от показа народных костюмов. У многих народов они бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. К сожалению, мало кто из молодых жителей русской деревни надевают по праздникам народный костюм, а уж о горожанах и говорить не приходится.  А ведь костюм – важный элемент народной культуры, и почему бы на этом празднике не устроить представление театра народного костюма с рассказом об истории, основных его элементах с показом моделей!
Здесь могли бы прозвучать народные песни, стихи, пословицы и поговорки, шутки и прибаутки, сценки. Это сложно, но возможно, если есть люди, по-настоящему интересующиеся, увлеченные народной культурой. А через год среди участников праздника может появиться множество людей в собственноручно сшитых народных костюмах. И вернется традиция. 
Среди мероприятий праздника выставка художественного творчества детей «Святая Русь! Храни себя, храни!» Юные участницы могут показать свои таланты в конкурсах «Русская красавица», «Коса – девичья краса», «Марья – искусница». Детские фольклорные ансамбли – вместе со взрослыми – равноправные участники праздника. 
Вот таким, по-настоящему народным праздником может стать День славянской письменности и культуры в вашем клубе, доме культуры. 

II.
В указанное в афише, пригласительном билете, объявлении по местному радиоузлу время гости собираются в фойе клуба, Дома культуры.  Массовик-затейник проводит с ними игры, аттракционы, вместе с баянистом разучивают песни славян, например, украинские песни: «Взяв бы я бандуру», «Гандзя», «Гей, наливайте повни чари», «Дивлюсь я на небо», «Заспиваймо писню веселеньку», «Ой, дивчино, шумить гай», «Ой, на гори там жанцы жнуть». Указанные песни можно найти в сборнике «Жемчужины Украины: Украинские народные песни. – М.: Современная Музыка, 2002.»

Игры для массовика – затейника.
Конкурс скороговорщиков.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
Щетинка – у чушки, чешуйка у щучки.
В поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят. 
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался. 

Скороговорки, сочиненные незрячим поэтом Виктором Кудлачевым.
Любят Тишку ребятишки, но не любят Тишку мышки. Котик Тишка – шалунишка, не дает покоя мышкам.
Крольчиха крольчонку шубку кроила. Крольчонок капусту на грядках сажал. Крольчиха крольчонку шубку пошила, крольчонок крольчихе спасибо сказал.
Люба лук полола, локоть уколола.
Варвара варенье варила, Валеру вареньем кормила. 

Литературная викторина «Как звали…?»
1. Отца Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (Дмитрий Ларин)
2. Станционного смотрителя и его дочь в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (Самсон Вырин, Дуня)
3. Героя и любимую им девушку в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» (Евгений, Параша)
4. Судью в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин)
5. Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (Иван Александрович)
6. Подколесина и его слугу в комедии Н.В. Гоголя «Женитьба» (Иван Кузьмич, Степан)
7. Мужа Элен Курагиной в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (Пьер Безухов)
8. Героя рассказа И.С. Тургенева «Муму» (Герасим)

Шарады
Первое – нота,
Второе – тоже,
А целое на горох похоже. (Фасоль)

Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я – материя,
И на костюм гожусь. (Сукно)

Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – школьный столик твой. (Парта)

Только два предлога,
А волос в них много. (Ус)

Конкурс «В Волшебной стране»
Кто из литературных героев…
1. Пережил множество приключений в Голубой, Фиолетовой, Розовой и Желтой странах? (Элли и ее друзья. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
2. Был обманут в Стране Дураков? (Буратино. А. Толстой «Золотой Ключик или Приключения Буратино»).
3. Придумал Швамбранию? (Леля и Ося. Л. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания»).
4. Отправился в Страну Обезьян? (Айболит и его друзья. К.Чуковский. «Доктор Айболит»).

III.
В определенное время всех гостей приглашают в зал. Раздается звон вечевого колокола. Занавес открывается.
На сцене, на специальной подставке, размещен макет вечевого колокола, на заднике – плакат с изображением памятника Кириллу и Мефодию. Выходят ведущие. 
1 ВЕДУЩИЙ (обращаясь к памятнику Кириллу и Мефодию): Величаем вас, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, вся словенския страны ученьми своими просветившыя и ко Христу приведшия. 
2 ВЕДУЩИЙ: Мы приветствуем всех, сидящих в зале. Наша встреча посвящается знаменательной дате в жизни славянских народов – дню славянской письменности и культуры, посвящается словенским первоучителям, создателям славянской азбуки, Кириллу и Мефодию. 
Сейчас даже наши малыши знают,
        Как хорошо уметь читать!
        Не надо к маме приставать,
        Не надо бабушку просить:
        - Прочти, пожалуйста, прочти!
        Не надо умолять сестрицу:
        - Ну, прочитай еще страницу!
        Не надо звать, не надо ждать.
        А можно взять – и прочитать!
 Так вот: прекрасную возможность читать и писать дали нам Кирилл и Мефодий. Эти Солунские братья стали символом света, знания и мудрости. В России это знаменательное событие стали отмечать с 1992 года. В этом году 24 мая на Славянской площади в Москве был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти. 

