В песнях останемся мы

Автор: Смирнова Л.Н.
Год издания: 2020
Вид работы: Сценарий мероприятия
Тема: 90-летие Александры Николаевны Пахмутовой
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Дом культуры, клуб, учебное заведение
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария


Конечно же, вы знаете, что в 2019 году все мы отмечали юбилей великого советского и российского композитора-песенника Александры Николаевны Пахмутовой. Обойти такое событие было бы в корне неверно, так как на наш взгляд, концертное мероприятие по такому сценарию не обязательно привязывать к юбилейным датам, так как песни Александры Николаевны всегда привлекают исполнителей и слушателей.

Разумеется, такое событие требует подготовки и подхода, исходя из особенностей вашей площадки и наличия исполнителей. Например, в сценарии не прописан видео иллюстративный материал, но на основе имеющихся в Интернет многочисленных фотографий можно составить видеоряд к рассказу ведущего о детстве и юности композитора, а также использовать ролики профессиональных певцов в некоторых эпизодах вместо живого исполнения. Иногда это может быть необходимо для сохранения целостности материала, а в случаях, таких, как прощание с мишкой на церемонии закрытия Олимпиады 80, это будет даже выигрышнее.

Теперь несколько слов о списке рекомендуемых в сценарии произведений для исполнения. В первую очередь, - это самые популярные песни Пахмутовой, во вторых, – это песни, к которым несложно найти фонограммы в Интернет, в третьих – это вещи возможные к исполнению соло, так как у Пахмутовой огромное число произведений предназначено для исполнения солиста и хора, и без последнего практически не слушаются.

Для оформления сцены лучше всего выбрать тканевые драпировки и цветочные композиции: корзины на край сцены, букет на пианино... Фотографий юбиляра лучше избегать, так как это часто вызывает траурные ассоциации. Однако, если вы набрали интересный фотоматериал, сделайте выставку в фойе или по периметру зала. 

Нельзя не сказать, что сценарный материал получился объемный, гораздо больше, чем надо для концертной программы. Он подлежит сокращению на усмотрение организатора, который в первую очередь зависит от наличия у него исполнителей, например вокалистов академического жанра, детей и т.д. 

Надеемся, что на основе предлагаемого нами материала вам удастся сделать интересное яркое мероприятие. Удачи и вдохновения!                                             


Звучит музыка – А. Пахмутова «На рубеже веков». На сцену выходит ведущий.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие гости. 9 ноября 2019 года исполнилось 90 лет со дня рождения легенды советского и российского композиторского искусства Народной артистки СССР, Героя социалистического труда, дважды лауреата государственной премии Александры Николаевны Пахмутовой. 
Она считается одним из наиболее востребованных композиторов СССР. Её музыкальная биография насчитывает более четырёхсот песенных композиций, и немалое число произведений для симфонического оркестра.
Давайте начнём нашу встречу с песни, давшей название нашему вечеру. «В песнях останется мы».


НОМЕР – «В песнях останемся мы». (на стихи Н. Добронравова) 


ВЕДУЩИЙ: Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в Сталинграде, а жила семья в маленьком поселке Бекетовка. Сегодня такого населённого пункта уже нет, а улица детства Александры Николаевны входит в состав города Волгограда и носит название «Омская». 
Отец Николай Андрианович был рабочим на электростанции и подрабатывал в кинотеатре музыкантом. В трудные 20-е годы во времена «немых» фильмов, музыка служила для Николая Андриановича дополнительным источником заработка.
Вот что вспоминает Александра Пахмутова о своем детстве:
«У нас была большая, хорошая семья. В семье не было профессиональных музыкантов, но у меня был очень талантливый отец. Он играл на всех инструментах, но, к сожалению, был самоучкой. У него не было возможности получить музыкальное образование. Но именно отец был моим первым учителем, слушателем, наставником, когда я была совсем маленькая.
Но что ребенок может в три года наиграть отцу? Этакое звуковое «каля-маля». Но отец не отмахивался от меня, не отговаривался делами и работой – а хвалил, утешал и учил».
В 5 лет маленькая Аля написала первую полноценную пьесу для фортепиано под названием «Петухи поют», причем в музыкальную школу девочка пошла только спустя 2 года. 
Для этого мать, Мария Андреевна, которая занималась детьми и домашним хозяйством, трижды в неделю возила дочь за восемнадцать километров в Сталинград. 
«Кроме меня в семье было ещё трое детей постарше, - вспоминает Александра Николаевна, - но, казалось, основным в жизни родителей было - дать мне настоящее музыкальное образование».
Давайте послушаем песню, навеянную воспоминаниями о детстве и маме.

