Взрослые дети

Автор: Михайлина Т.А.
Год издания: 2007
Вид работы: Игровая программа
Тема: Развлекательно - игровая программа для взрослых и детей
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Для ДК, клуба, фойе, танцевальной площадки
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария


ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС    

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ


Сценарий
Развлекательно - игровой программы 
для взрослых и детей


МОСКВА
2007
 
Дорогие друзья!
2008 год объявлен в России Годом ребенка. Все мы родом из детства. Только вот с годами забываем об этом. Причин много и объективных и субъективных. Мы мало играем с нашими детьми и почти совсем не играем сами. Никто никого не может заставить играть, но увлечь игрой можно, что мы попытаемся сделать.
Предлагаемый сценарий предназначен для совместного отдыха взрослых и детей. Возможно, он поможет вам  краткосрочно вернуться в детство, а вашим детям поверить, что вы тоже были детьми. Да здравствует содружество взрослых и детей! Забавляйтесь и веселитесь от души!

Выбор сценической площадки для проведения развлекательно-игровой программы зависит исключительно от вас. Можете провести программу в концертном зале или за столиками в фойе, или в любом другом помещении. Все зависит от количества зрителей и ваших материальных возможностей.
Оформление сценической площадки: она должна напоминать своим оформлением групповую комнату детского сада (игрушки, мольберт для рисования, детский столик, стульчики, воздушные шары, детские рисунки и т.д.)
Занавес закрыт. На сцену выходят 2 ведущих и напевают  песню «Куда уходит детство» (Сл. Л. Дербенева, муз. А. Зацепина)

Куда уходит детство, 
В какие города,
И где найти нам средство,
Чтоб вновь попасть туда?

ВЕДУЩИЙ 1: Здравствуйте, дорогие друзья!
ВЕДУЩИЙ 2: Здравствуйте дети, а также их родители!
ВЕДУЩИЙ 1: Недавно мы прочитали в одной газете, что в Москве (или название 
вашего родного города) открылся необычный детский сад. Взрослые дяди и тети инкогнито поселяются на несколько дней в этом детском саду и участвуют в специальном тренинге «возвращение в детство».Все гости необычного детского сада в восторге от пребывания в детстве. Курс «детсадотерапии» избавляет от всех признаков хронической усталости, полностью снимает стресс и возвращает душевный комфорт.
ВЕДУЩИЙ 2: Дорогие друзья! А не хотели бы вы здесь, сегодня,сейчас пройти  курс «детотерапии»? (Ответы из зала) Давайте представим, что вы воспитанники такого детского сада.

Занавес открывается.

ВЕДУЩИЙ 1:  Не будет в сказочном саду 
  Ни слез, ни огорчений,
  А ждут вас шутки, игры, смех,
  И масса развлечений.
ВЕДУЩИЙ 2: Прелесть детства как отличного антидепрессанта в том, что оно никуда не исчезло, а живо в глубинах нашей памяти. В ней всегда «записаны» счастливые детские мгновенья, яркие детские сны.

Ведущие садятся за детский столик.

ЧТЕЦ (участник художественной самодеятельности):
Я помню детство. Летом
Мелом
Был разрисован весь асфальт.
Играли в «классики»,
Звенела из окон музыка:
Пел альт.
Давно уж прохудилась крыша.
Сердитый дворник глотку рвет.
В подвале кошки дремлют,
Мыши усы им крутят…
Нас зовет сосед-моряк,
Служил на флоте -
Все байки знаем назубок!
Но вот и мяч мелькнул в полете
И показал в заплатах бок.
Не раз зашит и склеен, в шрамах,
Летел в крапиву и бурьян,
И были споры, слезы, драмы,
Когда зевал вратарь - Руслан.
Они кончались к счастью скоро:
Крикливый маленький народ,
Податлив был на уговоры -
Лишь солнце падало, вразброд,
Мы расходились, в сне качаясь,
А в голове уж новый день
Светил, маячил…Приближалась,
Спускалась ночь, стиралась тень… (Майя Московкина)

ВЕДУЩИЙ 1: Давайте вспомним самые счастливые моменты своего детства и на время забудем все эти прожитые «взрослые» года с их проблемами, тревогами и разочарованиями. 