Раздаются удары вечевого колокола.

1 ВЕДУЩИЙ (подходит к макету колокола): Разрешите представить символ нашего праздника – вечевой колокол! Это макет, а колокол отлит в Ярославле в 1998 году специально для празднования Дней славянской письменности и культуры, которые проходили в этом старинном городе. Когда торжества завершились, было решено, что 40 - килограммовый символ ежегодно будет «менять прописку» и «появляться» в новой столице «Дней». Колокол побывал в Пскове, Калуге, Рязани, Новосибирске.
2 ВЕДУЩИЙ: Праздник представляет значительное явление в культурной и политической жизни всего славянского народа. Обращение к истокам национальных культур славянских народов, их тесная взаимосвязь подчеркивают органичное единство и вместе с тем многообразие славянских культурных традиций. 

Звучит вечевой колокол. Затем хор исполняет песню о России. Наверняка, такая песня в репертуаре хорового коллектива имеется.

1 ВЕДУЩИЙ: Мы говорим, что славянскую азбуку создали братья Кирилл и Мефодий. А до них письменности в Древней Руси была или нет? 
Давайте обратимся к болгарскому писателю 10 века черноризцу Храбру. Он посвятил началу славянской письменности маленькое сочинение «Сказание о письменах» (то есть о буквах). Храбр рассказывает, что в древности, когда славяне были еще язычниками, у них не было букв, они писали «чертами и резами». «Черты и резы» - это разновидность примитивного письма в виде рисунков и зарубок на дереве. Такое письмо известно и у других народов на ранних стадиях их развития. Когда же славяне крестились, продолжает Храбр, они пытались записывать свою речь римскими или греческими буквами. Такие попытки были обречены на неудачу, так как ни греческий, ни латинский алфавит не был пригоден для передачи многих особых звуков славянской речи. И так было до времени Кирилла и Мефодия. 
2 ВЕДУЩИЙ: Гоголь писал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы  кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Чтобы еще раз убедиться в особом звучании, красоте, мелодичности, меткости и бойкости  русской речи, мы сейчас проведем игру.
Игра называется «Только на эту букву». Задание: сочините рассказ или стихотворение, все слова которого начинаются с одной и той же буквы, например, с буквы Ч. За каждый удачный рассказ игрок получает приз.
Пример: Четыре черненьких чумазеньких чертенка четвертого числа чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

2 ВЕДУЩИЙ: Сочините следующий рассказ, все слова которого начинаются на букву Л.
Пример: Люба, Лена, Луша лучезарным летом ловко ловили лыковым лукошком луговых лупоглазых лягушек.

1 ВЕДУЩИЙ: Я приглашаю на сцену желающих принять участие в шуточной викторине. Кто полно и правильно ответит на шуточный вопрос, получает очко. Тот же, кто наберет наибольшее количество очков, объявляется победителем и получает приз. 

Вопросы:
1. В каких словах по сто согласных? (СтоЛ, стоГ, стоН, стоП, стоК).
2. В каком слове сорок гласных? (СорокА)
3. Когда мальчика называют женским именем? (Когда он много спит – Соня)
4. Чем заканчивается как день, так и ночь? (Мягким знаком)
5. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене)
6. Какой город летает? (Орел)
7. Какую реку можно срезать ножом? (Прут)
8. Какая земля никогда не старится? (Новая земля)
 
1 ВЕДУЩИЙ: Следующий конкурс для знатоков пословиц. Пожалуйста, знатоки, проходите на сцену. Я зачитываю начало русской пословицы, а участники конкурса поочередно заканчивают ее. За каждый правильный ответ – очко. Знаток пословиц, набравший наибольшее количество очков, считается победителем и получает приз. Итак, зачитываю начало пословицы для первого игрока.

