Текст сценария
Предлагаем Вам провести мероприятие по материалам Военно-патриотического квеста, проведённого в рамках Всероссийского молодёжного образовательного реабилитационного форума ВОС «Интеграция 2019» 22-27 апреля 2019 года на территории центра спорта «Эволюция» в Крыму.
Квест в переводе с английского (quest) означает «поиск, выполнение поручений». В настоящее время квест – это один из основных жанров компьютерных игр, хотя, как игровой жанр, квест сформировался задолго до появления Интернета, раньше такие игры назывались: «Путешествие по станциям», «Маршрутка» или «Маршбросок» в «Зарнице».
В данном квесте участвовало 10 команд по 10-12 человек. Каждая команда выбирала себе капитана и придумывала название команды и девиз.
Организаторы обустроили и промаркировали 12 квестовых станций на территории центра спорта.
Команды, получив на старте квеста свои маршрутные листы должны были следовать заданному маршруту, поочерёдно выполняя задания, предложенные им на станциях.
И ведущие квестовых площадок, и игроки руководствовались на квесте правилами (см. Правила квеста) – на странице 4.
Маркировка станций и их названия:
№ станций Название квестовых станций
1 Научно-просветительский пункт
2 Тренировочный лагерь
3 Военная топография
4 Огневой рубеж
5 Строевые манёвры
6 Маскировка
7 Криптоанализ
8 Ретрансляция
9 Стратегический поиск
10 Химзащита
11 Сухопутный десант
12 Медсанбат
Пояснения по работе каждой станции с описанием заданий.
1. Научно-просветительский пункт.
На данной станции игрокам предлагается прослушать небольшую информацию о членах ВОС, участвующих в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на фронте и в тылу (см. «Деятельность ВОС в ВОВ» и биографию Б.В. Зимина), и ответить на вопросы по этой теме (см. «Вопросы НПП») – на стр. 8-9
2. Тренировочный лагерь.
Игрокам необходимо выполнить нормативы по общефизической подготовке (возможно выполнение норм ГТО).
3. Военная топография.
Игрокам предлагаются шарады, в которых спрятаны различные географические названия. (см. «Задания Военная топография») – на стр. 10-11
4. Огневой рубеж.
Одному представителю команды предлагается попробовать попасть в цель на биатлонной установке для незрячих спортсменов.
5. Строевые манёвры.
Команде необходимо уметь выполнять основные строевые команды «Налево», «Направо», «Кругом», перестраиваться в две и три шеренги, маршировать на месте и в движении, а также в движении с речёвкой.
6. Маскировка.
Игроки выбирают из своей команды одного актёра (актрису) и двух костюмеров-гримёров. Актёру предлагается переодеться (замаскироваться), придумать и рассказать историю своего нового образа (может быть, литературный персонаж, человек какой-либо профессии). Для переодеваний предлагается одежда разных стилей, парики, грим.
Основная часть команды играет с ведущим площадки в игру «Тише едешь – дальше будешь». Правила игры: игроки и ведущий стоят с разных сторон площадки; ведущий отворачивается, считая «Раз-два-три…», и поворачивается, говоря «Стоп»; задача игроков двигаться в сторону ведущего незаметно для него; если ведущий, поворачиваясь, замечает хотя бы остаточное движение игрока, этот игрок возвращается на стартовую черту. Команде засчитываются баллы, если хотя бы один игрок выполняет задание за 6 минут.
7. Криптоанализ.
Игроки получают лист с шифровкой (текст написан цифрами). Задача – расшифровать и прочитать текст (ключ игроки должны найти сами). (Материалы см. «Задания Криптоанализ») – на стр. 12-14
8. Ретрансляция.
Игроки организуются в шеренгу. Первый в шеренге получает небольшой текст (приблизительно 20 символов) и таблицу обозначений букв по азбуке Морзе, напечатанные по Брайлю. Он шифрует полученный текст по одной букве и передаёт каждую букву следующему в шеренге, рисуя её на спине или ладони игрока. Буквы, зашифрованные, передаются по шеренге. Предпоследний в шеренге игрок записывает переданные ему символы на бумагу, последний – расшифровывает, имея на руках таблицу обозначений букв по азбуке Морзе (материалы см. «Задания Ретрансляция») – на стр. 14
9. Стратегический поиск.
Игрокам предлагается по строчке из песни или по названию песни вспомнить, какие географические названия (города, реки и т.п.) в этой песне упоминаются (материалы см. «Задания Стратегический поиск») - на стр. 15
Далее этот географический объект необходимо найти на рельефной карте.
10. Химзащита.
На данной станции игрокам предлагается прослушать небольшую информацию об отравляющих газах и средствах химзащиты и ответить на вопросы по этой теме (см. «Информация и вопросы Химзащита») – на стр. 16-19
11. Сухопутный десант.
Данная станция – сюрпризная. Команды не выполняют на ней задания, они получают 5 баллов и конверт с подсказкой только за то, что пришли в полном составе (на карте квеста это должна быть самая далёкая станция).
12. Медсанбат.
