Земля - наш дом родной

Автор: Мартынова Н.В.
Год издания: 2004
Вид работы: Сценарий мероприятия
Тема: Сценарий познавательно – игровой программы по экологии
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Клубы и местные организации ВОС
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО

ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ РОДНОЙ!

 

Сценарий

познавательно – игровой программы по экологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА

2004

 

 

 

В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, убеждений и идеалов обусловливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится интеллектуально – познавательным  играм. Данная экологическая познавательная игра, знакомит детей и напоминает взрослым о сложной проблеме загрязнения планеты, от решения которой зависит, в конечном счете, само существование человека. В экологической игре «Земля – наш дом родной» могут принять участие дети в возрасте от 11 лет и их родители.

В период подготовки формируются команды, которые должны придумать себе название, девиз, инсценировку на экологическую тему. Определяется состав жюри.   Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе. После каждого блока конкурсов жюри объявляет итоги, и вручает командам  зеленые листочки. Командам следует приготовить плакат с нарисованными деревьями без листьев и названием команды.  Каждый листок -  один балл.

На викторину команды получают  по три таблички-указателя с цифрами «1», «2», «3». На каждый задаваемый вопрос ведущий дает три варианта ответов. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа. Викторина оценивается по одному баллу за вопрос.

Следует подумать об оформлении зала и сцены. На заднем плане сцены можно разместить изображение земного шара, покрытое разноцветными бумажками, на которых нарисован различный мусор. При каждом заработанном той или иной командой балле снимается одна бумажка – идет как бы процесс очищения земного шара от мусора. Весь необходимый реквизит для игр, предусмотренных  в сценарии, нужно приготовить заранее. 

  

Ведущая: Есть просто храм,

                 Есть храм науки.

                 А есть еще природы храм –

                 С лесами, тянущими руки

                 Навстречу солнцу и ветрам.

                 Он свят в любое время суток,

                 Открыт для нас в жару и стынь,

                 Входи сюда,

                 Будь сердцем чуток,

                 Не оскверняй ее святынь!

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена охране природы.  Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу, среди цветущего поля, высоко в горах, прислушайтесь, и вы услышите чудесные звуки земли, которую так ласково называли Матерью-Землею.

Ведущий: Древние люди поклонялись Матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от нее. Человек тогда знал, что Земля его поит, кормит, одевает и обувает, веселит и карает. Но постепенно он стал отгораживаться от окружающего его мира.

Ведущая: Люди научились строить заводы, самолеты, ракеты и многое другое. То, что облегчает жизнь человека. Но, как ни странно, делая для себя доброе дело, люди долго не задумывались о том, как они воздействуют на природу.

Природу можно быстро и легко поранить и тем самым нанести вред самому себе.

 

Ведущий: Слово «Экология» впервые более ста лет назад придумал немецкий ученый Эрнест Геккель. Тогда мало кто его понял, и про слово вскоре забыли.

Ведущая: Сегодня слово «Экология» стало самым известным. Каждый день, каждый час оно на устах у людей. Бросил на траву бумажку, и она закрыла ее от солнца. Трава начинает желтеть, вянуть. И после этого она не в состоянии очищать воздух от пыли и вредных газов. А если не один, а каждый человек бросит по бумажке? Земля очень быстро покроется горой мусора, растения погибнут, и образуется пустыня.

Ведущий: Друзья, вот эта планета (показывает на изображение земного шара) – колыбель человечества. Наш дом. И пусть он всегда будет чистым и уютным домом для людей, животных, птиц и растений. И начинать беречь нашу планету нужно со своего села, со своей улицы, со своего дома.

И я попрошу команды представить себя.

 

Команды поочередно зачитывают девизы.

 

Ведущая: Вся природа просит защиты! Земля, вода, лес – наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье. Природа безмолвна, но на нашем турнире она обретает дар речи.

 

Выходит девушка в образе «матушки природы» звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года». или Т. Красева,  М. Исаковского. «Летний вальс».

 

Природа: «Покорять природу», «Не ждать от нее милости» - эти лозунги не столь далекого времени сделали свое недоброе дело. Из богатейшего набора флоры и фауны исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как некое чудо. Настало время подумать над вопросом: выживут ли будущие поколения земли? Смогут ли дети XXI века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов? 

Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения. И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что они обозначают.

 

Проводится конкурс «Расшифруйте знак».

Эскизы предупреждающих знаков приготовить заранее. Ведущий рассказывает содержание знаков.

 

ПРИМЕРЫ ЗНАКОВ

 

       
 
   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природа: Знаки вы знаете, молодцы, но знание и действие человека всегда расходятся. Человек опасен для меня своими бездумными поступками, уничтожая все живое. Каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.

