Выше жизни и выше смерти

Автор: Карцев Г.В. (составитель)
Год издания: 2021
Вид работы: Сценарий мероприятия
Тема: День Победы
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Дом культуры, клуб
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария

Организационно-методический отдел КСРК ВОС предлагает познакомиться с литературно-музыкальной композицией по мотивам повести Бориса Васильева «В списках не значился». Основная тематика композиции – вторжение фашистов на территорию СССР, оккупация Бреста.

Участники мероприятия:

Электрический оркестр мечты КСРК ВОС – Нозим Орифджонов (гитара, вокал, руководитель коллектива), Алишер Цвид (саксофон, вокал), Дмитрий Будников (клавиши, вокал), Сергей Пищальник (аккордеон, бас-гитара), Марьяна Цвид (ударная установка). Приглашённая солистка – Людмила Андрюшина (вокал). Ведущие – Лариса Овцынова, Геннадий Карцев, Андрей Мочалин.

 

Трансляция мероприятия на сайте КСРК состоялась 22 июня 2021 года. Большой зал КСРК ВОС.

Аудиоверсию мы предлагаем Вам скачать по ссылке на Яндексе-диск.

 https://yadi.sk/d/j-cUpJm09r-4DA

 

 

Занавес закрыт. Звучат фанфары.

Звучит фоновая музыка. Перед занавесом выходит ведущая.

 

ВЕДУЩАЯ: Добрый день, дорогие друзья! Культурно-спортивный реабилитационный комплекс Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых приветствует вас на очередном патриотическом мероприятии из цикла концертов Песни Победы. Наша сегодняшняя встреча посвящена памяти героев, на плечи которых легла тяжёлая миссия сдержать  напор вероломного врага, не уронить победное знамя советского народа под натиском жестокого фашизма. Цена этого подвига – миллионы жизней, отданных за светлое будущее потомков. Слава этого подвига будет жить вечно в нашей памяти и не померкнет в веках.

Композиция составлена по мотивам повести Бориса Васильева «В списках не значился». На сцене электрический оркестр мечты КСРК ВОС. Руководитель коллектива – Нозим Орифджонов. Итак – мы начинаем.

 

Звучит вступление к песне «Утомлённое солнце». С первыми тактами музыки занавес открывается. На сцене музыканты. Авансцена свободна.

На завершении музыкального фрагмента выходят чтецы: Геннадий и Лариса.

 

СЦЕНА 1 – ВЫПУСКНОЙ БАЛ В ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ.

 

Геннадий: Военное училище. Июнь 1941 года. Выпускной вечер. Многие курсанты пришли с девушками. У Коли Плужникова девушки не было, и он пригласил библиотекаршу Зою.

Лариса: Уж больно вы хрустите товарищ лейтенант – сказала она ему во время танцев.

Геннадий: Тут только Коля заметил, что и вправду хрустит. Хрустело всё: новенькая форма, сапоги, портупея.

 

Песня «Утомлённое солнце». Поёт Геннадий Карцев.

 

На сцене – ведущие: Андрей Владимирович, Геннадий и Лариса.

 

 

СЦЕНА 2 – ПЛУЖНИКОВ У ГЕНЕРАЛА. НАПРАВЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ В БРЕСТ.

 

Андрей Владимирович: Комиссар встретил его в один из вечеров, когда  Коля совершал свою обычную прогулку вдоль казарм и сказал: «Завтра в 11-30 прошу прибыть ко мне. Поговорим о Вашей  дальнейшей службе. Может быть, пройдём к генералу.».

Лариса: Ровно в 11 часов Коля был в приёмной. Генерал пролистал его личное дело и сказал:

Андрей Владимирович: У нас есть к вам предложение, товарищ лейтенант. Вы остаётесь при училище командиром учебного взвода. Через три года вы будете иметь право поступать в академию.».

Геннадий: Товарищ генерал, я благодарю вас и большое спасибо за доверие, но разрешите отказаться. Каждый командир должен послужить в войсках.

Андрей Владимирович: А ведь ты молодчага, лейтенант. Особый западный устроит? Но через год я тебя назад затребую.

Лариса: В тот же вечер Коля Плужников отбыл к новому месту службы через Москву, имея в запасе три дня до воскресения. В столицу поезд прибывал утром. До Кропоткинской Коля доехал на метро – самом красивом метро в мире. На станции «Дворец советов» он вышел. Напротив поднимался глухой забор, на который Коля смотрел с огромной гордостью. За ним закладывался фундамент самого высокого здания в мире – дворца советов, с гигантской статуей Ленина наверху.