На данной станции игроки делятся на раненых, медсестёр и двух санитаров с носилками. Ведущие станции назначают раненым их ранения (ранение в голову, живот, руку, ногу…), медсёстры, получив 4-6 бинтов, перевязывают раненых, Санитары либо транспортируют раненых (ранения в живот или ногу) на носилках от перевязочного пункта (точка А на площадке) до госпиталя (точка Б на площадке), либо сопровождают, поддерживая (если ранение не мешает раненому передвигаться).
Правила проведения квеста для ведущих и их помощников:
1. Командам порядок станций в маршрутном листе менять нельзя, и за этим необходимо следить ведущим на станциях.
2. Порядок, заявленный в регистрационном листе, может не соблюдаться, так как приоритет отдаём команде, первой пришедшей на станцию.
3. Нахождение каждой команды на станции 10-12 минут.
4. Квест прекращается в 16.30 в 1-ый игровой день и в 15.50 – во 2-ой игровой день
5. Финиш квеста для всех команд в 16.00. в точке старта
6. Выполнение задания на каждой станции оценивается по 10-бальной системе (кроме станции «Сухопутный десант»), баллы при подведении итогов суммируются.
7. Конверт с подсказкой команда получает при условии выполнения не менее 50% задания (5 баллов и выше)
8. Подсказки понадобятся командам при выполнении финального задания
9. Три команды, финишировавшие первыми, получают дополнительные баллы (10, 7 и 5)
10. Если команда приходит на станцию не в полном составе, за каждого отсутствующего игрока команду штрафуют на 0,5 балла, но не более 5 баллов суммарно.
Правила проведения квеста для команд:
1. В стартовый день каждая команда получает 2 карты квеста (плоскопечатную и по Брайлю) с пояснениями обозначений.
2. В 1-ый игровой день командам раздаются маршрутные листы, порядок станций в маршрутном листе менять нельзя.
3. Нахождение каждой команды на станции 10-12 минут.
4. Квест прекращается в 16.30. в 1-ый игровой день и в 15.50. – во 2-ой игровой день.
5. Финиш квеста для всех команд в 16.00. в точке старта.
6. Выполнение задания на каждой станции оценивается по 10-бальной системе (на станции «Сухопутный десант» максимум 5 баллов), баллы при подведении итогов суммируются.
7. Конверт с подсказкой команда получает при условии выполнения не менее 50% задания (5 баллов и выше).
8. Подсказки понадобятся командам при выполнении финального задания.
9. Три команды, финишировавшие первыми, получают дополнительные баллы (10, 7 и 5).
10. Если команда приходит на станцию не в полном составе, за каждого отсутствующего игрока команду штрафуют на 0,5 балла.
Сценарий стартового дня Военно-патриотического квеста
Звучат фанфары, потом музыка.
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие друзья! Вот вы приехали на форум, а Форум посвящён двум знаменательным датам: пятилетию присоединения Крыма к России и, конечно же, приближающемуся 75-летнему юбилею Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Поэтому и квест в этот раз – Военно-патриотический.
Да, причина для посвящения форума, а соответственно и квеста военной тематике самые что не на есть серьёзные, но… Квест – это игра? Игра! Значит, развлечение. А вы умеете активно развлекаться? Не слышу! Умеете? Тогда начнём.
Шуточная кричалка.
Я говорю фразу – вы её повторяете.
Еду на танке, вижу корову, в шапке-ушанке, с рогом огромным. Здравствуй, корова! Как поживаешь? Do you speek English? Чё обзываешь!
Лечу на самолёте, вижу корову, в шапке-ушанке, с рогом огромным. Здравствуй, корова! Как поживаешь? Do you speek English? Чё обзываешь!
Плыву в подводной лодке, вижу корову, в ластах и в маске, с рогом огромным. Здравствуй, корова! Как поживаешь? Do you speek English? Чё обзываешь!
Так как в зале холодно – надо активно двигаться – поэтому следующая разминочная игра для всех в зале.
Игра с залом «Держим хлопок».
ВЕДУЩИЙ: И мы возвращаемся к нашему квесту. И прежде, чем я расскажу вам его правила, вам предлагается разбиться на команды. Как мы с вами это сделаем? Очень просто. Вы сидите по своим пяти группам, по которым будете работать на Форуме. А команд нам нужно десять. Поэтому каждой группе предлагается разделиться ровно пополам. А чтобы вы работали активно – маршевая музыка вам в помощь.
Разделение по командам. (Музыка фоном)
ВЕДУЩИЙ: Дисциплина и воинский порядок приветствуется на протяжении всего квеста, и, конечно, сейчас.
Время вышло, и 5 групп превратилось в 10 команд. Хорошо, теперь вам предстоит немного пообщаться в своих командах. За время звучания следующей композиции вам надо выбрать капитана, придумать название команды и девиз. Если успеете – можете договориться о речёвках и кричалках. Впереди представление всех команд.
Работа в командах. (Музыка фоном)
ВЕДУЩИЙ: Теперь будем знакомиться. Я прошу выйти и встать перед сценой обе команды самого значимого цвета этого форума – красного..
Слева – встаёт одна команда, справа – другая.