(Взрослые и дети делятся самыми яркими воспоминаниями детства)

ВЕДУЩИЙ 2: Продолжаем наш курс «детотерапии».А для этого надо строго соблюдать детсадовский распорядок дня. Утро начинается с (отвечают зрители) …зарядки! Правильно.
Встань по утру, не ленись!                        
На зарядку становись!
ВЕДУЩИЙ 1: Собирайся, детвора! 
Начинается игра.
Кто придет в наш хоровод,
Распевать не устает:
Ручками
Хлоп-хлоп!
Ножками
Топ-топ!
А потом
Прыг-скок!
И еще
Ра-зок!
А потом вприсядку
И снова по порядку:
Ручками
Хлоп-хлоп!...
                                                П.Синявский
Все играют, стоя. Музыкальное сопровождение звучит в исполнении баяниста или фонограммы.

ВЕДУЩИЙ 2: В детстве все ново, волшебно и маняще. Давайте попытаемся вернуть это состояние с помощью игры «Самолетик».
Я приглашаю принять участие  в этой игре 10 участников. И, конечно, ими будут и взрослые и дети. Попробуйте, как в далеком детстве, сложить из бумаги самолетик и пустить его в зал к зрителям. Чей самолетик долетит дальше, тот и победитель. А наградой победителю будет вкусная конфета. Уважаемые зрители, после того, как будет определен  победитель, вы можете поиграть с самолетиками, пуская их по залу друг другу.

Игра проходит на фоне любой веселой мелодии под аккомпанемент баяниста или фонограммы. Приготовить для игры 10 листов бумаги.

ВЕДУЩИЙ 1: В детстве мы довольно часто придавались  веселью и смеялись даже без всякого повода. Так давайте посмеемся. Я буду читать вам стихотворение Вильяма Смита «Потехе час!», а вы будете повторять по моей команде слова из этого стихотворения.
-Ура! Как раз 
Потехе час!
Расхохотался Дикобраз-
Ха-ха! (все повторяют)
-Хи-хи! - сейчас же подхватил
Веселый нильский Крокодил-
Ха-ха, Хи-хи! (все повторяют)
-Хе-хе! - откликнулся Жираф,
Высоко голову задрав-
Хи-хи! Хе-хе! (все повторяют)
Хо-хо! - раздался хохот Льва.
Хо-хо! Хо-хо! У-ху! (все повторяют)
Смеялись все - и млад, и стар.
Смеялся Ворон: - Кар-кар-кар! (все повторяют)
Смеялся Песик:
- Гав, гав, гав! (все повторяют)
Кто веселится - тот и прав!
На небо поднялась Луна - 
Заулыбалась и она.
По всей Земле: у вас, у нас - 
Везде настал Потехе час!
Ха-ха! Хи-хи! Хе-хе! Хо-хо! Уху-уху! Кар-кар! Гав-гав! (все повторяют).
ВЕДУЩИЙ 2: Шутка-минутка, а зарядит на час. Давайте послушаем как говорят 
наши дети. А говорить они будут устами участников художественной самодеятельности.

- Если ты не будешь есть кашу, я позову Бабу-Ягу.
-Мама, неужели ты думаешь, что Баба-Яга будет есть эту кашу?

Мама спрашивает:
- Галочка, а что вы сегодня кушали в садике?
- Рыбу.
- А с чем?
- С чем, с чем , с костями!

- Дедушка, а у тебя есть зубы?- спрашивает внук.
- Нет, внучек.
- Ну, тогда подержи мой пряник, а я пока попрыгаю.

- Мама, ты где родилась?
- В Сибири.
- А папа?
- В Крыму.
- А я?
- На Урале.
-А как же мы все встретились?

Бабушка спрашивает:
- Что тебе купить на день рождения, внучек?
- Пластинки, бабушка.
- А какие, я не знаю?
- А ты послушай, и которые тебе не понравятся, те и купи.

Вовочка надевает на ботинки галоши.
Мама говорит ему:
- Вовочка, на улице сухо, грязи нет.
- Мамочка, но ты всегда говоришь, что я ее нахожу.