 

Песня «Москва майская». Поёт Владимир Гейнц.

 

На сцене – ведущие: Андрей Владимирович, Геннадий, Лариса.

 

СЦЕНА 3 – ПОЕЗД ДО БРЕСТА. ПРИБЫТИЕ, МИРНЫЙ БРЕСТ.

 

Лариса: Они ехали по Западной Белоруссии. Коля всё вспоминал, как медленно удалялись две девичьих фигурки в светлых платьях – сестра Верочка и её подруга Валя, с которой они в последнюю минуту на вокзале так резко шагнули друг к другу, что столкнулись носами и тут же отпрянули. Поезд часто останавливался на маленьких станциях, где было много людей.

Геннадий: Коля выходил, но от вагона не отрывался, оглушённый звонкой смесью белорусского, еврейского, русского, польского, литовского, украинского и ещё Бог весть каких языков и наречий. Мимо прогрохотал бесконечный товарный состав.

Андрей Владимирович:

- В Германию - сказал пожилой капитан. – немцам день и ночь хлебушек гоним и гоним. Это как понимать прикажете?!!!

Геннадий:

- Не знаю – растерялся Коля. У нас ведь договор с Германией.

Лариса: Дальше они ехали быстрее. И на всём пути Коля запомнил только одну станцию. Жавинка. Следующий был Брест.

Геннадий: На вокзале дежурный сказал, что ему в крепость и объяснил, как пройти, но Коля ощутил вдруг такой яростный голод, что стал искать столовую. Однако столовой не было. И познакомившись с лейтенантом артиллеристом, они легко нашли ресторан «Беларусь», где играл, как Бог, скрипач Рувим Свитский.

Андрей Владимирович: За столиком к ним присоединился лейтенант танкист.

- Ребята говорят, каждую ночь за Бугом моторы ревут, танки, тягачи. Месяц назад к нам архиепископ перешёл. Говорит: «Немцы готовят войну».

Геннадий: Но ведь ТАС официально заявил… вскинулся Коля.

Андрей Владимирович: Тихо, Коля. Тихо. ТАС в Москве, а здесь Брест.

Лариса: Но тут заиграл скрипач. Коля перестал жевать и забыл обо всём.  Народу в ресторане становилось всё меньше. Одноэтажный Брест отходил ко сну. Гасли огни, в затенённых сиренью и жасмином окнах. Тихий город медленно погружался в тихую ночь. Самую тихую и самую короткую ночь в году. У Коли немного кружилась голова. И всё вокруг казалось прекрасным. После ужина, когда лейтенанты ушли, Рувим Свитский играл лично для него. В крепость Коля отправился с Миррой - племянницей скрипача. Она работала там на кухне.

 

Песня «Двадцать первое июня». Поёт Алишер Цвид.

 

На сцене – ведущие: Андрей Владимирович, Геннадий, Лариса.

 

СЦЕНА 4 – НАПАДЕНИЕ 22 ИЮНЯ 4:15.

 

Лариса: В подвальном помещении, где находился продуктовый склад, и куда привела его девушка, сидели две женщины, пожилой старшина, сержант, и молоденький боец. Старшая из женщин, которую называли тётя Христя, налила в кружки пустой чай и раздала по куску синеватого сахара.  Хлебушек берите, выпечка нынче удалась.

Андрей Владимирович:

- А маргарину у тебя, хозяюшка, не найдётся? - спросил старшина.

Лариса: Сейчас поищу. - Она отошла в глубину подвала. За узкими щелями отдушин холодно полоснуло голубоватое пламя.

- Гроза что ли? – удивилась тётя Христя.

 

Фоном звучат аккорды тревожной музыки в нижнем диапазоне.

 

Андрей Владимирович: Тяжкий грохот обрушился на землю. В миг погас свет, но сквозь отдушины в подвал то и дело врывались ослепительные вспышки.

 

Фоном в продолжении прошлого фона звучит тема песни «Вставай, страна огромная».

 

Андрей Владимирович: Вздрогнули стены каземата.

Геннадий:

- Склад взорвался! – закричал сержант. - Лампу я там оставил.

 

Андрей Владимирович:  

- Война. Война это! – крикнул старшина.

Лариса: Коля рванул засыпанную обломками кирпича дверь и побежал наверх. Наружную дверь смело взрывной волной и он видел оранжевые всполохи пожара.

Геннадий: Всё вокруг выло и стонало. И было 22 июня 1941 года 4 часа 15 минут по Московскому времени.