Чтобы мы вас поприветствовали, скажите название вашей команды. Это надо сделать так. Капитан команды говорит «Вас приветствует команда», команда хором – название команды, далее наш девиз или наше кредо. Далее всё, что вы хотите сказать своим соперникам. В окончании вашего выступлении капитан представляет себя, говорит – капитан команды, фамилия, имя. Прошу! (Представление команды)
Аплодисменты команде. И представление второй команды. (Представление команды)
Аплодисменты второй команде.
Должна добавить, что по внутренней маркировке квеста эта команда у нас будет Красная первая, а эта – Красная вторая. Обе команды занимают места в зрительном зале. Что ж, пойдём по цветам российского флага снизу вверх. И я приглашаю обе синие команды. Ну, правила игры вы поняли. Представляйтесь!
А по внутренней маркировке эта команда – Синяя первая, а эта – Синяя вторая.
Далее белый цвет. Обе команды выходят для представления.
Цвета российского флага закончились, переходим к цветам флага Всероссийского общества слепых. Обе зелёные команды приглашаются на сцену.
Жёлтые команды приглашаются на сцену.
Итак, все команды представились. Пока программа наша будет продолжаться, помощники, отвечающие за направления, отметят по спискам, кто в какой команде.
Ну что ж, броня крепка и танки наши быстры? Вернёмся к квесту. Что же встретится вам на пути? Вот названия станций нашего квеста. Какие-то названия подсказывают, что вы будете делать на этих станциях, другие, возможно, вас заинтригуют.
Итак, «Научно-просветительский пункт», «Тренировочный лагерь», «Военная топография», «Огневой рубеж»,«Строевые манёвры», «Маскировка», «Криптоанализ», «Ретрансляция», «Стратегический поиск», «Химзащита», «Сухопутный десант», «Медсанбат».
Как говорится – «Если дружно за мир стоять – войне не бывать!»
А сейчас мы проверим, насколько дружные у вас команды. Я буду задавать вам вопрос, и если он имеет отношение к вашей команде, вам надо всей командой встать около своих кресел и дружно сказать «Мы».
1. Какая команда собрана из интеллектуалов?
2. Какая команда не боится трудностей и верит в дисциплину?
3. Какая команда самая дружная?
4. Какая команда так громко кричит, что от крика согревается?
5. Какая команда хочет победить в квесте?
Ну что ж, люди рождены для побед, а не поражений. И победить хотят все. Поэтому рассказываю правила, по которым будет проходить квест.
Зачитываются правила квеста (см. «Правила квеста»).
ВЕДУЩИЙ: А теперь мы с вами немного поиграем. Я приглашаю на площадку перед сценой выйти команды Зелёная первая и Красная вторая.
Так как Квест военно-патриотический – построение команд.
Построение.
ВЕДУЩИЙ: Я попрошу вас построиться слева направо, пока я досчитаю до 10, по росту, от самого высокого до самого маленького.
Начнём с морского десанта. Если я говорю слово «суша» или какое-то другое, имеющее к суше отношение, вы все прыгаете вперёд, то есть десантируетесь. Если говорю «вода» - не десантируетесь, это прыжок назад. Называть буду не только эти два слова, но и синонимы.
1. Игра «Вода - суша» (музыка фоном)
Вода: озеро, пруд, залив, лагуна, лиман, водоём, водохранилище, бассейн, море, океан, река, разлив, запруда, озерцо, речушка
Земля: суша, берег, материк, континент, побережье, земля, твердь, набережная, причал, порт
Аплодисменты команде-победителю.
Теперь я приглашаю другие 2 команды – Жёлтая вторая и Синяя первая. Эти две команды покажут свою удаль молодецкую.
Но сначала построение – по возрасту, от самого старшего к самому младшему. Считаю до 10.
И возвращаемся к состязанию. Вам предлагается победить в состязании «Перетягивание каната»
2. «Перетягивание каната».
ВЕДУЩИЙ: Да, победа – не снег, сама на голову не падает.
Аплодисменты команде-победителю. Следующими приглашаются Белая первая команда и Синяя вторая.
И вам построение по дате рождения – от января до декабря. Молодцы! Команды выходят на сцену всё больше и больше подготовленными. Следующее состязание – передача шифровки. Правила: Капитан команды получает написанное на листочке слово, и постепенно передаёт его по букве, рисую её на спине второго игрока, тот третьему, последний читает то, что у него получилось, вслух.
3. «Шифровка по букве» (музыка фоном)
ВЕДУЩИЙ: Аплодисменты команде-победителю. Следующими играют Красная первая и Жёлтая первая
Построение – надо встать в алфавитном порядке от А до Я, используя фамилии игроков.
И ваше состязание – «Переправа по узкому шаткому мостику»
4. «Переправа» (музыка фоном)
ВЕДУЩИЙ: Аплодисменты команде-победителю. Ещё две команды приглашаются – это Зелёная вторая и Белая вторая.
Построение у вас тоже по алфавиту, только использовать надо название городов, из которых вы приехали. И ещё одна переправа, теперь только верёвочная.