ВЕДУЩИЙ 1: В саду учились мы считать
И рисовать, и танцевать,
Разучивали роли.
Доска и мел, и карандаш,
Учебники, тетрадь, гуашь…
Почти совсем, как в школе.
ВЕДУЩИЙ 1: Вы все, наверно, поняли, что сейчас мы с вами будем заниматься.
Занятия - это, конечно, очень серьезное дело, но если соотнести это с возрастом детей, то ясно, что и здесь не обойтись без игры, шутки, забавы. Следующая наша игра «Составь слово».В часть слова нужно вставить женское имя, чтобы получилось целое слово. Например, пол-Яна (Поляна).
А дальше - сами.
кор-Зина (корзина)
под-Лиза (подлиза)
чер-Ника (черника)
се-Кира (секира)
ма-Лина (малина)
в-Анна (ванна)
сеньо-Рита (сеньорита)
г-Роза (гроза)
кар-Тина (картина)
еже-Вика (ежевика).

Побеждает и получает сладкий приз тот, кто больше образует слов.

ЧТЕЦ (участник художественной самодеятельности):
Кто вечно хнычет
И скучает,
Тот ничего не замечает
Кто ничего 
        Не замечает,
Тот ничего
Не изучает
Кто ничего 
Не изучает
Тот вечно хнычет
И скучает.
ВЕДУЩИЙ 2: Только мы вам скучать в нашем детском саду не дадим. Спасут вас от скуки веселые частушки в исполнении участников художественной самодеятельности.

Частушки.
Катя спутала немножко:
Стала куклу одевать,
В рукава продела ножки –
ручки некуда девать!

Рисовал картину Вася:
Он художник, спору нет!
Но зачем свой нос раскрасил
В синий, желтый, красный цвет?

Говорил друзьям Сережа:
-Смел я, ловок и силен!
Вдруг навстречу вышел ежик,
И смельчак полез на клен!

Станет Коля одеваться
Ждать его – терпенья нет!
Мы успеем нагуляться,
Ну, а Коля не одет!

Вот рассеянная Клава
Башмаки не разберет:
-это левый или правый,
Может быть, наоборот?

ВЕДУЩИЙ 1: За веселую частушку
        Я дарю тебе …
ВЕДУЩИЙ 2: Игрушку.
ВЕДУЩИЙ 1: Правильно. Предлагаю нашим «воспитанникам» закончить это двустишье. Побеждает и получает сладкий приз тот, кто назовет больше рифмующихся слов.
    За веселую частушку 
    Я дарю тебе … 
(катушку, зверюшку, лягушку, подушку, кадушку, хлопушку, ловушку, индюшку, горбушку, кукушку, колотушку и т.д.)
ВЕДУЩИЙ 2: Посмотрите на своих детей и продолжайте забывать, что мы с вами взрослые, серьезные люди.
    Что вы знаете, ребятки,
    Про мои стихи-загадки?
    Где отгадки- там конец.
    Кто подскажет - молодец.

    Угадайте, о каком инструменте идет речь?
    Колокольчики на нем,
    о нему мы громко бьем,
     ним играть сейчас мы будем,
    Дайте в руки звонкий… (бубен)

    Очень весело и четко
    Затрещит сейчас... (трещотка)

    Если скучно нам немножко,
    То возьмем мы в руки… (ложки)

    Звон летит во все концы
    То играют… (бубенцы)
    
«Воспитанники», отгадавшие загадки первыми, создают оркестр и играют на этих инструментах под фонограмму песни из репертуара Наташи Королевой «Маленькая страна».
(Подготовить для конкурса бубен, трещотку, ложки, бубенцы)

ВЕДУЩИЙ 1: Для поднятия жизненного тонуса я предлагаю вам еще одну игру - «Необыкновенный хор». В этом хоре я буду дирижером, а вы - исполнителями. Для этого мы делим зал на несколько групп, каждая из которых выбирает себе животное с характерным для него языком. Например, гав, мяу, бе-е, и-а, му, ква, га-га. Петь мы будем «Песенку крокодила Гены» на языке животного, которого выбрала каждая группа. Я показываю дирижерской палочкой на первую группу, которая начинает петь. Дальше по очереди показываю на каждую группу, которая продолжает песню, начатую предыдущей группой, но уже на своем «языке».

(Подготовить для конкурса дирижерскую палочку.)

