Текст сценария
ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО – СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
«СЛОВО – НЕ ВОРОБЕЙ…»
Вечер, посвященный
борьбе с нецензурной бранью
МОСКВА
2006
Этот сценарий поможет Вам развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, научит любить и чувствовать слово, а также скрасит ваш досуг. Даже в обыденной речи надо учиться обращаться со словами. Сценарий можно провести в Праздник славянской письменности, праздник русского языка, или в удобное для Вас время.
Привлеките к подготовке вечера участников художественной самодеятельности. Очень важно правильно выбрать ведущих. Они должны отличаться хорошей дикцией, обаянием, умением владеть залом. Сделайте так, чтобы зрители стали полноправными участниками вечера, поэтому мы предлагаем Вам много словесных игр. Прочитав сценарий, Вы поймете, что он не требует никаких материальных затрат. В фойе можно организовать выставку словарей, книжную выставку, провести консультации библиотекаря. Эмблемой вечера может послужить нарисованная раскрытая книга. Можно использовать плакаты с пословицами.
Для ведущих понадобятся журнальный столик и 2 кресла, микрофоны.
Звучит фонограмма – фрагмент песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».
ВЕДУЩИЙ 1: Представьте себе: чудный солнечный день. Вы в радостном и приподнятом настроении выходите из дома. Лирически настроены. В душе – поэзия и музыка.
ЧТЕЦ: Она еще не родилась,
Она – и музыка, и слово.
И потому – всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день
И пены бледная сирень
В черно-лазуревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита!
И, слово, в музыку вернись!
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
(О. Мандельштам. «Silentium»)
ВЕДУЩИЙ 2: И вдруг натыкаетесь около остановки на группу молодых людей в «косухах»… И тут у Вас внутри как будто что-то обрывается. Уж слишком прямо, решительно и коротко они говорят…
ВЕДУЩИЙ 1: Когда вянет цветок – он желтеет и чахнет. Когда вянут листья – они опадают. Когда же «вянут» уши – последствий, пожалуй, сразу и не заметишь.
ВЕДУЩИЙ 2: Первые два явления вполне естественны, а вот последнее – аномальное. Я говорю о нецензурной брани, которая буквально заполняет собой почти все жизненное пространство. Знающие люди давно доказали пагубное воздействие этих слов на психику человека, но ведь это далеко не всё…
ВЕДУЩИЙ 1: «Плохие мысли материализуется», - с детства усваивает каждый из нас. Позвольте прибавить: плохие слова – также. Вам не приходило в голову, что, может, именно они являются причиной так называемой «серости» человека? Вы удивлены?
ЧТЕЦ: Розовый, свежий, дородный,
Юный, веселый всегда,
Разума даже следа
Нет в голове благородной.
Ходит там ветер сквозной.
Экой счастливец какой!
(В.С. Курочкин)
ВЕДУЩИЙ 2: Сказочный, цветной мир снова стал черно-белым… Вот и все. Тело – телом, а мозгами тоже надо двигать. Давайте попробуем «подвигать мозгами». Предлагаем вам игру «Произнеси наоборот». Задание выполняется втроем. Один читает слова, а второй и третий – воспринимая их только на слух, стараются произнести эти слова наоборот, от конца слова к началу. Каждому игроку по очереди предлагается по пять слов. Первому – «сон», «раб», «село», «крест», «метка». Второму: «мел», «ром», «каша», «телега», «марка». С помощью секундомера определяется скорость ответа каждого игрока. Кто быстрее произнесет слово наоборот – тот и становится победителем.
ВЕДУЩИЙ 1: Скажете, всегда так было? Ничего уже не изменишь? Пожалуй, отчасти, Вы правы. Мат ведет свою историю с далекого 988 года, когда князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь. Но упрямые славяне не хотели забывать старую религию, а главное – слова, которые использовали в языческих обрядах. Их полагалось произносить, чтобы отгонять злых духов. Шло время. Менялись нормы разговорной речи. А мат оказался очень живуч. Еще Иван Грозный всеми возможными средствами пытался бороться с матом, но увы, тщетно.
Знаете ли Вы, что в 17 веке, по Соборному Уложению царя Алексея Михайловича, за публично произнесенные грязные слова полагалась смертная казнь? А в 19 веке матершинников «ставили на одну доску» с безбожниками и анархистами. Одно дело – мат уровня классиков. Многие выдающиеся русские писатели, такие, так Николай Некрасов, Лев Толстой, были страшными матершинниками. Не это ли дает волю сегодняшней молодежи? Но, заметьте, они создавали бессмертную литературу.