5. «Переправа 2» (музыка фоном)
ВЕДУЩИЙ: Аплодисменты команде-победителю. Первый шаг мы уже сегодня сделали, а чтобы умело преодолевать путь завтра и послезавтра, я прошу всех капитанов команд подойти за картами квеста. Каждая команда получает 2 экземпляра карты квеста и правил квеста – в плоскопечатном варианте и по Брайлю; а также таблицу для списка команды, которую до завтра надо красиво заполнить.
Маршрутные листы вы получите завтра в 14.30. на старте квеста здесь в Концертном зале ДК и отсюда каждая команда пойдёт по своему маршруту.
Ещё небольшое задание – вам надо подобрать песню, с которой вы могли маршировать на плацу, выучить её и спеться, как команда.
А теперь мы хотели бы проверить, не разучились ли вы, соревнуясь сейчас между собой, оставаться одной большой дружной командой. И я приглашаю на сцену Начальника методического отдела КСРК ВОС Людмилу Смирнову.
Споёмте, друзья! Споём все вместе, споём дружно и задорно. Поехали!
Исполняется Военное попурри.
ВЕДУЩИЙ: Знаете - «Сильный преодолеет преграду, а мудрый – весь путь».
Говорят: «Побеждают лишь те, кто сражается» и «Чтобы выигрывать – прежде всего нужно играть». Я всем желаю победы, и пусть победит сильнейший!
Изучайте правила квеста и карту. И мы вас ждём завтра в 14.30. До завтра!
Деятельность Всероссийского общества слепых в годы ВОВ (Материал к станции «Научно-просветительский пункт»)
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Советское государство вступило в войну в тяжелейших условиях, Вооруженным силам и народному хозяйству страны пришлось столкнуться с большими трудностями. Главным и самым сложным вопросом встал перевод промышленности на военные рельсы. Провозглашенный призыв «Все для фронта! Все для Победы!», поднимал миллионы патриотов на самоотверженный труд. На смену ушедшим на фронт, к станкам становились женщины, ветераны труда и подростки.
Самоотверженно трудились в те годы и члены Всероссийского общества слепых. Тысячи незрячих пришли на производство, чтобы заменить зрячих. Валяная обувь, бытовые и технические щетки, коробки для противопехотных мин, хлебные формы, железные печки для окопов и блиндажей, картонажная тара для медицинского назначения и обозно-вещевого снабжения, маскировочные халаты и маскировочные сети, трикотажные изделия и многое другое изготовлялось тогда руками слепых. Рабочим приходилось трудиться в тяжелейших условиях, часто под вражескими бомбежками. Преодолевая трудности военного времени, незрячие работали сутками, не отходя от станков.
Уникальным в мировой истории можно назвать службу тотально слепых в действующей армии. В декабре 1941 года командование фронта обратилось к ленинградскому отделу ВОС с просьбой помочь в обороне города. Не хватало «слухачей», т.е. людей, при помощи звукоулавливающих установок, слушающих ночное небо. Из 18 добровольцев было отобрано 12 человек, которые получили воинские звания и работали слухачами в частях противоздушной обороны, помогая оберегать Ленинград от налетов вражеской авиации. Слухачи по шуму моторов определяли типы самолетов и засекали их на расстоянии до 100 километров и на предельных высотах, намного раньше, чем это делалось до них.
Одиннадцать человек из числа военноослепших за подвиги, совершенные в ходе Великой Отечественной войны, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это летчики Александр Иванович Горголюк и Магуба Гусейновна Сыртланова, артиллерист Илья Андреевич Гуленко, саперы Сергей Иванович Шершавин и Иван Михайлович Ледаков, командир стрелкового отделения Евгений Васильевич Мишин, танкисты Владимир Васильевич Платицин и Василий Андреевич Сорокин, командир взвода конной разведки Петр Михайлович Распопов, командир стрелкового батальона Алексей Васильевич Журавлев и командир пулеметной роты Николай Алексеевич Воронцов.
Многие члены ВОС обучались в кружках противовоздушной обороны. Слабовидящие несли ночные дежурства на крышах домов, обезвреживали немецкие зажигательные бомбы, помогали медперсоналу Красного Креста.
Десятки концертных бригад незрячих музыкантов, коллективы художественной самодеятельности слепых, выступали перед фронтовиками в частях Красной Армии и в госпиталях.
Большая шефская работа проводилась в госпиталях с военноослепшими, сотни незрячих, по собственной инициативе, помогали ослепшим воинам приобретать навыки самостоятельной ориентировки в пространстве и самообслуживания, обучали писать и читать по системе Брайля.
В годы войны, велась большая работа и по помощи ослепшим воинам в освоении новой профессии. Всю войну, в городе Молотове (Пермь), не прекращали успешно работать курсы по подготовке военноослепших к поступлению в высшие учебные заведения. По всей стране открываются музыкальные школы для инвалидов по зрению – участников ВОВ.
Значительное большинство военноослепших в послевоенные годы трудилось во Всероссийском обществе слепых, многие из них становились общественными деятелями. Вклад членов ВОС в индустриальном подъеме послевоенного государства и ликвидации тяжелых разрушительных последствий Второй мировой войны неоценим и по сей день.
Вопросы для военно-патриотического квеста (станция «Научно-просветительский пункт»).