А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдете из ситуаций, которые могут встретиться в природе. Задача первая.

 

Перед вами - озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего сезона в него попадает много свинцовой дроби, отравляющий дно и воду водоема. Для пищеварения уткам необходимо заглатывать камешки. Но вместе с камешками они заглатывают и дробинки и нередко погибают от отравления свинцом. Ваша задача - помочь уткам: с завязанными глазами  на ощупь выбрать дробинки от гальки на дне бассейна (или таза).

 

Для игры устанавливаются два детских резиновых бассейна (таза). Команды соревнуются.

 

     Природа: За лето на озере побывало много отдыхающих и вода покрылась слоем мусора. А у уток появилось потомство. Чтобы утята могли плавать по чистому озеру, надо очень быстро очистить водоем.

 

Используются те же бассейны (тазы), они заполняются мусором, команды аквариумным сачком  собирают мусор.

 

Природа: Вот эту птицу (показывает в корзине чучело  утки из кабинета биологии,  или игрушечную утку, если нет возможности показать настоящую) я нашла на озере, ее братья и сестры смогли улететь, а она - нет, ей подбили крыло. Теперь эта утка будет жить в зоопарке, как многие птицы и звери. Они никогда не смогут увидеть мест, где они родились, никогда не смогут подняться в небо, потому что по вине человека остались искалеченными. Как вы поступите, встретив в лесу маленького птенца?

 

(Ответы команд)

 

Природа: Правильно, птенцов никогда не следует трогать руками и уносить домой. В природе о них заботятся их родители, которые находятся неподалеку.

- А какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева и вниз, и вверх головой? А какая только вверх?

 

(В любом направлении по стволу может передвигаться поползень, а пищуха и дятел передвигаются по стволу только вверх головой. Это объясняется тем, что дятел и пищуха при движении по стволу опираются на упругий хвост, у поползня хвост короткий и в передвижении по деревьям не участвует).

 

- Как отличить ласточку от стрижа?

(Стриж крупнее ласточки. Его тело как сверху, так и снизу темное, почти черное, и лишь горло светлое. В полете стриж пронзительно «визжит», а ласточки щебечут. Рея в воздухе на большой высоте, стриж часто совершенно не двигает своими серповидными крыльями, а ласточки в полете часто ими машут. Стрижи весной прилетают к нам всегда позже ласточек, а осенью улетают раньше).

 

Жюри объявляет итоги  приветствия  команд и первого конкурса,  команда получает зеленые листочки.

 

Природа: В лесу у меня есть помощник - дядя Вася, пойдемте к нему в гости.

Лапы елок прикрыли избушку,

Где живет дядя Вася - лесник

Приходите к нему на опушку,

Всех приветливо встретит старик.

Дядя Вася про птиц вам расскажет,

Вспомнит, как подстерег он лису,

Самый лучший малинник покажет

И грибные местечки в лесу.

 

Выходит дядя Вася с корзинкой грибов, проводится конкурс «грибники». Грибные макеты приготовленные заранее  из бумаги, картона или поролона, расставляются на «поляне». Задача команд - собрать только съедобные грибы.

 

Природа: Отправляясь в путь по лесу, нужно перейти ручей. Для этого команды выкладывают поленья на небольшое расстояние (на сколько метров, организаторы рассчитывают сами). При переходе «моста» участники не должны оступаться, наступать на землю или падать, а кто наступит мимо бревна - сходит с дистанции.

 

(проходит игра)

 

Природа: В лесу встречается много трав, и вы этими травами пользуетесь. А вот о какой траве сейчас пойдет речь.

Дядя Вася: Лес не только для нашей забавы,

                   Он - богатство нашей страны.

                   Все деревья в нем, ягоды, травы

                   Нам на пользу, друзья, взращены.

 

О лекарственных травах издавна слагались легенды, предания, сказки, былички.

Конкурс «Угадай траву»

Дядя Вася зачитывает каждой команде по подсказке.

Примерные подсказки:

- «Как нельзя без муки испечь хлеб, так без этой травы нельзя лечить многие болезни», - говорили народные лекари и называли это растение травой от 99 болезней.

 

- В старину лечили этой травой самые разнообразные недуги. Настойку горького «травника» пили при простуде, при болезни сердца и просто для укрепления организма. Наружно употребляли при ранах, язвах, ожогах, как кровоостанавливающее и вяжущее средство.

 

- Эта трава считалась волшебным растением. В сельской местности, набивая детям матрацы, к соломе обязательно добавляли богородскую траву, чтобы ребенку снились сладкие сны, и эту траву, чтобы запах его ограждал ребенка от испуга во сне.