ПОСЛОВИЦЫ
Бабам праздник … (хуже казни)
Без корня и полынь … (не растет)
Без солнышка нельзя пробыть …(без милого нельзя прожить)
Бела береза, …(да деготь черен)
Береза не угроза: … (где стоит, там и шумит)
Будет рожь - … (будет и мера)
Будет дождь – (будет и рожь)
В июле на дворе пусто, … (да на поле густо)
В июле овес в кафтане - … (а на гречке и рубахи нет)
Июнь с косой по лугам прошел … (а июль с серпом по хлебам пробежал)
Красное лето - … (зеленый покос)
Тут дождя не просят - … а он идет, где косят)
Что летом родится … (то зимой пригодится)
Что летом соберешь - … (то зимой на столе найдешь)
Без охоты … (нет работы)

2 ВЕДУЩИЙ: Если есть желающие поиграть в составление пословиц, прошу на сцену. Я зачитываю попарно соединенные слова, а участники игры должны составить пословицы, в которых эти слова встречаются.
Кто правильно составит пословицу – получает очко. А получивший наибольшее количество очков – считается победителем и получает приз. Зачитываю первую пару слов для первого игрока!

СЛОВА ДЛЯ ПОСЛОВИЦ
Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья)
Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой)
Лает – кусает (На смелого собака лает, а трусливого кусает)
Журавль – синица (Не сули журавля в небе, дай синицу в руки)
Руки – скука (Не  сиди слова руки – так не будет скуки)
Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)
Дело – потеха (Делу время, потехе час)
Язык – дело (Не спеши языком – торопись делом)
Шило – мешок (Шила в мешке не утаишь)
Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)
Коса – камень (Нашла коса на камень)
Свет – тьма (Ученье – свет, а неученье – тьма)

1 ВЕДУЩИЙ: Настало время вернуться к славянской письменности и к создателям славянской азбуки – Кириллу и Мефодию. Кирилл (светское имя Константин) и его старший брат Мефодий родились в Византийском городе Фессалонике на побережье Эгейского моря, который славяне называли Солунь. Поэтому Кирилла и Мефодия называют Солунскими братьями. Ныне Фессалоника называется Салоники и находится в Греции. Фессалоника была крупнейшим городом Византийской империи. В ее окрестностях издавна жило много славян. Очевидно, еще в детстве мальчики познакомились с их обычаями и речью. Отец братьев был военачальником в императорских войсках и смог дать детям хорошее воспитание. Мефодий, блестяще закончив обучение, еще в молодости был назначен воеводой в одну из славянских областей Византии. Как рассказывают страницы «Жития Мефодия», он научился там «всем славянским обычаям». Около 852 года он отказался от светской карьеры, постригся в монахи и позднее стал игуменом монастыря Полихрон в Малой Азии.
2 ВЕДУЩИЙ: Кирилл с юных лет отличался тягой к наукам и исключительными филологическими способностями. Он получил образование в столице империи – Константинополе, у крупнейших ученых своего времени, Льва Грамматика и будущего патриарха Фотия. Закончив учебу, служил библиотекарем в богатейшем патриаршем книгохранилище в соборе святой Софии.  И преподавал философию. 
1 ВЕДУЩИЙ: Солунские братья, как мы уже говорили, воспитывались на народных песнях южных славян. Давайте и мы послушаем народные песни.
 
Номер художественной самодеятельности.