ВЕДУЩИЙ 2: «Родители - это наша боль» - сказал однажды один первоклассник. Что кроется за этими словами? Возможно, желание просто больше общаться с вами. Общайтесь больше с детьми. Дети – гении общения. А самый простой способ общения с ними – это игра.
ВЕДУЩИЙ 1: Взрослые очень часто напоминают мне «человека в футляре». Давайте попробуем  освободиться от этого футляра и просто подурачиться. Наверняка среди вас есть специалисты по гримасам, по умению строить рожицы и дразниться. А помогут нам в этом ваши дети. Следующая наша игра называется «Рожицы».
Сейчас мы все вместе будем напевать песенку на мелодию «Жил-был у бабушки серенький козлик» и изображать различные рожицы.
Всем детям нравится
Рожицы строить,
Всем детям нравится
Рожицы строить!
Вот так, вот так 
Рожицы строить
Вот так, вот так
Рожицы строить.

На словах «Вот так» все строят рожицы и гримасничают. Игру можно повторить несколько раз.

Номер художественной самодеятельности.


ВЕДУЩИЙ 2: Андрей – воробей,
Не гоняй голубей, 
Если будешь гонять,
Улетишь под кровать.

Вспомнили, как в детстве дразнили друг друга и никому не было обидно. Наоборот, дразнилки вызывали смех и веселье.
Приглашаем на сцену желающих «подразниться». А для этого нужно достать из волшебной книги карточку с текстом дразнилки и прочитать ее.

(Подготовить 7 карточек с дразнилками. Вложите карточки в любую детскую книгу).

Тексты дразнилок.
1. Федя – медя
   Съел медведя,
   Упал в яму,
   Крикнул маму!

2. Райка - балалайка
   В доме не хозяйка.
   В огороде сидела,
   Всю капусту поела.

3. Шла Саша по шоссе
    И сосала сушку,
    А потом пришла домой,
    Села на индюшку.

4. Федорок с вершок,
    Голова с горшок,
    Шапка колышком,
    Ножки бревнышком.

5. Сережка-карежка
   Долгая ножка,
   Тоненькая шейка,
   Лыкова шлейка.

6. Федот худ,
    Голова с пуд,
   Нос крючком,
   Хохол клочком!

7. Яшка, Яшка,
    Синяя рубашка,
    Синие штаны
    С левой стороны.

ВЕДУЩИЙ 1: Если песенка всюду поется,
Если песенка всюду слышна,
Значит, весело всюду живется,
Значит, песенка всюду нужна.

Нельзя не согласиться со словами знаменитого детского поэта Сергея Михалкова. Так давайте все вместе споем любимые нами детские песни.А в песенное ассорти я предлагаю следующие песни:
«В траве сидел кузнечик» (сл. Н. Носова, муз. В. Шаинского), «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского), «Антошка» (сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского), «Чунга-Чанга» (сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского).
Тексты песен.
1. В траве сидел кузнечик,
   В траве сидел кузнечик,
   Совсем, как огуречик,
   Зелененький он был.
Припев:
   Представьте себе,
   Представьте себе,
   Совсем, как огуречик.
   Представьте себе,
   Представьте себе
   Зелененький он был.

2. От улыбки хмурый день светлей,
   От улыбки в небе радуга проснется.
   Поделись улыбкою своей,
   И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
   И тогда наверняка
   Вдруг запляшут облака
   И кузнечик запиликает на скрипке…
   С голубого ручейка
   Начинается река,
   Ну, а дружба начинается с улыбки.

3. Антошка, Антошка,
   Пойдем копать картошку.
   Антошка, Антошка,
   Пойдем копать картошку.
Припев:
  Дили-дили, трали-вали,
  Это мы не проходили,
  Это нам не задавали.

3. Чунга-Чанга, синий небосвод,
   Чунга-Чанга - лето круглый год,
   Чунга-Чанга - весело живем,
   Чунга-Чанга - песенку поем.
Припев:
  Чудо-остров, чудо-остров,
  Жить на нем легко и просто,
  Жить на нем легко и просто,
  Чунга-Чанга!
  Наше счастье постоянно,
  Жуй кокосы, ешь бананы,
  Жуй кокосы, ешь бананы, Чунга-Чанга.
(Песни можно исполнять под аккомпанемент баяниста, пианиста, караоке).

ВЕДУЩИЙ 2: Последняя песенка напомнила мне, что настало время обеда в нашем детском саду.
Рая, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько,
Не жалейте мыла!
Я уж стол накрыла.
Всем поставила приборы,
Всем салфетки раздала.
Прекращайте разговоры -
Я вам супу налила.
ВЕДУЩИЙ 1: Приглашаем 5 «воспитанников» вместе со своими детьми принять участие в конкурсе «Накроем стол для куклы». Кто правильно сервирует стол, получит сладкий приз.