ВЕДУЩИЙ 2: На вопрос: как Вы относитесь к употреблению мата в повседневной жизни, большинство людей отвечают однозначно – отрицательно. Хотя у каждого в жизни были моменты, когда матерное словцо было сказано очень кстати. А как вы, дорогие друзья, относитесь к мату?
Ответы из зрительного зала.
ВЕДУЩИЙ 1: Предлагаем Вам послушать иронические стихи поэта Игоря Губермана. (матерные слова можете читать, произнося только первую букву.)
ЧТЕЦ: В толпе прельстительных идей
И чистых мыслей благородных
Полно пленительных блядей,
Легко доступных, но бесплодных.
Устарел язык Эзопа,
Стал прозрачен как струя.
Отовсюду светит зопа,
И не скроешь ни фуя.
Как сдоба, пышет злоба дня,
И нет ее прекрасней;
А год спустя, глядишь – херня,
Притом на постном масле.
Сижу в гостях. Играю в этикет
И думаю: забавная пора.
Дворянской чести - выветрился след,
А барынь объявилось – до хера.
ВЕДУЩИЙ 2: Но, толком не владея литературным языком, не материтесь! Записывать не будут. Будут плеваться.
ВЕДУЩИЙ 1: Сейчас мода на примитивный мат пустила свои корни. Многие и вовсе на нем говорят. Корни, конечно, длинные, как у верблюжьей колючки, но все еще можно исправить.
Продолжаем исправлять.
ВЕДУЩИЙ 2: Предложим особое противоядие. Не удивляйтесь, это не опечатка и не бред… Уже давно доказано благотворное воздействие музыки на человека. Обычно каждый подбирает музыкальные произведения «по себе». Может быть, Моцарт и Бах помогут именно Вам там, где все остальное уже бессильно?
Концертный номер. Коллектив или участник художественной самодеятельности исполняют произведения Баха, Моцарта, других композиторов. Может прозвучать фонограмма.
ВЕДУЩИЙ 1: Для тех, кто не слишком-то тяготеет к классике, рекомендуется начинать утро с динамичных песен Элвиса Пресли, а днем слушать ритмичные композиции Дайаны Росс. Поднимают настроение: блюз, диксиленд, хороший джаз, соул, калипсо и регги, берущие свое начало из темпераментной, энергизирующей африканской музыки. Все это может быть своеобразной «подзарядкой».
Концертный номер – звучат популярные эстрадные песни.
ВЕДУЩИЙ 1: Сквернословие незаметно становится болезнью. Кто-то уже не может построить без мата элементарное предложение. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь», - гласит русская пословица.
Слово за слово цепляется – пословица получается… А какие пословицы знаете Вы?
Каков разум – таковы и речи.
Не лезь за словом в карман.
Хорошее слово всегда к месту.
Не бросай слов на ветер.
Долго думал, да сказал хорошо.
Из-за одного слова да навек ссора.
Не подумав, говорить – вздор творить.
Проводится конкурс пословиц. Кто больше назовет пословиц – получает приз.
ВЕДУЩИЙ 2: Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Но важно еще – что говорить. Дорогие друзья, предлагаем вам всем вместе спеть знакомую песню.
Звучит коллективная песня. Она исполняется под аккомпанемент баяниста.
ВЕДУЩИЙ 1: Богат, красив и щедр наш родной язык. И каких только слов в нем нет! Существуют слова – палиндромы, слова – «перевертыши». Например, слово «наган» - слово – «перевертыш». Если вы будете читать его наоборот, то все равно получится слово «наган». Приведите свои примеры таких же слов!
Вспомнили? (Если зрители не знают таких слов, ведущий называет сам: Анна, довод, казак, кок, ротор, потоп, шалаш, комок).
ЧТЕЦ: Усердней с каждым днем гляжу
в словарь.
В его столбцах мерцают искры
чувства.
В подвалы слов не раз сойдет
искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались не даром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну
не дал веку.
Век заедать. Век заживать.
Чужой.»
В словах звучат укор, и гнев,
и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной
А древняя, рассыпанная повесть.
(С. Маршак)
ВЕДУЩИЙ 2: Это стихотворение поэт посвятил «Толковому словарю живого великого русского языка» Владимира Ивановича Даля. Замечательный врач собрал за свою жизнь более двухсот тысяч слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей. Богатое наследство досталось нам. Так пользуйтесь им безгранично! Обогащайте свой язык. В словаре собрано много поговорок русского народа. Понять поговорки, несмотря на всю их исконность, сейчас не просто. Давайте попробуем сделать это вместе с вами.
ВЕДУЩИЙ 1: Я приглашаю на сцену желающих расшифровать некоторые из них.