1 ВЕДУЩИЙ: В 862 или 863 году в столицу Византии Константинополь прибыли послы от князя Великой Моравии Ростислава. Они передали Византийскому императору Михаилу III просьбу Ростислава: «Хоть люди наши язычество отвергли, и держатся закона христианского, нет у нас такого учителя, чтобы на языке нашем изложил правую христианскую веру… Так пошли нам, владыка, епископа и учителя такого!» 
Великая Моравия была в IX веке сильным и обширным государством западных славян. В ее состав входили: Моравия, Словакия, Чехия, а также часть современной Словении и другие земли. Однако Великая Моравия находилась под влиянием Римской церкви. А господствующим языком церковной литературы и богослужения в Западной Европе была латынь. Так называемые «триязычники» признавали священными только три  языка – латинский, греческий и древнееврейский. Князь Ростислав проводил самостоятельную политику. Он стремился к культурной независимости своей страны от Священной Римской империи и немецкого духовенства, совершавшего церковную службу на непонятной славянам латыни. Поэтому и отправил он посольство в Византию, разрешавшую богослужение и на других языках. Византийское правительство отправило в Великую Моравию миссию во главе с Кириллом и Мефодием.  И это случилось не позднее 864 года. 
2 ВЕДУЩИЙ: К этому времени Кирилл уже приступил к работе над славянской азбукой и переводу греческих церковных книг на славянский язык. Еще до моравского посольства он создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи, азбуку – глаголицу. Ее название происходит от существительного «глагол», что значит «слово», «речь».
Глаголица отличается графической гармоничностью. Ее многим буквам свойствен петлеобразный рисунок. Некоторые буквы глаголицы Кирилл заимствовал из греческого и древнееврейского алфавита. Однако, создавая свою азбуку, Кирилл сам придумывал целый ряд новых букв. Он использует для этого важнейшие христианские символы и их сочетания: крест – символ христианства, искупления грехов и спасения; треугольник – символ святой Троицы; круг – символ вечности, и тому подобное. Не случайно «Аз» - первая буква древнейшего славянского алфавита, созданного специально для записи священных христианских текстов, имеет форму креста. 
1 ВЕДУЩИЙ: Кирилл и Мефодий и их преемники твердо верили, что трудятся во имя всех славян, просвещенных единой верой и объединенных одним, понятным всем, языком. В предисловии к Евангелию – древнейшему христианскому стихотворному  произведению – ученик Мефодия, епископ Константин Преславский обратился ко всему славянскому миру:
ЧТЕЦ: Услышьте, славяне все,
    Дар этот от Бога дан нам…
    Слушай, славянский народ!
    Слушай то слово, ибо оно от Бога.
    Слово, что питает души человеческие.
    Слово, что укрепляет сердца и умы,
    Слово, что готовит всех к познанию Бога.
    Как без света не будет радости оку,
    Глядящему на Божьи творения,
    Но не видящему красоты их,
    Так и всякая душа без грамоты
    Закона Божьего ясно не видит,
    Закона писаного, духовного.
    Закона рай Божий открывающего…
    Еще более того, душа бескнижная
    В мертвеца его превращает.

1 ВЕДУЩИЙ: Торжественный гимн Константина Преславского воспевает идею славянского просвещения и единства. 
2 ВЕДУЩИЙ: Глаголица употреблялась на месте своего первоначального применения, в Моравии, в 60-80 годы IX века. Оттуда она проникла в Западную Болгарию и Хорватию, где получила самое широкое распространение. 
А вот в Древней Руси глаголица не прижилась. В домонгольский период она использовалась здесь изредка, причем могла употребляться в качестве своеобразной тайнописи. 
1 ВЕДУЩИЙ: Тут приходит время второй древнейшей славянской азбуки – кириллицы.  Она была создана после смерти Кирилла и Мефодия их учениками в Восточной Болгарии в конце IX века. 
По составу, расположению и звуковому значению букв кириллица почти полностью совпадает с глаголицей, но резко отличается от нее формой букв. В основе этой азбуки лежит греческое торжественное письмо – так называемый Устав. Однако буквы, необходимые для передачи особых, отсутствующих в греческом языке звуков славянской речи, были взяты из глаголицы или составлены по ее образцам. 
Таким образом, Кирилл имеет прямое отношение и к этой азбуке, и ее название – кириллица – вполне оправдано.  В несколько измененном виде она до сих пор используется русскими, белорусами, украинцами, болгарами, македонцами и другими народами. 

Рассказ ведущих может сопровождаться показом букв глаголицы и кириллицы.

2 ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, дорогие друзья, Солунские братья и их последователи создали нам азбуку, а мы научились писать и читать, а теперь проведем игру, которая называется «Грамотей».
Объясняю правила игры. Каждому участнику я задаю по два вопроса. Первый вопрос предлагается на тему «Почему мы так говорим». Во втором вопросе вы попытаетесь вспомнить назначения старых, полузабытых нами слов, которые встречаются в русской классической литературе. Интересно, что иногда какие-то из этих слов снова становятся актуальными. Я буду произносить такое слово, давать три варианта ответа, а вам остается только выбрать правильный.  Для того, чтобы стать победителем и получить приз, необходимо правильно ответить на оба вопроса. Итак, кто первым решился поучаствовать в игре?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ИГРЫ «ГРАМОТЕЙ»