1. Кто из президентов Всероссийского общества слепых был офицером Великой Отечественной войны? - Зимин Борис Владимирович
2. На каком фронте сражался Борис Владимирович Зимин? - На Западном фронте, принимал участие в боях под Москвой, Смоленском и Калугой.
3. Уникальным в мировой истории можно назвать службу тотально слепых в действующей армии. В декабре 1941 года командование фронта обратилось к Ленинградскому отделу ВОС с просьбой помочь в обороне города. В качестве кого предлагалось служить незрячим? - В качестве «слухачей»
4. Как звали слепого баяниста, которому посвящена известная «Баллада о слепом баянисте»? -
Миша Попов, который проходил службу в 201-й воздушно-десантной бригаде 5-го воздушно-десантного корпуса, переформированного затем в 39-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
5. Где лейтенант Эдуард Асадов получил свое роковое ранение? - В ночь с 3 на 4 мая в бою за освобождение Севастополя.
6. Какая книга сыграла большую роль в решении вопроса о мобилизации незрячих? - Книга Короленко «Слепой музыкант». В ней рассказывается о слепом музыканте, обладавшем невероятным слухом.
7. Как называется фильм, снятый КСРК ВОС в 2018 году о слухачах? - «Они слышали смерть»
8. Незрячий массажист А.С.Онуфриев в годы войны работал в госпитале в Павлодаре, а позже переехал для обучения незрячих массажистов. В какой город он переехал? - В Евпаторию, где он подготовил несколько групп незрячих массажистов.
9. Как звали незрячего баяниста, который в годы войны стал автором радиопередачи "Огонь по врагу!" на новосибирском радио, выступал в госпиталях перед ранеными бойцами. - Незрячий баянист И.И. Маланин.
10. Слепой скульптор Лина По, находясь в эвакуации, не только создавала скульптуры героев войны, но и работала для нужд фронта. Что делала Лина По? - Лина По плела ночами маскировочные сети для орудий.
11. Как Вы думаете: библиотека Ленинградского Дома просвещения для слепых прекращала свою работу на время блокады? - В период блокады они ни на один день не прекратили своей работы, хотя читателей осталось всего несколько десятков. Работники библиотеки всячески старались сохранить книжный фонд. Ни одна книга не была сожжена или утеряна.
Станция «Военная топография». Задания
ШАРАДА 1
Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто.
А между ними без седла
Стоит лошадка, что мала.
Вы это слово знать должны:
Оно — название страны.
ШАРАДА 2
Слева направо слово прочтешь,
То от дождя ты защиту найдешь.
Если с конца же его ты прочтешь,
Горное озеро тут же найдешь
ШАРАДА 3
Музыка в первом приятно играет,
Соки и пиво народ попивает.
Титул монгольский дает нам второе,
В сказках встречаем его мы порою.
Целое видят в пустынях верблюды,
Это песка нанесенного груда.
ШАРАДА 4
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе — мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут.
ШАРАДА 5
Про первое слыхали с детства все мы,
Ведь то планета Солнечной системы.
Зимой второе в ельнике срубают,
Потом на праздник ярко наряжают.
А целое есть город, крупный порт,
Во Франции, где Рона их течет.
ШАРАДА 6
Слог первый — в Англии нальют,
Его пьют гномы, люди пьют.
Второй — в строительстве найдете:
Дом без него не возведете.
А в целом – гордая гора,
Что на Кавказе, вот дела!
ШАРАДА 7
Начало слова свет дает,
По проводам оно течет.
Потом союз, и «О» предлог, что в школе выучить ты смог.
Сложив в единое частицы, узнай известную столицу.
ШАРАДА 8
Мое начало происходит в поле,
Второе с третьим вы учили в школе,
Когда был по грамматике урок:
Одно из них — союз,
Другое же — предлог.
Затем вы, приложив старанье,
Найдете дерева названье.
А в целом — имя города-героя,
Чьей мы гордимся славой боевою.
ШАРАДА 9
Первое – это лес,
Тот, где только сосны до небес.
А второе — как кому охота —
Есть предлог, приставка или нота.
Все же вместе — это город,
Но не русский,
Не английский, не немецкий,
А французский.
Ответы на шарады:
Шарада 1 – Япония
Шарада 2 – Севан
Шарада 3 – Бархан
Шарада 4 – Компас
Шарада 5 –Марсель
Шарада 6 – Эльбрус
Шарада 7 – Токио
Шарада 8 – Севастополь
Шарада 9 – Бордо
Станция «Криптоанализ».
Задача №1
17 16 2 6 5 1! 31 20 16 3 6 13 10 25 1 11 26 6 6
19 25 1 19 20 30 6 5 13 33 19 16 13 5 1 20 1 –
19 16 9 15 1 15 10 6 20 16 4 16 , 25 20 16 20 29
17 16 14 16 4 19 3 16 6 14 21 15 1 18 16 5 21
17 16 2 6 5 10 20 30 3 18 1 4 1 ,
16 20 19 20 16 33 20 30 19 3 16 2 16 5 21
18 16 5 10 15 29 , 3 6 18 15 21 20 30 6 11
14 10 18 . 19 16 9 15 1 15 10 6 20 16 4 16 ,
25 20 16 20 29 3 29 17 16 13 15 10 13
19 3 16 11 19 16 13 5 1 20 19 12 10 11 5 16 13 4 ,
3 29 26 6 12 16 20 16 18 16 4 16 15 6 20
15 10 25 6 4 16 15 1 9 6 14 13 6 !