НОМЕР – «Милая мама»


Фонограмма – фрагмент одной из несложных пьес Гайдна для фортепиано (такой, которую мог бы играть ученик музыкальной школы).


ВЕДУЩИЙ: В воскресенье 22 июня 1941 года в 10 часов утра в городском театре начался концерт победителей городского музыкального конкурса. Самая юная участница -  ученица четвертого класса Сталинградской музыкальной школы Аля Пахмутова играла одной из первых. Она исполняла произведение Гайдна и свое сочинение – вальс. Едва она закончила выступление, концерт прервало сообщение …


Фонограмма – фрагмент «Священная война» и сообщение о начале войны голосом Левитана.


ВЕДУЩИЙ: Двенадцатилетняя девочка увидела жестокие лики этого всенародного бедствия. 1 ноября 1941 года во время первого же налёта бомбардировщиков на Сталинград погибла учительница музыки Александры – Мария Лазаревна Троицкая: бомба попала в здание музыкальной школы. 
Война опалила её сознание, но уже тогда на страшные события начала войны маленькая Аля откликается песнями на стихи И. Уткина «Если будешь ранен» и «Если я не вернусь, дорогая».  А  спустя годы всё пережитое она, только ей доступным даром, переплавила в память сердца, в музыку.      


НОМЕР – ПЕСНЯ ИЛИ ДВЕ ИЗ СПИСКА:
«Где-то под Бекетовкой». М. Львов
«Горячий снег». М. Львов
«Песня-сказ о Мамаевом кургане». В. Боков
«Если отец герой». С. Гребенников, Н. Добронравов
«Весна 45-го года». Е. Долматовский
«Малая земля». Н. Добронравов
«Белоруссия». Н. Добронравов
«Поклонимся великим тем годам». М. Львов
«Рассказать своей стране». «Кто отзовётся». Н. Добронравов


ВЕДУЩИЙ: В конце 41-го Пахмутовых эвакуировали в Караганду, но летом 1943 года семья вернулась в разрушенный Сталинград. К этому времени Аля самостоятельно научилась играть на аккордеоне, и стала выступать в госпиталях и воинских частях. Наверное, именно тогда девочка поняла, какой огромной силой обладает музыка, как нужна людям хорошая песня.
Однажды кто-то из бойцов сказал: «В Москву тебе надо ехать, учиться…» Об этом она и сама мечтала давно. 
Осенью 1943 года отца направили в Москву в командировку, и 14-летняя Аля упросила взять её с собой. 
Аля сразу же поступает в шестой класс Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, «Школу одарённых детей», как её тогда называли.


Фонограмма – гаммы фоном


ВЕДУЩИЙ: Жить в Москве пришлось у знакомых в большой тесноте, и это не позволило Александре иметь собственный инструмент. Чтобы упражняться на фортепиано, она приходила в класс задолго до начала занятий, и подолгу повторяла труднейшие домашние задания. 
Девушка учится в специализированном классе фортепиано и ходит в кружок юных композиторов, который организовали Виссарион Шебалин и Николай Пейко. 
Талантливый композитор и великолепный педагог Виссарион Шебалин учил её всячески избегать малейшей фальши, все чувства выражать предельно искренне, но в то же время сдержанно. Эти советы будущая знаменитость запомнила на всю жизнь. Давайте послушаем одну из песен того времени, то есть написанную в середине 50-х годов.


НОМЕР – любая песня или две на выбор: 
«Походная кавалерийская». Ю. Друнина
«Хорошо, когда снежинки падают». В. Фирсов
«Снегурочка». С. Гребенников, Н. Добронравов
«Надо мечтать». С. Гребенников, Н. Добронравов


Фонограмма – А. Пахмутова. Праздничная увертюра «Юность» (постепенно затихает)


ВЕДУЩИЙ: После музыкальной школы Аля стала студенткой композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Диплом о высшем образовании с отличием будущей звезде дали в 1953 году, но еще около 3 лет она училась в аспирантуре, защитив диссертацию на тему «Партитура оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки». 
Наиболее известное её классическое произведение тех лет — «Концерт для трубы с оркестром».
Интересно, что Александра Николаевна в дальнейшем пишет серьёзную музыку. Её классические произведения часто исполняют иностранные симфонические оркестры, а хореографы одесского Театра оперы и балета и московского Большого театра поставили на музыку Александры Пахмутовой балет «Озарённость».
Однако все мы знаем, что её настоящей судьбой на многие годы стала песня. И сейчас одна из них прозвучит в исполнении ...