I
А) «Оказаться у разбитого корыта» - из какой сказки пришло к нам это выражение? (А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке)
Б) Как вы думаете, что значит слово «баскак»? 
Сборщик дани 
низкорослая татарская лошадь 
персидская мера веса                 (Сборщик дани)
II
А) «Пиррова победа» - что это значит? (Греческий царь Пирр в 280 году до н.э. вел войну с Римом. Он дважды одержал крупные победы над римлянами, но вторая досталась ему ценой таких жертв, что Пирр воскликнул: «Еще одна такая победа, и я останусь без войска!» Выражение «пиррова победа» означает успех, доставшийся слишком дорого)
Б) Что такое «одрина:
Дудочка
Пирушка
Спальня (Спальня. Мы говорим: «на смертном одре», Действительно, это ложе, спальня. Читаем: «Кончен пир, и князь идет в великолепную одрину»)
III
А) «Есть еще порох в пороховницах!» - откуда эти слова, вошедшие в наш обиход? (Из повести повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Означают в обиходе, что у человека достаточно энергии, душевных сил.)
Б) Что значит слово «рамень»?
Лес
Запонка
Плечо     (Лес, находящийся рядом с полем, пашней. В Подмосковье есть район Раменки и поселок Раменское)
IV
А) «Панический страх» - какой пан его испытал? (Пан – бог природы, покровитель лесов и их обитателей. Он родился настолько уродливым, что ужаснулась даже его мать: рогатый, с расплющенным носом, копытцами, козлиной бородкой. Но нрава маленький бог оказался доброго, веселого. Он доставлял радость богам на Олимпе. Пан изобрел флейту, забавлял своей игрой богов. Когда утомленный Пан в полдень засыпал – засыпала вся природа, чтобы не мешать ему спать. А люди, в отличии от богов, пугались Пана, и хотя им нечасто приходилось его видеть, они приписывали именно Пану свист и хохот в лесных дебрях, смутный шум и так далее. Среди людей возникала паника – панических страх)
Б) Что такое «завируха»?
Водка
Вьюга
Врун, врушка  (Вьюга, у Куприна читаем: «Слышите, какая завируха? Завтра одного следа не увидите.»)
V
А) «Не лыком шит» - какова история этого выражения? (Лыко – один из слоев ствола липы. Из него на Руси плели туеса, короба, лапти. Обувь из лыка носили бедняки. Выражение означало, что человек не из простых, не из бедных. Потом его стали употреблять в более широком смысле: он не простак, он себе на уме) 
Б) Что такое «гаман»? 
Тесьма, шитая золотом
Шнурок, которым подпоясывались
Кошелек, мешочек для денег  (Кошелек, в повести «Тарас Бульба» читаем: «Он высыпал из кожаного гамана две тысячи червонцев»)
VI
А) «Попасть впросак» - почему мы так говорим? (Просак – станок на котором в старину вили канаты и веревки. Если станок вырабатывал тонкие веревки, то, попав в него, можно было нарушить ход дела. А просак, на котором изготовлялись канаты, был просто небезопасен для зевак. «Попасть впросак» - попасть в глупое положение, проморгать опасность)
Б) Что значит слово «сулея»?
Бутыль, фляга
Вид оружия
Старинный русский духовой инструмент (Бутыль, фляга)
VII
А) «Втирать очки» - кому и зачем их втирали? (Речь идет не об очках для людей, которые плохо видят. Выражение связано с игрой в карты, где «очки» - это черные и красные знаки на игральных картах. Нечестные игроки пускались на разные фокусы и хитрости, чтобы выиграть у своих партнеров, пускай даже обманом. Они подчас «втирали очки» - превращали шестерку в семерку, вклеивая нужные очки особым порошком. Отсюда и пошло это выражение  в смысле «обманывать»)
Б) Что значит слово «ямшан»?
Трава
Тулуп
Пирог (Душистая степная трава. У Майкова читаем: 
«Свяжи в пучок ямшан степной
И дай ему, и он вернется»)
VIII
А) «Знать назубок» - о чем шла речь первоначально? («На зубок» - проверяли подлинность золотых монет, других изделий из золота. Если от прикуса не осталось вмятины, значит, вещь подлинно золотая, а оставался след – фальшивая)
Б) Что такое «понёва»?
Шапка
Юбка
Кофта (Домотканая полосатая шерстяная юбка)

IX
А) «На лбу написано» - каким образом и почему? (В старину был жестокий обычай – клеймить преступников, выжигая на лице знаки каленым железом. Выражение «на лбу написано» означает «сразу видно, заметно что-либо всем по внешнему виду человека»)_
Б) Что такое «макитра»?
Мантия
Любовница
Глиняный горшок  (Глиняный горшок, в котором трут мак, ставят опару. У Гоголя читаем: «Местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможденного на возу плетня»)
X
А) «Положить зубы на полку» - о каких зубах идет речь? («Положить зубы на полку» - значит, ограничивать себя в чем-то, испытывать нехватку необходимого, влачить полуголодное существование. Но человеческие зубы не имеют отношения к этому выражению. Речь идет о зубах, зубьях орудий труда: пил, вил, грабель, гребенок. Если работа была,  человек был сыт, а не было работы – орудия труда можно было убирать на полку «зубы на полку» и голодать)
Б) Что такое «альмавива»?
Плащ
Шляпа
Испанский стражник, полицейский (Широкий плащ без рукавов. Такой плащ носил граф Альмавива, персонаж комедии Бомарше «Женитьба Фигаро». Во времена Пушкина в Петербурге были модны такие плащи. Владимир Соллогуб вспоминает: «Пушкина я видел в мундире только однажды. Он ехал в придворной линейке в придворной свите. Известная его, несколько потертая, альмавива драпировалась по камер-юнкерскому мундиру с галунами»)