14 1 18 26 1 13 18 16 12 16 19 19 16 3 19 12 10 11 .
Задача №2
3 16 11 15 1 16 20 3 19 6 23 15 1 18 16 5 16 3 14 10 18 1 17 16 20 18 6 2 16 3 1 13 1
14 15 16 4 16 8 6 18 20 3 . 33
19 25 1 19 20 13 10 3 , 25 20 16 18 16 5 10 13 19 33
18 21 19 19 12 10 14 25 6 13 16 3 6 12 16 14 . 10
18 1 9 5 6 13 10 13 19 16 19 3 16 10 14
15 1 18 16 5 16 14 3 14 10 15 21 3 26 6 11
3 16 11 15 6 4 16 18 6 25 30 14 15 16 4 10 23
17 16 20 6 18 30 10 19 25 1 19 20 30 6
17 16 2 6 5 29 . 14 1 18 26 1 13 8 21 12 16 3 .
Задачи №3
3 18 6 14 33 15 6 10 14 6 6 20 3 13 1 19 20 10
15 1 5 3 6 13 10 25 10 6 14 3 19 6 4 16 ,
25 20 16 14 29 17 6 18 6 8 10 13 10 3
3 16 11 15 21 . 1 15 1 18 16 5 ,
17 6 18 6 8 10 3 26 10 11 16 5 15 1 8 5 29
2 16 13 30 26 10 6 10 19 17 29 20 1 15 10 33 ,
2 21 5 6 20 10 3 17 18 6 5 30
25 6 18 17 1 20 30 19 10 13 29 3
31 20 16 11 17 16 2 6 5 6 . 14 1 18 26 1 13
8 21 12 16 3 .
Задачи №4
10 14 6 6 14 13 10 14 29 17 18 1 3 16
9 1 2 29 3 1 20 30 , 25 20 16 19 20 16 10 13 10
15 1 14 14 10 18 10 19 3 16 2 16 5 1 ?
18 1 9 3 6 15 6 2 29 13 16 2 29 20 1 12 16 6
9 1 2 3 6 15 10 6 17 18 6 5 1 20 6 13 30 19 20 3 16 14
17 6 18 6 5 17 1 14 33 20 30 32 17 1 3 26 10 23
3 16 10 15 16 3 , 17 6 18 6 5 4 16 18 6 14
2 6 9 21 20 6 26 15 29 23 14 1 20 6 18 6 11 ,
16 5 10 15 16 12 10 23 3 5 16 3 ,
16 19 10 18 16 20 6 3 26 10 23 5 6 20 6 11 ? 10 9
12 15 10 4 10 19 . 19 14 10 18 15 16 3 1
« 2 18 6 19 20 12 1 33 12 18 6 17 16 19 20 30».
Задачи №5
16 14 16 7 17 16 12 16 13 6 15 10 6 ! 14 28
26 13 10 19 20 16 2 16 11 18 1 5 10
19 25 1 19 20 30 33 9 6 14 13 10 19 12 3 16 9 30
5 29 14 29 10 2 6 5 29 , 17 33 20 15 1
1 13 16 11 9 1 18 10 15 1 9 6 14 13 6
19 21 23 16 11 19 13 16 3 15 16 17 1 14 33 20 30
16 20 33 8 12 16 11 24 6 15 6
17 16 2 6 5 29 . 31 5 21 1 18 5 1 19 1 5 16 3 .
Станция «Криптоанализ». Тексты.
Победа! Это величайшее счастье для солдата - сознание того, что ты помог своему народу победить врага, отстоять свободу Родины, вернуть ей мир. Сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг, выше которого нет ничего на земле! Маршал Рокоссовский.
Война от всех народов мира потребовала много жертв. Я счастлив, что родился русским человеком. И разделил со своим народом в минувшей войне горечь многих потерь и счастье Победы. Маршал Жуков.
Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. А народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой победе. Маршал Жуков.
Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей? Из книги С. Смирнова «Брестская крепость».
О моё поколение! Мы шли с тобой ради счастья земли сквозь дымы и беды, пятна алой зари на земле сухой, словно память о тяжкой цене победы. Эдуард Асадов.
Задания для 10-ти команд для ВПК. Станция «Ретрансляция».
Мы – наследники Победы
Мы помним и гордимся!
Слава великой Победе!
Вечная память героям!
Слава великому народу!
Нет – войне, миру – мир!
Да здравствует Победа!
Памяти героев достойны
Помним, гордимся и чтим
Они сражались за Родину
Станция «Стратегический поиск»
Вопрос 1
О каких городах воинской славы упоминается в известной военной песне Булата Окуджавы, исполненной в кинофильме «Белорусский вокзал»?
Найдите один из упомянутых городов на карте России.
Вопрос 2
О какой дальневосточной реке поётся в этой песне?