 

- Старики считали, что эта трава отгоняет злых духов, болезни и предохраняет человека от нападения диких зверей.

 Практически не было и нет до сих пор сборов, в которые не включали бы эту траву в качестве основного или вспомогательного лекарственного средства.

 

Последняя подсказка.

Много трав растет полезных

На земле страны родной,

Могут справятся с болезнью

Мята, пижма, ….

Правильный ответ (Зверобой).

 

Конкурс «Полевой букет»

По очереди называются полевые цветы. Победителем станет тот, кто последим вспомнит название цветка.

 

Конкурс «Чьи в лесу шишки».

Один участник с корзиной встает напротив команды и на голос: «кидай – ловлю», участники по очереди кидают шишки. Чья команда закинет больше шишек, та и победит.

 

Конкурс «Угадай по запаху».

Одному из участников завязывают глаза и дают понюхать различные предметы: яблоко, кусок мыла, цветок, духи, хлеб, какую-либо из специй, луковицу, книгу и т. д. Если играющий определяет 2-3 запаха,  получает зеленый листок.

 

Жюри подводит итоги, вручает зеленые листочки.

После игровых конкурсов начинается художественная часть.

 

Звучит фонограмма – вступление песни из мультфильма «А может быть, ворона».

 

Ведущая:  Сегодня вам расскажем, а может не расскажем,

                  А может быть покажем мы сказочку сейчас.

                  Она вам не известна, а может быть, известна,

                  Но будет интересно увидеть еще раз.

 

  Мы с вами все мечтаем, от сказок ожидаем:

  Загадок, приключений и чуда ждем всегда

  Но это уж как водится, загадки в них находятся,

  Ведь сказки не обходятся без чуда никогда. 

 

Первыми могут выступить участники художественной самодеятельности. Действующие лица расположены в тех же позах, что на картине В.Г. Перова «Охотники на привале». Но вместо убитой дичи на переднем плане – авоська с консервами и несколько бутылок лимонада.

 

1 Охотник (продолжая рассказ): Иду я, значит, по лесу, а на меня из-за кустов – волчище. Пасть – во! Глаза горят!…

2 Охотник: (перебивая): Ну, ты и хватил, Петрович!

1 Охотник: А что?

2 Охотник (насмешливо): А то, что волков в этих лесах годов сорок уж как истребили!

3 Охотник: Да не спорьте вы! Петрович, давай дальше!

1 Охотник: Да… Так этот волк… То есть, я вспомнил – это была лиса. Точно! Рыжая такая, хвостом туда – сюда. Я ее на мушку взял…

2 Охотник (хохочет):  Ой, не могу! Не могу! Надо же, лису увидел!

3 Охотник (примиряюще): Ну, чего ты к нему пристал?

2 Охотник (с вызовом): А чего он? (Первому) Может, ты лес с зоопарком перепутал?

1 Охотник (смущенно): Ничего я не перепутал…

2 Охотник: Вот в зоопарке звери точно водятся, а в наших лесах из животного мира одни туристы остались.

1 Охотник: А может, я того… и впрямь, в темноте перепутал? Ну конечно! То не лиса была, а этот… как его?.. с ушами… который все от волка бегает?

3 Охотник: Заяц, что ли?

1 Охотник: Точно! Косой такой…

2 Охотник: (третьему):  Да не слушай ты его! Это он с мультиком перепутал. Правда, Петрович? Там еще волк все время кричит: «Ну, заяц, погоди!»

Он у тебя так не кричал? (Довольный, хохочет).

1 Охотник: Ох, и скучный ты человек!

2 Охотник: Не скучный, а трезвомыслящий.

1 Охотник (в сердцах): Думаете, я не знаю, что наши леса пустые и вытоптанные стоят? Что в них поганки - и те уже не растут? Да я ружье-то с собой давно не ношу. Один чехол, для вида. Что же мне - и помечтать нельзя?

2 Охотник: Ладно, не сердись, Петрович! У самого муторно на душе. Почему же мы зачастую равнодушны к природе, твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы еще придем просить прощенье.

У этих рек,

Барханов

И болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом

Думать неохота.

Сейчас нам не до этого.

Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц

И реки без воды…

Все меньше – окружающей природы…

Все больше – окружающей среды.

 

Команды показывают свои инсценировки.

Жюри объявляет итоги конкурса.

 

Дядя Вася: Богаты мы!

                   Но считанные птицы

                   Над считанными рощами летят.

                   Дрожит камыш на считанных озерах,

                   И считанные рыбы плавают в реке,

                   И восковые считанные зерна

                   Неслышно зреют в малом колоске.