1 ВЕДУЩИЙ: В 988 году Древняя Русь приняла крещение. Христианская  религия лишь одна по силе и красоте своей могла заменить язычество. Для разрозненной, раздробленной Руси необходима была именно такая религия. 
Для церкви потребовались книги с текстами Священного Писания, молитвами, гимнами в честь святых, а также книги с торжественными текстами, произносимыми в дни церковных праздников. И перекочевало на эту благодатную землю из стран южных и западных славян огромное книжное наследие, созданное Кириллом, Мефодием и их учениками. Но книги необходимы были во множестве экземпляров, и появились переписчики. С утра до глубокой ночи сидел переписчик, медленно выводя замысловатые буквы и узоры. 
Послушайте, как описывает поэт труд монаха – переписчика.

ЧТЕЦ: На девственном листе под узеньким окном
    Неспешно буковки выводит он пером.
    И между ярко-черными рядами
    Вставляет красную строку: веселыми цветами
    И разноцветными головками зверей
    И птиц невиданных фантазии своей
    Искусной вязью – вдоволь есть сноровки –
    Украсит он заставки и концовки,
    И заголовки все, - ведь некуда спешить!
    Порою труд прервет, чтоб луки заострить – 
    Перо гусиное – и глянет: радость солнце
    Столпами падает на стол через оконце.
    И чудится: в них вовсе не остыл
    Чуть синеватый дым невидимых кадил.
    Рой тучек в небе; плавными кругами
    Летают ласточки над хлебными полями,
    Шумящими вдали; а здесь, возле окна,
    Малиновка поет и плещется волна…
    Склонившись над листом, заставки вновь выводит
    Он тусклым серебром… Неслышно день проходит.
    Уж скоро будет ночь. И первая звезда
    Благословит конец успешного труда.

2 ВЕДУЩИЙ: С крещения Руси начинается история русской, украинской, белорусской и всей славянской культуры.  Мы предлагаем викторину для знатоков  русских волшебных сказок. За каждый правильный ответ участник викторины получает жетон. Кто наберет наибольшее количество жетонов – победитель и получает приз. 
Вопрос первому знатоку сказок!

ВИКТОРИНА 
1. Из какой сказки Андрей-Стрелок и Марья-Царевна? (Сказка «Пойди туда – не знаю, куда, принеси то – не знаю, что»)
2. Какое заклинание должен сказать Иванушка Сивке-Бурке, чтобы вызвать его к себе? («Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой»)
3. В какой сказке волк привез царевича к Жар-Птице, воровавшей золотые яблоки? («Иван-Царевич и серый волк»)
4. Кем оборачивается в этой сказке серый волк? (Еленой Прекрасной, Жар-Птицей, златогривым конем)
5. Сколько голов было у Чуда-Юда из сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»? (Шесть)
6. Что понадобилось сделать Ивану, чтобы победить Чудо-Юдо? (Отрубить огненный палец Чуда-Юда, так как именно он имел волшебную силу, благодаря которой отрубленные головы снова прирастали)
7. Кто и как помог Ивану-Царевичу в поисках живой воды и молодильных яблок? (Баба Яга, костяная нога и две ее сестры, дав ему своих волшебных коней)
8. Какого цвета бывают волшебные кони, побеждающие во всех трудных случаях? (Волшебной силой обладают, как правило, белые кони)
9. Где была смерть Кощея Бессмертного из сказки «Царевна-лягушка»?  (Смерть на конце иглы, та игла – в яйце, то  яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, тот ларец – на вершине старого дуба, а дуб тот в дремучем лесу растет)
10. Как звали трех сестер в сказке «Хаврошечка»? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка)