Там живут - и песня в том порука
Нерушимой, дружною семьей
Три танкиста - три веселых друга
Экипаж машины боевой.
Найдите данную реку на карте России.
Вопрос 3
В каком городе расположены улицы, о которых поётся в песне?
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
Найдите данный город на карте России.
Вопрос 4
В каком городе живёт и творит известный поэт, композитор и исполнитель, перу которого принадлежат многие строки о разных войнах, в том числе и следующие:
А может, не было войны…
И людям всё это приснилось:
Опустошённая земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
Найдите данный город на карте России.
Вопрос 5 - блиц
1. Что идёт, когда солдат спит?
2. Литературный герой поэмы Твардовского – солдат великой отечественной войны?
3. Какому русскому полководцу принадлежат эти известные высказывания:
Пуля-дура - Штык-молодец
Сам погибай, А товарища выручай
Тяжело в учении - легко в бою
4. Лейтмотивом какого фильма служит песня «Смуглянка»?
5. Во время великой отечественной войны колонна немцев всё же смогла пройти по улицам Москвы. Что же это была за колонна?
Станция «Химзащита»
Информация об отравляющих веществах.
Боевые отравляющие вещества́ (БОВ) — токсичные химические соединения, предназначенные для поражения живой силы противника.
Отравляющие вещества могут воздействовать на организм через органы дыхания, кожные покровы и пищеварительный тракт. Боевые свойства (боевая эффективность) отравляющих веществ определяются их токсичностью (обусловленной способностью ингибировать ферменты или взаимодействовать с рецепторами), физико-химическими свойствами (летучесть, растворимость, устойчивость к гидролизу и т. д.), способностью проникать через биобарьеры теплокровных и преодолевать средства защиты.
Боевые отравляющие вещества являются основным поражающим элементом химического оружия.
Тактическая классификация:
По упругости насыщенных паров (летучесть) на:
нестойкие (фосген, синильная кислота);
стойкие (иприт, люизит, VX);
ядовито-дымные (адамсит, хлорацетофенон).
По характеру воздействия на живую силу на:
смертельные (зарин, иприт);
временно выводящий личный состав из строя (хлорацетофенон, хинуклидил-3-бензилат);
раздражающие: (адамсит, CS, CR, хлорацетофенон);
учебные: (хлорпикрин);
По быстроте наступления поражающего действия:
быстродействующие — не имеют периода скрытого действия (зарин, зоман, VX, AC, CH, CS, CR);
медленно действующие — обладают периодом скрытого действия (иприт, фосген, BZ, люизит, адамсит);
Физиологическая классификация
Согласно физиологической классификации подразделяют на:
нервнопаралитические ОВ (фосфорорганические соединения): зарин, зоман, табун, VX; Это бесцветный газ без запаха и вкуса. Отравление происходит через кожу или вдыхание. Смерть наступает мгновенно.
общеядовитые ОВ: синильная кислота; хлорциан;
кожно-нарывные ОВ: иприт, азотистый иприт, люизит;
ОВ, раздражающие верхние дыхательные пути или стерниты: адамсит, дифенилхлорарсин, дифенилцианарсин - вещества, вызывающие сильное чихание, кашель, тошноту.
удушающие ОВ: фосген, дифосген, хлорин - у них запах белизны и желто-зеленый цвет.
раздражающие оболочку глаз ОВ или лакриматоры: это может быть хлорацетофенон, хлорпикрин, дибензоксазепин, хлорбензальмалондинитрил, бромбензилцианид или другой газ, который используется для разгона протестующей толпы. Он влияет на слизистые оболочки глаз, горла, носа и иногда кожи.
психохимические ОВ: хинуклидил-3-бензилат (BZ) .
Защитные материалы:
В комплекс мероприятий по защите от ОВ входят их индикация или обнаружение, дегазация, дезинфекция, а также использование средств индивидуальной защиты (противогазы, изолирующие дыхательные аппараты, плащи, костюмы из прорезиненной ткани, совместно с средствами защиты кожи фильтрующего типа антидоты, защитные кремы противохимические препараты) и коллективной химической защиты.
Вопросы:
1. Согласно физиологической классификации отравляющее вещество "зарин" относится к каким веществам?
(нервнопаралитическим)
2. Очагом химического поражения Называют …?
(территорию, в пределах которой в результате воздействия ОХВ произошли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений.)
3. Какое из отравляющих веществ входят в группу ОВ общеядовитого действия?
(Синильная кислота)
4. Какими основным поражающим действием обладает Слезоточивый газ?
(оказывает раздражающее действие на слизистые оболочки и дыхательные пути)
5. Что нужно сделать если вы увидели желто-зеленый газ с сильным запахом белизны или хлорки? При использовании этого газа вам станет тяжело дышать и видеть. Какой это газ?
(Этот газ - хлорин. Если вы в помещении, выходите на улицу. Если вы на улице, найдите самую высшую точку и отправляйтесь туда. Газ более плотный, чем воздух, поэтому он опускается вниз. Возьмите кусочек хлопкового материала или любой другой ткани и смочите его в моче. Поднесите к носу и используйте в качестве маски. Таким образом выжило много солдат во время первой мировой войны. Моча работает лучше воды, так как она кристаллизирует газ.)