НОМЕР - Для данного фрагмента берётся не использованное произведение из списка песен о любви или из кинофильмов


ВЕДУЩИЙ: Когда мы слышим, как ведущий объявляет «Александра Пахмутова…»  мы точно знаем, что далее последует «на слова Николая Добронравова». Николай Добронравов и Александра Пахмутова создали не только творческий союз, но и семью. 
Будущие муж и жена познакомились в 1956 году. Тогда Добронравов работал на Всесоюзном радио, где читал стихотворения в детской передаче «Пионерская зорька». Пахмутову пригласили придумать музыку для этих стихов, чтобы вышли детские песенки. 
Александра и Николай полюбили друг друга с первого взгляда. Спустя 3 месяца Добронравов повёл возлюбленную в ЗАГС, и они официально узаконивают свои отношения. Невеста наотрез отказалась надевать белое платье с фатой, и её мама специально для этого события сшила ей элегантный розовый костюм. 
Медовый месяц молодые провели у родственников в Абхазии, любуясь морем и горами.
С тех пор прошло 63 года. Супруги счастливы и называют друг друга Алечка и Колечка. Николай Николаевич так объясняет секрет долголетнего семейного счастья: «В «Маленьком принце» Экзюпери есть гениальная фраза: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении». А сколько прекрасных песен о любви написано этим семейным дуэтом. 
Давайте послушаем одну из них.


НОМЕР – любая песня или две на выбор:
«Вечерний эскиз». Н. Добронравов
«Ненаглядный мой». Р. Казакова
«Я тебя люблю». С. Гребенников, Н. Добронравов
«Нам не жить друг без друга». Н. Добронравов
«Мелодия».


ВЕДУЩИЙ: По возвращении в Москву супруги с головой погрузились в работу.
Первым творением, принесшим ей всесоюзную известность, стала «Песня о тревожной молодости». Она была написана к художественному фильму «По ту сторону», приуроченному к 40-летию ВЛКСМ.
Песня, написанная в содружестве с Львом Ошаниным, получилась романтичной, искренней, возвышенной и одновременно строгой, как клятва. 
Давайте послушаем её в исполнении …


НОМЕР – «Песня о тревожной молодости»


ВЕДУЩИЙ: Стало ясно, что Пахмутова удачнее и естественнее других композиторов умеет сочетать гражданственность и лиризм. И как только очертились особенности её таланта, её стали активно направлять в творческие командировки. Вот как выглядел наряд на работу, который ей выдали в Братске: 
«Фамилия: Пахмутова.
Профессия: композитор.
Задание: написать песню, достойную наших ребят».

И она писала.
По её композициям можно изучать советскую историю. Где только она не побывала: на Севере, в Сибири, в Крыму… Она часто посещала воинские части, корабли различных флотов, ударные комсомольские стройки, и везде собирала материал для будущих песен, герои которых – простые люди, представители самых разных профессий: геологи, первопроходцы, летчики, воины, таёжники, строители. Они не терпят высокопарных слов, знают цену настоящей дружбе и смелости, а главное – все они улучшают и преобразует мир.


НОМЕР – песня или две на стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова из списка:
«Девчонки танцуют на палубе (По Ангаре)»
«Главное, ребята, сердцем не стареть» 
«Усть-Илимск»
«Обнимая небо крепкими руками»
«Смелость строит города»


ВЕДУЩИЙ: Коммунистическая партия Советского Союза всячески поддерживала талантливого автора. Однако, в партию Пахмутова принципиально не вступила. Вот что она сказала в одном из интервью: «Я бы ничего не написала, вступив в партию, поскольку примитивные серые бюрократы затюкали бы меня своими поручениями. Да, мы писали песни о комсомольцах. Но нашими героями были те святые люди, многие из которых сегодня вынуждены собирать бутылки и рыться на помойках ... По большому счету, если бы я поддалась в свое время уговорам и вступила в партию, сейчас бы ни за что не стала сжигать и топтать ногами свой партбилет, как многие. Мне было бы просто стыдно».
По существу, такие авторы, как Пахмутова, были песенными «адвокатами» социалистического строя. Они искренне и талантливо писали о «высоко духовных» моментах социализма, не показывая его минусов. Особенно ярко это звучит в песнях о молодости и комсомоле, пропитанных романтикой высоких идеалов и героикой времени. Давайте послушаем одну из таких песен.