1 ВЕДУЩИЙ: С возникновением кириллицы на Руси появились летописи – памятники исторического повествования, исторической прозы Древней Руси. Летописи – один из основных жанров древнерусской литературы. Повествование велось по годам, и  рассказ каждого года начинался словами «в лето…». Отсюда название «летопись».
Летописец вел погодные записи, сообщая в них о событиях, ему современных. Они литературно обработаны и реалистичны. В летописях мы находим также записи о событиях, давно прошедших: эпические предания, легенды, а также воинские повести, жития святых, поучения, различные документы, внесенные лишь впоследствии. В составе летописи дошли до нас многие произведения древнерусской литературы: «Поучение Владимира Мономаха», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и другие. 
Записи исторических событий начали вести в Киеве, по-видимому, уже в конце X века. Однако летопись как жанр возникла в годы княжения Ярослава Мудрого (1019-1054).
Около 1095 года создается начальный летописный свод, который сохранился в переработанном виде в Новгородской летописи I. В его основу входил замечательный памятник древнерусского летописания – «Повесть временных лет», не знавший себе равных в тогдашней Европе по мастерству повествования, разнообразию источников.
До нас дошли: Синодальный список I Новгородской летописи, Лаврентьевская и Ипатьевская летописи и другие - всего около 1500 списков.  
Н. М. Карамзин, А.И. Одоевский, А.С. Пушкин, А.К. Толстой и другие писатели не раз обращались в своем творчестве к летописным рассказам. Послушайте, пожалуйста, отрывок из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
ЧТЕЦ: Еще одно,  последнее сказанье 
        И летопись окончена моя, 
        Исполнен долг, завещанный от бога 
        Мне, грешному.  Недаром многих лет 
        Свидетелем господь меня поставил 
        И книжному искусству вразумил; 
        Когда-нибудь монах трудолюбивый 
        Найдет мой труд усердный, безымянный
        Засветит он, как я, свою лампаду — 
        И, пыль веков от хартий отряхнув,
        Правдивые сказанья  перепишет, 
        Да ведают потомки православных
        Земли родной минувшую судьбу, 
        Своих царей великих поминают 
        За их труды, за славу, за добро — 
        А за грехи, за темные деянья
        Спасителя смиренно умоляют. 
        На старости я сызнова живу, 
        Минувшее проходит предо мною — 
        Давно ль оно неслось, событий полно, 
        Волнуяся, как море-окиян? 
        Теперь оно безмолвно и спокойно, 
        Не много лиц мне память сохранила, 
        Не много слов доходят до меня, 
        А прочее погибло невозвратно... 
        Но близок день, лампада догорает — 
        Еще одно, последнее сказанье… 

1 ВЕДУЩИЙ: Первой книгой, переведенной Кириллом и Мефодием, было «Евангелие», за ней последовали «Апостол», «Псалтирь», и постепенно весь чин церковного православного богослужения. В процессе переводов был создан первый общеславянский литературный язык, который обычно называется старославянским. Это язык славянских переводчиков греческих церковных книг. Рукописи этой далекой эпохи не дошли до нас, но сохранились их более поздние глаголические и кириллические списки X-XI веков. Народной основой старославянского языка стал южнославянский диалект солунских славян, с которым Кирилл и Мефодий познакомились еще в детстве в своем родном городе. 
Славянский язык, как и созданная на нем богатая переводная и оригинальная литература, имели наднациональный и международный характер. Старославянская книжность существовала в разных славянских землях. Ее использовали чехи и словаки, болгары, сербы и словенцы, а позднее и наши предки, восточные славяне.
Так появились бессмертные памятники русской литературы: «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве». 
Послушайте, пожалуйста, отрывок из «Слова о полку Игореве» - «Плач Ярославны».

Чтецы читают по очереди два варианта «Плача»: старославянский и перевод Ф. Глинки. 

На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ, 
зегзицею незнаема рано кычеть. 
«Полечю, рече, зегзицею по Дунаеви, 
омочю бебрянъ рукавъ въ Каялђ рђцђ, 
утру князю кровавыя его раны
        на жестоцђмъ его тђлђ».
Ярославна рано плачетъ
въ Путивлђ на забралђ, аркучи: 
«О вђтрђ, вђтрило! 
Чему, господине, насильно вђеши? 
Чему мычеши хиновьскыя стрђлкы
        на своею нетрудною крилцю
        на моея лады вои? 
Мало ли ти бяшетђ горђ подъ облакы вђяти,
        лелеючи корабли на синђ морђ?
Чему, господине, мое веселие
                 по ковылию развђя?»
Ярославна рано плачеть
Путивлю городу на заборолђ, аркучи:  
«О Днепре Словутицю! 
Ты пробилъ еси каменныя горы
         сквозђ землю Половецкую. 
Ты лелђялъ еси на себђ Святославли носады
         до плъку Кобякова. 
Възлелђй, господине, мою ладу къ мнђ,
        а быхъ не слала къ нему слезъ
         на море рано».
Ярославна рано плачетъ
въ Путивлђ на забралђ, аркучи: 
«Светлое и тресвђтлое слънце! 
Всђмъ тепло и красно еси: 
чему, господине, простре горячюю свою лучю
          на ладђ вои? 
Въ полђ безводнђ жаждею имь лучи съпряже,
          тугою имъ тули затче?»
Прысну море полунощи,
Идутъ сморци мьглами.
Игореви князю богъ путь кажетъ 
          изъ земли Половецкой 
          на землю Рускую, 
          къ отню злату столу…