 

Песня «Никто не хотел умирать». Поют Нозим Орифджонов и Геннадий Карцев.

 

На сцене – ведущие: Андрей Владимирович, Геннадий, Лариса.

 

СЦЕНА 5 – ОБОРОНА БРЕСТА.

 

Андрей Владимирович: Плужников выглянул, увидел частые вспышки выстрелов из окон казарм. Веера ответных очередей из костёла, ив этот миг замполит закричал сорвавшимся голосом.

- Вперёд за Родину!

Лариса:

- Вперёд! – закричал Плужников. Он бежал, не видя дороги и кричал «Ура», пока хватало сил. Со света казалось, что в костёле темно. В сумраке и кирпичной пыли хрипя и яростно матерясь, дрались в рукопашную, ломали спины, душили, рвали зубами, выдавливали глаза, кромсали ножами, били лопатами, кирпичами, прикладами. Плужников видел только широко оскаленные рты и слышал только протяжный звериный рёв. В следующее мгновение он оторвался от стены и кинулся в глубину, где ещё вспыхивали короткие веера очередей.

 

Лариса: После неудачной вылазки из костёла они втроём долго отлёживались в каменном мешке подвала, не имевшем второго выхода. Потом всё же перебежали в развалины кольцевых казарм и ввалились в чёрную дыру подвала. Там наткнулись на политрука, у которого были перебиты ноги. Он говорил с трудом, сил вздохнуть полной грудью у него уже не было:

 

Андрей Владимирович: У нас одна позиция – не давать им покоя, чтоб стрелял каждый камень. Задача одна – уничтожать живую силу, очень простая задача.

Лариса: Канонада оборвалась внезапно и тут же зазвучал знакомый, усиленный динамиками голос: «Доблестные защитники крепости, немецкое командование призывает вас прекратить бессмысленное сопротивление. Красная армия разбита. Всем, кто в течение получаса выйдет из подвалов без оружия, немецкое командование гарантирует жизнь и свободу по окончании войны.

Геннадий:

- Степь, да степь кругом, путь далёк лежит – чисто и ясно зазвучала в раскалённом воздухе песня. От неожиданности у Плужникова перехватило дыхание и он изо всех сил стиснул зубы, чтобы сдержать нахлынувшие вдруг слёзы.

Лариса: Боец упал на пол, и вздрагивая бил кулаками по кирпичам.

- Не могу, маманя песню эту.

Андрей Владимирович:

- Молчать! – крикнул политрук, - Они же на это и бьют, сволочи, на это.

Геннадий: Музыка ещё звучала, но сквозь неё Плужников уловил, вдруг странный, протяжный гул. Где-то под развалинами хриплыми, пересохшими глотками нестройно и страшно пели «Интернационал».

Андрей Владимирович:

- Это есть наш последний и решительный бой… – из последних сил запел политрук.

Геннадий: И тогда Плужников запел тоже, а вслед за ним и остальные. Они пели громко, так громко, как не пели никогда в жизни. Они кричали свой гимн, и этот гимн был ответом сразу на все немецкие предложения.

 

Песня «Здесь птицы не поют». Поёт Дмитрий Будников.

 

 

На сцене - ведущие Геннадий (Г.) и Лариса (Л.). Фоном звучит тревожная музыка.

 

СЦЕНА 6 – СПАСЕНИЕ В КАТАКОМБАХ.

 

Лариса: Немцы уже ворвались в цитадель, расчленив оборону на изолированные очаги сопротивления. Днём они упорно продвигались по запутанному лабиринту кольцевых казарм, стремясь оставить за собою развалины. А ночью развалины эти оживали вновь. Израненные, опалённые, измотанные жаждой скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из подземелий и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал оставаться на ночь.

Геннадий: Плужников давно уже привык думать только об опасности, только о том, как отбить атаку, как достать воду, патроны, еду. И даже в эту короткую минуту затишья он думал, где достать патронов, патронов и гранат, без которых нельзя было прорваться из окружённой крепости. Вспомнил о складе, который они искали в первый день войны. Искали и не нашли.

Лариса: Теперь необходимо было найти, и они пошли, не дожидаясь ночи. Сначала им везло, спасали воронки, но всё-таки нарвались на немцев. Очереди прижимали к земле, крошили кирпич у ног, а он бежал, перепрыгивая трупы и бросаясь из стороны в сторону. А немцы и не думали бежать за ним, а надрываясь от хохота, гоняли по кругу автоматными очередями. Они не спешили прекращать развлечение, стараясь стрелять так, чтобы не попасть в Плужникова, чтобы охота продлилась подольше.