Вариант сервировки (дается для оценки конкурса):
1. Салфетка под глубокую тарелку для супа.
2. Большой нож и вилка для второго блюда. Нож кладется с правой стороны  рядом с тарелкой, вилка с левой стороны- рядом с тарелкой.
3. Большая ложка для супа кладется с правой стороны тарелки после ножа.
4. Слева от вилки кладут салфетку.
5. Стакан для напитка ставят с правой стороны над кончиком ножа.
6. Маленькая ложка для компота или другого напитка кладется с правой стороны тарелки после ложки для супа.
(Подготовить к конкурсу 5 столиков, 5 суповых ложек, 5 чайных ложек, 5 вилок, 5 ножей, 5 стаканов, 5 суповых тарелок, 5 салфеток под тарелки и 5 салфеток для вытирания, 5 ножей).
Пока участники конкурса сервируют столы,зрители смотрят номер художественной самодеятельности.
ВЕДУЩИЙ 2: Настало время угостить всех наших «воспитанников»  «супом». Приглашаем на сцену 7 смельчаков, желающих стать участниками нашего следующего конкурса.
На столике стоят тарелки, наполненные водой до самых краев.
Нужно отнести тарелки к зрителям, и при этом постараться не пролить ни капли. Дети помогают взрослым, а взрослые - детям.

(Подготовить к конкурсу 7 глубоких тарелок, заполненных водой)

ВЕДУЩИЙ 1: Не теряйте способность удивляться и радоваться!
Странный совет? Вовсе нет. Способность удивляться и радоваться окружающему миру - это главное качество, присущее нам в детстве.
Я попробую сохранить в вас это качество. А для этого мы займемся выдуванием мыльных пузырей, что так умиляет наших детей.
ЧТЕЦ: Осторожно - пузыри…
- Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят!
- Мой со сливу!
- Мой с орех!
- Мой не лопнул дольше всех!

Подготовьте для этой забавы 2 набора для выдувания мыльных пузырей. Наборы передаются от зрителя к зрителю на фоне любой веселой мелодии.

ВЕДУЩИЙ 2: Дорогие «воспитанники»,наслаждайтесь процессом, любуйтесь завораживающим переливом цветов, причудливыми метаморфозами мыльных шаров, удивляйтесь и радуйтесь!
ВЕДУЩИЙ 1: Вот и позабавились. А сейчас попрыгаем. Прыгать будем через детскую скакалку. Поистине чудесная вещь, о волшебстве которой вы успели подзабыть. А мы вам напомним.
Прыгаем, проговаривая в слух какую- нибудь считалочку, запомнившуюся с детства.
Ну, например, эту:
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной -
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!

Детские считалочки оказывают магическое воздействие на энергетику вашей души. Желающих подзарядиться приглашаем на сцену. Победителем станет тот, кто пропрыгает от начала до конца считалочки.

ВЕДУЩИЙ 1: Вы люди уже взрослые,
Достаточно серьезные.
И коль случится вам хандрить,
Рекомендуем посетить
Мир кабаре.
Что всех пленил,
Всех восхитил и покорил.

Концертный номер. Участники художественной самодеятельности исполняют танец.

ВЕДУЩИЙ 2: А я приглашаю вас в танцкласс. Посмотрите, пожалуйста, танцевальную комбинацию популярного танца «Маккарена».
«Раз» - вытянуть правую руку вперед.
«Два» - вытянуть левую руку вперед.
«Три» - правую руку на левое плечо.
«Четыре» - левую руку на правое плечо.
«Пять» - правую руку за голову.
«Шесть» - левую руку за голову.
«Семь» - правую руку за правое бедро.
«Восемь» - левую руку за левое бедро.
Танцуют все!

Танцкласс проводится под песню «Маккарена».