        ФЕДОР ГЛИНКА
        Ярославнин голос слышится 
        На стене Путивля-города: 
        «Полечу я,— говорит она,— 
        По реке Дунаю зегзицей, 
        Омочу рукав бобровый мой 
        Во струях Каялы быстрыя, 
        Раны оботру кровавые 
        Я на теле друга милого!» 
        Ярославнин голос слышится 
        На стене Путивля-города: 
        «О ветрила, ветры буйные! 
        Вы к чему так сильно веете?
        Вы бушуйте средь песков и вод,
        Корабли носите по морю.
        Но зачем мое веселие,
        Как ковыль-траву, развеяли?
        Быстротечный и преславный Днепр!
        Принеси скорей назад ко мне
        Моего супруга милого.
        Я бы рано посылать к нему
        Перестала слезы по морю!

2 ВЕДУЩИЙ: Думаю, сейчас уместно провести литературную викторину. Правила остаются прежними. Знатоки литературы, выходите на сцену. Читают первый вопрос первому участнику игры!

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
1. Кто автор строк: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия,… он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом…»? О ком они написаны? (Слова эти сказаны А.С. Пушкиным о М.В. Ломоносове)
2. У каких трех великих писателей есть одноименные произведения? (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов – авторы поэм «Кавказский пленник», а Л.Н. Толстой написал рассказ с таким же названием.)
3. Сюжеты каких двух произведений Н.В. Гоголя были подсказаны ему А.С. Пушкиным? («Ревизор», «Мертвые души»)
4. О каком матросе, который никогда не плавал, упоминается в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»? (Матрос – так звали кота у Калитиных)
5. Кто и в каком произведении написал адрес «на деревню, дедушке»? (Ванька Жуков из рассказа А.П. Чехова «Ванька»)
6. Кому из Чеховских героев принадлежат слова «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»? (Астров. «Дядя Ваня»)
7. Откуда этот девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»? (Из романа В. Каверина «Два капитана»)
8. Какие три известные произведения литературы названы кличками собак? (И.С. Тургенев «Му-му», А.П. Чехов «Каштанка», и «Белолобый»)
9. О каком из своих произведений Н.В. Гоголь сказал: «Я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я когда знал, и за одним разом посмеяться над всем»? (О «Ревизоре»)

1 ВЕДУЩИЙ: Послушайте, пожалуйста, народные мелодии наших славянских братьев и, конечно, русские народные песни.

Номер художественной самодеятельности – это могут быть солисты, ансамбли, инструменталисты или танцоры

2 ВЕДУЩИЙ: Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский писал: "Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вновь распускающийся свет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо Отчизны, ее воздух…, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой Родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов».
ЧТЕЦ: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя, как не впасть в отчаянье при виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить, что такой язык был дан великому народу». И.С. Тургенев.

1 ВЕДУЩИЙ: Славянская культура, что ребенок, - забудешь о ней, и тебе самому будет одиноко. Берегите ее, храните ее, развивайте ее, впитывайте ее, и она наградит вас прекрасными минутами восхищения и восторга! 
2 ВЕДУЩИЙ: Наш праздник заканчивается. До свидания!

Раздаются удары колокола, включается фонограмма песни о России, например, песня М. Ножкина «Я люблю тебя, Россия».
 
Автор-составитель:
Методист-инструктор ОМО КСРК
Л.М. Анфилофьев
ЛИТЕРАТУРА:
Слово о полку Игореве: Сборник. – Л.: Сов. Писатель, 1990. – 400 с. – (Б-ка поэта. Малая серия)
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. Советы, традиции, этикет, кухня, игры, викторины. – М.: АСТ, 1998. – 525 с.
Страницы Интернет.