Геннадий:

Не было воздуха, не было больше сил и не было выхода. Был конец, конец службы и конец жизни лейтенанта Николая Плужникова. Они сами загнали его на этот обломок кирпичной стены.

Лариса: На секунду прекратилась стрельба, и за эту секунду он успел увидеть дыру. Она вела вниз, под стену, и не раздумывая, Плужников пополз в неё. Ход заворачивал. И вдруг, потеряв опору, он полетел вниз, и падая, услышал взрыв над головой.

        

Фоновая музыка стихает.

 

Геннадий: Он пришёл в себя в полной тишине и подумал, что полностью оглох. Мучительно напрягаясь искал, ждал знакомых звуков: грохота взрывов, пулемётного треска, сухих автоматных очередей, а услышал тихий женский голос.

Лариса: Очнулся, тётя Христя, увидел большой стол и пятерых  - троих мужчин и двух женщин. Все улыбаясь глядели на него.

Геннадий: В тот день война соединила меня с людьми, встретившимися первыми мне в крепости. Они стали моей семьёй. Здесь я познал величайшее счастье любви. Но война и отняла их одного за другим. Сгорела в огне огнемёта тётя Христя, был убит мною сержант при попытки сдаться в плен, исчез молоденький боец, поняв, что умирает от ран, подорвал себя перед немецкой колонной старшина, и, наконец, ушла с женщинами, которых пригоняли разбирать завалы, Мирра – моя Мирра, унося в себе новую жизнь, зародившуюся под землёй, вопреки смерти, царившей наверху.

 Моя же задача остаётся прежней – не давать им покоя, чтобы боялись они каждого камня, стрелять, уходить, выжидать и снова стрелять. В этой борьбе всё решают мгновения. Когда придёт моё мгновения, я хочу знать, что   все предыдущие прожил не напрасно. Это завещал мне сержант Семишный вместе со знаменем полка. Я ношу его на груди, как носил он – последний Русский солдат, которого я похоронил здесь. Не сдали мы крепость, не сдали.

 

Песня «Мгновения». Поёт Геннадий Карцев.

 

На сцене – ведущие: – Геннадий, Лариса, Андрей Владимирович.

 

СЦЕНА 7 – ВЫХОД ПЛУЖНИКОВА.

 

Лариса: Апрельским утром 1942 года бывший скрипач Рувим Свицкий медленно спускался во тьму по кирпичной осыпи казимата. Свет мерк. Он зажёг фонарь, и тут же раздался глухой голос – стой, стреляю. Не стреляйте, закричал Свицкий, - я не немец. Они послали меня сказать, что сожгут вас огнём, а меня расстреляют, если Вы откажетесь. Где наши – вновь прозвучал голос. Ходят хорошие слухи, что германцев разбили под Москвой, очень сильно разбили. А Москва наша, немцы Москву не брали? Нет, нет, что Вы. Это я знаю совершенно точно. В темноте рассмеялись, смех был хриплый и торжествующий. Теперь я могу выйти, помоги мне, товарищ.

Геннадий: У входа стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он стоял строго выпрямившись, вскинув голову и не отрываясь смотрел на солнце ослепшими глазами. Из этих не мигающих глаз неудержимо текли слёзы, и все молчали.

Андрей Владимирович:

- Назовите ваши звание и фамилию – спросил генерал.

Геннадий:

- Я - русский солдат.

Андрей Владимирович: И вдруг немецкий лейтенант, звонко и напряжённо как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щёлкнув каблуками, чётко вскинули оружие на караул, и немецкий генерал поднёс руку к фуражке.

Лариса: А он был уже выше всех почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.

 

Песня «Берёзовые сны» Поёт Геннадий Карцев.

 

Звучит вступление к песне От героев былых времён.

 

Ведущая объявляет участников:

 

Сергей Пищальник – Аккордеон, бас гитара

Дмитрий Будников – клавиши, вокал

Алишер цвид – Саксофон, вокал

Владимир Гейнц – вокал

Геннадий Карцев – вокал, ведение

Лариса Овцынова – ведение

Андрей Мочалин – ведение

Ярославна Буслакова – ведение.

Сценаристы программы – Лариса Овцынова и Геннадий Карцев.

Автор идеи – Андрей Мочалин.

 

Песня «От героев былых времён». Поёт Нозим Орифджонов.

Все стоят на сцене. По завершении песни занавес закрывается.