«Холостому: ох-ох, а женатому: ай-ай!»
Участники конкурса объясняют поговорку, побеждает тот, кто даст наиболее точное объяснение.
(Словами «ох-ох!» человек обычно выражает свое недовольство, передает какие-то жалобы. О холостом никто не заботится: никто не готовит, не стирает – вот он и охает. А женатый все это имеет. Но жена начинает его воспитывать и контролировать, что все равно «ай-ай!»)
«Кукушка житным колоском подавится».
(Здесь отражается мнение народа о временах года. Весной кукушка все время кукует, а когда заколосится рожь, ей, наверное, не до этого, раз она подавилась колоском. Он созрел в определенное время, когда кукушка замолчала).
ВЕДУЩИЙ 2: Процитируем несколько полезных изречений, как бы в качестве своеобразного руководящего начала.
«Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет». (Г. Сковорода)
«!Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать». (Гете)
«Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность». (Б. Шоу)
Так давайте делать! Давайте продолжим совершенствовать свою речь.
Рассказать скороговорку
Потрудней, чем влезть на горку.
Скороговорка – это тоже игра, веселая и безобидная, но очень-очень полезная. Играя в скороговорки, вы научитесь четко и ясно произносить звуки.
Говорить – так договаривать, а не договаривать – так и не говорить.
Поешь по строкам, так не гляди по сторонам.
Кто из вас, уважаемые зрители, сможет проговорить их быстро и безошибочно, получит небольшой приз.
ВЕДУЩИЙ 1: Одним из видов деятельности, помогающей человеку обогатить свою речь, является чтение книг.
ЧТЕЦ: Ну, что сравнится с шелестом страниц,
С игрой страстей в прекрасном книжном мире?
Погони, тайны, счастье без границ,
Любовь, раскаянье… И все в твоей квартире.
ВЕДУЩИЙ 1: Кто много читает – тот много знает. Я предлагаю вам вспомнить, на каком языке говорили герои ваших любимых литературных произведений: Красная Шапочка, Карлсон, Чиполлино, Буратино, Том Сойер, Три мушкетера, Бременские музыканты. Докажите, что это именно так.
Вначале вспомни, на каком языке говорили авторы этих произведений. А затем уже делаем вывод, что Красная Шапочка говорила на французском, Карлсон – на шведском, Чиполлино – на итальянском, Буратино – на русском, Том Сойер – на английском, Три мушкетера – на французском, Бременские музыканты – на немецком.
ВЕДУЩИЙ 2: Каков разум – таковы и речи. Я предлагаю вам развлечься на веселой переменке. Своим педагогическим опытом с нами делится Владимир Елистратов, которому по долгу службы, приходится проверять штабеля школьных сочинений. Передают вам все, как есть, участники художественной самодеятельности (могут зачитать ведущие).
О Булгаковской Маргарите:
«Маргарита вымазалась жирным целебным кремом, села на швабру и полетела навстречу своему счастью…»
О Наташе Ростовой:
«Красивость Наташи шла из ее каких-то глубоких внутренних мест. Снаружи она была средней. Например, у нее был большущий неэстетичный рот, отнюдь не затмевавший ее красоты…»
Об Андрее Болконском:
«Во время встречи князя Андрея с дубом многое в его голове встало на место...»
О Наполеоне:
«У Наполеона, как известно, были жирные ляжки, которые гадко, мерзко тряслись, причем не от русского холода, а от отрицательности персонажа…»
О Платоне Каратаеве:
«Платон Каратаев был весь русский и круглый, как национальный колобок…»
О Соне Мармеладовой:
«Соня Мармеладова совсем бедная, она вынуждена заниматься распродажей собственного тела за бесценок на улице…»
О Петре Первом:
«Нельзя идеализировать Петра, у него тоже были отдельные недостатки и промахи, например, он часто собственноручно убивал людей, рвал зубы подчиненным, любил пропускать одну за другой чарку алкоголя…»
ВЕДУЩИЙ 2: Вот и развлеклись. То ли весело – то ли грустно. Решайте сами.
ВЕДУЩИЙ 1: Не редкость сегодня и жаргон. Жаргон – условный язык, понятный только в определенной среде. Он отличается от общеразговорного языка особым составом слов и выражений. Устная речь современной молодежи просто усыпана жаргонизмами: «сечешь», «потрясно», «прикольно», «клево», «бабки», «походняк», «видак», «фигеть», «стремно», «тачка» и так далее. (продолжить перечень жаргонизмов можно предложить зрителям).
ВЕДУЩИЙ 2: Чтобы убедиться, как подобные словечки засоряют нашу речь, посмотрите сценку «После экзамена».