НОМЕР – песня на выбор:
«И вновь продолжается бой». Н. Добронравов
«Любовь, комсомол и весна». Н. Добронравов
«Не расстанусь с комсомолом». Н. Добронравов
«Орлята учатся летать». Н. Добронравов
«Прекрасная как молодость страна». Н. Добронравов
«Яростный стройотряд». Н. Добронравов


Фоном звучит инструментальная композиция А. Пахмутовой «Млечный путь (Стюардесса)»


ВЕДУЩИЙ: Покорение космоса явилось главной и непревзойдённой высотой, взятой Советским Союзом в послевоенное время. И никто лучше Пахмутовой, не запечатлел в своих творениях этого дерзновенного взлёта. 
Космонавты души не чаяли в этой крохотной женщине с таким великим космическим песенным талантом. Космонавт Леонов говорил в шутку, что «весь отряд космонавтов – это братья Али и Коли». Но самым большим её другом был Юрий Гагарин. 
«Мне давно хотелось написать песню о Гагарине, – говорила А. Пахмутова. - На нашей планете нет человека, который не знал бы о нём, о его мужестве и доброте, о его удивительной улыбке.
Может быть, когда-нибудь люди назовут его светлым именем новые звёзды, и не в поэтическом воображении, а наяву засияет над нашей Землёй созвездие Гагарина. О нём будут написаны книги и сложены легенды. А эти первые песни пусть будут просто воспоминанием о нём и благодарностью судьбе за то, что она познакомила нас с этим солнечным человеком». 
Давайте послушаем одну из них.


НОМЕР – одна из песен на стихи Н. Добронравова:
«Созвездие Гагарина»,
«Знаете, каким он парнем был».

ВЕДУЩИЙ: Надо сказать, космическая тема удивительным образом отозвалась в судьбе композитора. Имя Пахмутовой было увековечено во вселенских масштабах. Правда различные источники говорят об этом по-разному. В одних рассказывается, что в 1968 году крымские исследователи назвали именем «Пахмутова» новый астероид.
Другие описывают один особенный день в жизни Александры Николаевны – 21 апреля 1978 года. В этот день она была приглашена в Московский планетарий. 
Гаснет свет, оживает звёздное небо планетария. Тихо звучит мелодия песни «Нежность»…    
Александре Николаевне вручается Диплом о присвоении её имени одной из малых планет, а она скромная, похожая на школьницу, тут же передаёт награду своему отцу, которого считает своим первым учителем музыки. Отец и дочь взволнованно вчитываются в строки диплома: 
 «Институт теоретической астрономии Академии наук Российской Федерации и Центр по малым планетам обсерватории Цинциннати (США) свидетельствуют, что малая планета № 1889 между Марсом и Юпитером, открытая советскими астрономами 20 февраля 1976 года и являющаяся неотъемлемой частицей Солнечной системы, именуется «Александра Пахмутова».
Вот так далеко и высоко в звездном небе есть планета Пахмутова, а на Земле живет и пишет новые песни замечательный человек и композитор Александра Николаевна Пахмутова. 
И мы предлагаем сейчас послушать песню, которую  советские и российские космонавты по традиции слушают перед полетом. Это песня «Надежда» в исполнении Анны Герман.  А для нас сегодня ее споет…

НОМЕР - песня «Надежда».
Фоном звучит тема любви из кинофильма «Три тополя на Плющихе».