6. Из каких частей состоит костюм химзащиты? (Общевойсковой защитный комплект)
(ОЗК состоит из плаща ОП-1 м, защитных чулок и защитных перчаток. Плащ имеет кармашек, в котором хранятся две запасные пластмассовые кнопки. Выпускаются плащи серого и салатного цвета.
Защитный плащ изготавливается из специальной термостойкой прорезиненной ткани. Он имеет две полы, борта, рукава, капюшон, хлястик, шпеньки, тесемки и закрепки, позволяющие использовать плащ в виде накидки с рукавами или в качестве комбинезона. На голове капюшона имеется хлястик, позволяющий регулировать капюшон под головной убор или каску, чтобы не сползал на глаза.
Защитные чулки изготовлены из прорезиненной ткани. Подошвы усилены резиновой основой. Чулки надевают поверх обычной обуви, а также, могут быть надеты и на валенки. Каждый чулок тремя хлястиками утягивается по ноге и тем крепится к ноге, и держателем к поясному ремню.
Защитные перчатки — резиновые. Изготавливаются двух видов — зимние и летние. Летние — пятипалые, зимние — двупалые, имеющие утепленные вкладыши. В старых комплектах встречаются двупалые перчатки из прорезиненной ткани).
7. Как называются специальные войска в Вооружённых Силах Российской Федерации, предназначенные для защиты вооружённых сил от оружия массового поражения, в том числе от химического, с помощью применения специальной техники.
(Войска́ радиацио́нной, хими́ческой и биологи́ческой защи́ты Вооружённых сил Росси́йской Федера́ции (Войска РХБ защиты ВС России))
8. Что должен сделать человек, если он почувствовал признаки отравления газом?
(1. Первым делом открыть все двери, окна, чтобы поступил свежий воздух.
2. Пострадавшего аккуратно уложить, расстегнуть ему воротник.
3. Дать человеку много питья, чтобы скорее вывести все токсичные вещества.
4. От отравление очень хорошо помогает справиться сорбент, или другие препараты от отравления – унитиол, сульфокамфокаин.
5.Вызвать скорую помощь и доставить его в больницу.)
9. Где и при каких условиях в повседневной жизни можно встретиться с угарным газом?
(На крупных автострадах, в домах, где есть печное отопление, в банях)
10. Что делать, если вы разбили ртутный градусник?
(Вывести людей и животных из помещения, где случилась «авария», закрыть плотно дверь.
Подготовить:
насыщенный раствор марганцовки, а также мыльно-содовый раствор;
банку (лучше трехлитровую) с плотной крышкой, которую наполнить холодной водой или раствором марганцовки на 2/3;
2 листа бумаги;
шприц или медицинскую грушу;
кусочек ваты или кисточку;
вязальную спицу или шило;
скотч или пластырь или изоленту;
фонарик.
Обуть резиновые тапочки (но не тканевые), которые не жалко выбросить или одеть на ноги полиэтиленовые пакеты.
Одеть мокрую марлевую повязку на лицо (или приспособить кусок ткани) для защиты легких, а также резиновые перчатки на руки (желательно медицинские, плотно облегающие – в хозяйственных перчатках будет неудобно совершать тонкие манипуляции).
В крепком растворе марганцовки намочить тряпку и постелить ее на порог комнаты, где разбился градусник.
Плотно закрыть за собой дверь и открыть окно. При этом окна в других комнатах должны быть закрыты.
Поднять градусник и все, что от него осталось, стараясь не разбрасывать оставшуюся в наконечнике ртуть, и поместить его в банку с водой.
Аккуратно согнать мелкие шарики ртути в один большой (они будут сливаться) при помощи листов бумаги.
Загнать крупные шарики на лист бумаги при помощи ваты и слить их в банку с водой.
После того, как видимые глазу шарики ртути будут собраны, следует собрать мелкие при помощи скотча путем приклеивания его к поверхности, где разбился градусник. После обработки скотч следует отправить в банку с водой.
Осмотреть при помощи фонарика все щели и места, куда могли закатиться шарики ртути (они будут светиться металлическим цветом). Из труднодоступных мест ртуть достается при помощи острого тонкого предмета (спицей) или всасываются в грушу или шприц.
Шприц или грушу с ртутью также опустить в банку.
Если ртуть могла закатиться под плинтус – его следует демонтировать и собрать ртуть вышеуказанными способами.
Закрыть банку крышкой.
Пол и поверхности, где была собрана ртуть, вымыть раствором марганцовки или же мыльно-содовым раствором (можно сначала первым, затем вторым);
Снять одежду, перчатки, маску, обувь или пакеты и сложить все в отдельный пакет, плотно завязав. Далее с одеждой поступить так, как описано ниже.
Позвонить в МЧС и узнать, куда можно сдать банку с опасным содержимым, а также все предметы, которые контактировали или могли контактировать с ртутью (перчатки, груша, вата, половая тряпка, ваша одежда и обувь и т.д.).
Принять душ, рот прополоскать содовым раствором.