Для сценки нужно 2 участника художественной самодеятельности. Ее могут разыграть и сами ведущие.
- Привет!
- Привет!
- Все? Отстрелялся?
- Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху…
- А я тоже не могу врубиться в эту химию. Было бы клево получить четыре. Она говорит: «Иди, блин, отвечать, а у меня, прикинь, глаза на лоб.
- Ну похиляли, кранты.
ВЕДУЩИЙ 2: Эта сценка достаточно наглядно показала вам: язык – весы ума. Правда, в последнее время молодежь придумывает слова, созвучные нецензурным. Такие, как, например, «мля», «пипец» и другие. Может, это является желанием уйти от ненормативной лексики. А почему бы вообще ее не употреблять?
ЧТЕЦ: Как тебя уберечь,
Чистая русская речь,
От вытеснения слова
Меткого и простого,
Чтобы грядущие внуки,
Слыша родные звуки,
В век своего бытия
Их полюбили, как я.
Чтоб через тысячи лет
Ты оставляла след
В сердце звучанием слова,
Веского и золотого. (Н. Смирнова)
ВЕДУЩИЙ 1: Продолжается нашествие иноязычной лексики на русский язык. Неужели русский язык – такой великий и могучий – оскудевает? Наша речь стала изобиловать иностранными словами, которые порой вовсе не понятны большинству людей. Сейчас я буду называть слова иностранного происхождения, а вы – их русские аналоги.
Менеджмент – управление,
Шоу – зрелище,
Коммерция – торговля,
Триумф – успех, победа,
Рэкет – вымогательство,
Презентация – представление,
Ностальгия – тоска по Родине
Консенсус – согласие
Дизайн – оформление, и т.п.
ВЕДУЩИЙ 2: Воспитывать в себе культуру речи – дело не только долгое, но и трудное. Современный культурный человек располагает, в среднем, запасом, от 3 до 6 тысяч слов. А, кстати, сколько вообще слов в русском языке? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист. Владимир Даль собрал в Толковом словаре 200 тысяч слов. Александр Сергеевич Пушкин использовал в своем творчестве в 10 раз меньше слов, Эллочка Щукина из «12 стульев» обходилась всего…? (Ответ зала – 30 словами)
ВЕДУЩИЙ 2: Уважаемые зрители! А может, кто-то из вас вспомнит словарный запас Эллочки? (Ответы зрителей). Так неужели мы с вами уподобимся Эллочке?
Предлагаем вам игры в слова. Словесные игры – это особые игры. Они сделают богаче ваш словарный запас, помогут быстро найти нужное слово. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль.
Я приглашаю на сцену двух участников. Один из вас должен подобрать пять слов, начинающихся с буквы «О», и заканчивающихся буквой «К», например: «окорок» («осколок», «осленок», «обломок», «остаток»); а другой - пять слов, начинающихся с «К», и заканчивающихся на «О», например: «кольцо» («колесо», «колено», «копыто», «корыто»). Кому удастся это сделать – получает приз.
ВЕДУЩИЙ 1: Вторая игра называется «Хитрый Икс». Вам предлагается составить слово (игра проводится со всем залом).
С хитрым иксом я дружу,
По секрету вам скажу:
Выбегая из тетрадки,
Задает он мне загадки.
Кто ответит например,
Что такое Икс+р. (риск)
Думал я весь день вчера,
Что такое икс+ра. (искра)
Подсказал мне старший брат,
Что такое икс+рат. (старик)
Догадался я без брата,
Что такое икс+рата. (актриса)
Не решила вся квартира,
Что такое икс+Ира. (ириска)
Долго мучил я соседа,
Что такое икс+реда. (редиска)
ВЕДУЩИЙ 2: «Вижу и одобряю лучшее, а следую худшему. Эта мысль Овидия, дошедшая до нас из глубины веков, до сих пор, к сожалению, актуальна для многих. Из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков.
В завершении нашего вечера позвольте дать вам солвет от Омара Хайяма:
Чтоб ты мог свою речь
От ошибок сберечь,
О пяти вещах помни всегда:
Кому говоришь,
О ком говоришь,
И как, и где, и когда.
Слово – это то, что отличает человека от животного. Так давайте оставаться людьми!
ЛИТЕРАТУРА
Волина В. Игра – дело серьезное.- СПб.: Дидактика Плюс, Зенит, 1999.
Коган М.С. Игровая кладовая. – Новосибирск: Сиб. кн. изд., 2004.
Библиотека: Журнал. – 2004. - № 6.
Автор-составитель:
Заведующая ОМО КСРК
Т.А. Михайлина.