ВЕДУЩИЙ: В 1965 году появилась на свет песня «Нежность». Первым её слушателем стал Юрий Гагарин, и впоследствии она стала его любимой песней.
Как вспоминала Пахмутова, зрители не сразу оценили композицию. Первая исполнительница Майя Кристалинская первый раз пела её в Колонном зале и ушла под шум своих шагов. «Нежность» не имела никакого успеха. Но Кристалинская верила в песню и продолжала её петь.
Широкой публике песня стала известна только в 1967 году после того, как прозвучала в кинофильме «Три тополя на Плющихе». Правда, всё сложилось далеко не сразу. 
Когда режиссер Татьяна Лиознова попросила разрешение на включение песни в фильм, Пахмутова жёстко ответила: «Я не буду этого делать, эту песню знают лётчики, космонавты, там — небо, а тут приезжает какая-то тётка, на базаре мясо продаёт, ну, что это такое?» 
Но Лиознова не отчаялась. Она уговорила Александру Николаевну посмотреть отснятый материал. Пахмутова увидела Доронину и глаза Ефремова…  
«Этот фильм я никому не отдам», - сказала она после просмотра, и не только дала разрешение на использование песни «Нежность», но и стала композитором фильма. 


НОМЕР – «Нежность».


ВЕДУЩАЯ: Продолжая тему кино, скажем, что  мелодии, написанные Пахмутовой для кинематографа, становились очень популярными. Вся страна пела песни из картин «Девчата», «Моя любовь на третьем курсе» и многих других. 
Любимыми у слушателей стали саундтреки и песни из фильмов «Жили-были старик со старухой», «Закрытие сезона», «Полынь – трава горькая», «Рождённые революцией», а также к фильмам «Битва за Москву», «Великая Победа», «Карнавальная ночь или 50 лет спустя».
Фильм «Баллада о спорте» смотрели только благодаря музыкальному сопровождению. Кстати, за музыкальное оформление этого фильма Александра Пахмутова получила Государственную премию СССР.  


НОМЕР – одна из песен:
«Старый клён» М. Матусовский
«Девчата». М. Матусовский 
«Как молоды мы были» 
«Зачем меня окликнул ты»  Н. Добронравов
«Ты моя надежда, ты моя отрада. (из фильма «Битва за Москву»)


Фоном звучит инструментальная пьеса  «Динамо марш», музыка из к.ф. «Баллада о спорте» или олимпийские фанфары 1972.


ВЕДУЩИЙ: Мало кому известно, что эта миниатюрная женщина - поклонница футбола. Вместе с супругом они поддерживают российскую сборную, а сама Пахмутова – преданная болельщица команды «Ротор» из её родного Волгограда. Они даже придумали футбольную песню «Это наша игра». 

Затем в восьмидесятых годах вся страна запела «Трус не играет в хоккей». Песня оказалась хитом во время победного шествия сборной СССР по хоккею. Слушатели и фанаты были уверены, что слова о великолепной пятерке относятся к Вячеславу Фетисову, Алексею Касатонову, Сергею Макарову, Игорю Ларионову и Владимиру Крутову. Но в действительности музыкальная композиция создавалась в 1968 году, когда будущим звездам спорта было по 8-10 лет.

Самым ответственным спортивным событием для композитора стала Олимпиада-80. Сначала по специальному заказу Международного Олимпийского комитета Пахмутова написала музыку к официальному олимпийскому фильму «О спорт, ты — мир!». А затем ей было доверено особое задание - создать песню, завершающую Олимпийские игры в Москве. 

Изначально текст песни должен был обязательно содержать строчку «До свиданья, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!». Но отношения Советского Союза и Америки резко ухудшились за несколько месяцев до спортивного мероприятия, поэтому изменился текст и вся концепция музыкальной композиции.

Песня-прощание удивительно трогательной. Она стала кульминацией закрытия игр и вызвала слёзы не только у симпатичного Мишки-талисмана, но и у миллионов зрителей на стадионе и у экранов телевизоров.

Давайте вместе вспомним лучшие песни о спорте, которые подарила нам Александра Пахмутова.


НОМЕР – одна из песен (на стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова): 
«Трус не играет в хоккей». 
 «Команда молодости нашей»
 «Да разве сердце позабудет»
 «Богатырская наша сила»
 «До свиданья, Москва»
 «Птица счастья».