ВЕДУЩИЙ 1: Стоп, стоп, стоп! Мы совсем забыли про тихий час, заигрались. А не мешало бы поспать. Сон обладает удивительными возможностями для обретения счастья. Если  нужно снять стресс, позитивно настроится на волну успеха и удачи - поспите днем, или хотя бы подремлите.
Как приятно дремать под хорошую сказку! Попробуйте вспомнить, кто из какой сказки говорил такие волшебные слова:
- По щучьему велению, по моему хотенью. (Емеля. «По щучьему веленью».)
- Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка-дурачок. «Сивка-бурка»)
- Раз, два, три! Горшочек, вари! (Девочка из сказки братьев Гримм. «Горшок каши»)
- Крекс, пекс, фекс!(Буратино. А.Толстой «Золотой ключик»)
- Бамбура, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики. (Бастинда. А.Волков. «Волшебник изумрудного города»)
- Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! (Василиса Премудрая. «Царевна-лягушка»)
- Избушка, избушка, стань по–старому, как мать поставила, к лесу задом ко мне передом. (Иван-царевич. «Царевна–лягушка»).

А сейчас я приглашаю на сцену «воспитанников», которые попробуют рассказать нам сказку Алексея Толстого «Золотой ключик» в кратком изложении. Один начинает, другие продолжают.
ВЕДУЩИЙ 2: Не успели подремать,
Снова начали играть.
Движенье-это жизнь. Наши дети являются наглядным подтверждением этому. Если
их вовремя не остановить, так и будут бегать, прыгать и скакать. Берите пример с них. И тогда никакая гиподинамия вас не настигнет. Играем в игру «Пчелиный рой».
Приглашаю на сцену 9 участников - это «пчелы».Пока звучит музыка, они бегают -«летают» - и жужжат. Как только музыка останавливается, каждый должен схватить цветок. А цветков всего 8.
Тот, кому не досталось цветка, выходит из игры. Затем один цветок убирают и вновь включают музыку. Побеждает участник, в руках  у которого будет последний цветок.
ВЕДУЩИЙ 1: В саду жилось нам весело,
Мы пели и плясали…
И даже не заметили,
Как вдруг большими стали.
Вот и закончился наш курс «детотерапии».
ВЕДУЩИЙ 2: Куда уходит детство?
В недальние края.
К ребятам по соседству,
Таким же, как и я…
Храните в себе детское начало. С ним легче быть взрослым.

Ведущие:     Лекарство от скуки не купишь в аптеке…
Развеяться можно на дискотеке.
ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ НА ДИСКОТЕКУ! 
(дискотека проводится в фойе)
                                                                          Автор-составитель:
                                                                 Зав. организационно-
                                                                  методическим отделом КСРК
                                                                   Т.А.Михайлина.
Список литературы.
1.    Песни для детей. – М.: Омега, Денис Альфа,1995.
2.    Бесова М. Давайте играть! Игровые программы для дошкольников и младших школьников. Ярославль: Академия Развития, 2007.
3.    Краснощеков М.Ю. Книга сюрпризов, золотых идей, рекордов и достижений». Ростов-на–Дону: Феникс, 2005.
4.    Панкова Л.А.. Тамада (семейные праздники. - Москва, 2005.
5.    Тимофеев О. Новые рецепты любимых праздников. М.: Атберг-98, 2006.
6.    Потешки и забавы для малышей. - М.: Сов. Композитор, 1992.

Приложение

ИГРЫ «на скорую руку».
«Кенгуру»
Кто дальше пропрыгает с воздушным  шариком, зажатым между коленями.

«Эквилибристы»
Кто дольше продержит воздушный шарик на карандаше.

«Кто дальше»
Кто дальше метнет воздушный шарик.

«Кто быстрей»
Ползание с подталкиванием шарика вперед головой.

«Сладкоежка»
Кто быстрее съест шоколадку.

«По ниточке, по ниточке»
На пол кладется тонкая веревка. Пробежать по веревке.

«Гример»
С завязанными глазами долькой шоколадки накрасить губы соседу.

«В ежовых рукавицах».
В больших рукавицах собрать мелкие   предметы (пуговицы, спички, мелкие игрушки).

«Шляпа набекрень».
Наденьте шляпу на голову. Сделайте движенье головой так, чтобы шляпа улетела с головы  как можно дальше.

«Узелки»
Кто быстрее развяжет все узелки на веревке.

«Свеча»
Ведущий быстро проносит зажженную свечу перед лицами участников.  Задача игроков успеть задуть свечу. Выигрывает тот,кому удалось это сделать.

«Автограф»
Участники конкурса получают по листу бумаги и по ручке. По команде ведущего игроки идут в зал и за одну минуту пытаются собрать как можно больше автографов.