ВЕДУЩИЙ: Песни Александры Пахмутовой входили в репертуар многих знаменитых исполнителей. Это Аида Ведищева, Анна Герман, Людмила Гурченко, Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Майя Кристалинская, Валентина Толкунова, Александр Градский, Тамара Гвердцители, Людмила Сенчина и многих других. 
Были песни, специально написанные для кого-либо из исполнителей. Например, в 1971 г. появилась песня «Надежда». Ее Пахмутова и Добронравов подарили польской певице Анне Герман. Она в тот момент была в тяжелом состоянии после автокатастрофы, и врачи сказали, что петь она больше не будет. Но, по словам Анны Герман, подаренная песня вселила в неё силы, и она снова вышла на сцену ... Позже она спела еще одну песню Пахмутовой «И меня пожалей»… Давайте её послушаем.


НОМЕР – песня «И меня пожалей»

    
ВЕДУЩИЙ: Песни  Александры Пахмутовой часто звучат в исполнении  прославленных коллективов. Это Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова, Государственный русский народный хор имени Пятницкого. ВИА «Песняры», «Самоцветы», «Верасы», группа Стаса Намина и другие. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию песню из репертуара ВИА «Песняры».


НОМЕР – одна или две из песен:  
 «Беловежская пуща»
 «До третьих петухов»
 «Я не могу иначе»
 «Белоруссия»


ВЕДУЩИЙ: Большое количество песен было исполнено Детским хором Гостелерадио под руководством Виктора  Попова,  Собственных детей Александра Пахмутова и её супруг не имели. Однако нерастраченную любовь они реализовали в творчестве: их дуэт создал большое количество детских хитов. Первой совместной композицией была песня времён их знакомства под названием «Лодочка моторная», после которой появились более сотни замечательных детских шлягеров. 
Как рождается песня, в которой ребята вдруг узнают самих себя, свою жизнь? Просто это или трудно — написать такую песню? Кто ответит? Может быть, сами песни?


НОМЕР – песня или две из списка:
«Кто пасется на лугу». Ю. Черных
«Жили-были». Ю. Черных
«Песенка о смешном человечке». Н. Шемятенкова
«Турнир эрудитов». Н. Добронравов
«Дикая собака Динго». Н. Добронравов
 «Утро, здравствуй». С. Гребенников

   
Фоном звучит пьеса «Утро большого города».


ВЕДУЩИЙ: Общественная деятельность А. Пахмутовой – это не только работа в руководящих органах Союза композиторов и Верховного Совета, это и никем не подсчитанные сотни, а может быть, тысячи шефских выступлений и встреч с рабочими, воинами, студенческой и спортивной молодёжью.

В годы так называемой перестройки Пахмутову и её соавторов стали обвинять в подобострастной лояльности к властям. В результате вокруг творческого тандема Добронравов-Пахмутова образовывалась пустота. Их телефон замолк. Александру Николаевну и Николая Николаевича не приглашали ни в концерты, ни на радио, ни на телевидение.  
Но это в прошлом.

Сейчас Александра Пахмутова - активный участник культурной жизни страны. Композитор посещает музыкальные фестивали в качестве гостьи или члена жюри. В Нижнем Новгороде проводится конкурс песен Пахмутовой «Надежда», в финале которого судейскую коллегию возглавляет она сама. 

Помимо этого, супруги как всегда внимательно наблюдают за молодыми дарованиями. Под руководством Пахмутовой проводится музыкальный конкурс для детей из неблагополучных семей и инвалидов Дальнего Востока «Белый пароход».
Но главное – она продолжает писать песни. Давайте послушаем сейчас песню, которую Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали совсем недавно.


НОМЕР - песня А. Пахмутовой на сл. Добронравова «А что ждёт нас впереди».


ВЕДУЩИЙ: Когда размышляешь о её феномене, понимаешь, что судьба композитора удивительно слилась с судьбой страны. Поэтому всё ею написанное выдержало экзамен на правду и востребованность. Этой хрупкой женщине удалось то, что удаётся далеко не каждому, даже очень крупному таланту: выразить самую суть эпохи и быть понятым ею.
И это, наверное, самое главное для настоящего композитора – суметь достучаться до сердца слушателя…
Нашу встречу хочется закончить четверостишием, которое когда-то посвятил Александре Николаевне поэт Михаил Светлов:

«Что пожелаем ей под новый год?
Чтоб был талант её все в той же силе
Чтоб в гости к Пахмутовой ноты приходили
И уходили песнями в народ!»


На выход зрителей из зала фоном звучит песня «Надежда».