                   Неужто внуки лишь по Красной книге

                   Узнают, как богаты были мы!

 

Ведущая: У меня в руках Красная книга. Все знают, что в нее заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

 

Ведущий: Лес напоминает многоэтажный дом. На каждом этаже свои  растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и окружающим миром. Лес – наш зеленый друг, это наша здравница. Он очищает воздух от пыли, обогащает его кислородом, лесной воздух имеет целебные свойства, лес украшает нашу землю. Он является хранителем влаги и защитником почвы от размыва.

Он оберегает реки от обмеления, поля от засухи. Лес полон жизни. Наш долг - бережно относиться ко всем живым существам.

Природа: Каждый куст берегите ребята,

                 Где росток ты увидишь простой

                 Может вырасти дуб в три обхвата,

                 Березняк иль малинник густой.

                 А уж сколько орехов и ягод

                 Так, пожалуй, считай – не сочтешь!

                 Сердцу любо, коль знаешь, что за год

                 В сосняке разрослась молодежь.

 

Здесь можно исполнить песню «Не рубите дерева» - из репертуара ансамбля «Любэ».

 

Ведущая: В душе каждого человека живет любовь к своему родному краю, где растут единственно красивые деревья. Мы должны помнить всегда, что живые деревья – это безопасность человека, а их гибель – его гибель.

Давайте попробуем узнать что-то новое о них.

  1. Листья каких деревьев осенью краснеют?

(Рябина, осина, клен).

  1. Какое дерево в средней полосе России цветет последним в году?

(Липа цветет позднее всех. После этого не цветет ни одно дерево до следующей весны).

  1. Про какое дерево сказано, что у него

Первое дело – мир освещать,

Второе дело – крик утишать,

Третье дело – больных исцелять,

Четвертое дело – чистоту соблюдать?

(Береза. Так как из нее делают лучины, деготь, лекарства, веники).

  1. В каком лесу более влажная почва – там, где больше брусники или черники?

(Черника более влаголюбива чем брусника, и почва под ней более влажная).

 

Дядя Вася: А Я хочу загадать вам пару загадок о деревьях.

В белом сарафане стояла на поляне.

Летели синицы, сели на косицы. (Береза).

 

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

 

Что за дерево стоит?

Ветра нет, а лист шумит. (Осина).

 

Весной зеленела, летом загорела.

Осенью надела красный сарафан. (Рябина).

 

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха).

 

Природа: Молодцы, знаете деревья и их целебные свойства. Но деревья еще служат домом и укрытием для птиц, и птенцов.

 

Доброе дерево, старые ветви,

В листьях запутались шумные ветры.

Сколько птенцов под густою листвою.

Ты укрывало от стужи и зноя.

Старые ветви ночами не спали,

Чтобы на землю птенцы не упали.

Чтобы им с дерева, словно с порога,

В синее небо открылось дорога.

Лето промчится и перед зимою

Дерево птицам помашет листвою.

Будет потом ему сниться и снится,

Как по весне возвращаются птицы.

Их не пугают опасные кручи,

Белые молнии, черные тучи.

Птицы на родину мчатся уверенно,

Зная, что помнит их доброе дерево.

 

Ведущий: Цветы всегда привлекали внимание людей, но красота растительного мира существует не ради человека.  На лугах во Франции вывешены плакаты: «Не рвите нас, сорвав, вы тотчас убиваете и не даете произвести потомство. Цветы» Срывая самые красивые, яркие цветы, вы уносите самые лучшие семена, из-за этого может исчезнуть луговая красота. Луг – это природное сообщество, луга радуют людей своей красотой, используются в сельском хозяйстве. Их охранять необходимо.

Ведущая: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», - говорил великий сказочник  Г.Х. Андерсен. Действительно, цветы и травы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.

Природа: «Есть в травах и цветах целительная сила

                 Для всех, умеющих их тайну разгадать».

  1. Какие цветы носят человеческие имена?

(Роза, Вероника, Лилия, Иван-да-Марья, Василек).

  1. Какой цветок служит домом для маленьких насекомых в ненастную погоду и ночью, почему?

(Колокольчик. Так как он не закрывает свои цветки на ночь).

  1. Назовите другие названия Чабреца.

(Тимьян ползучий, богородская трава, ал-чанга).

  1. Яркие, желтенькие, будто маленькие электрические фонарики, зажигаются эти цветы ранней весной. Пчелы охотно лакомятся их пыльцой, а из листьев этого цветка готовят лекарство от кашля. Листья с верхней и нижней стороны неодинаковы. Вспомните название.

(Мать-и-мачеха. Назвали ее так потому, что с верхней стороны листья гладкие холодные, а с нижней – ворсистые, теплые).

  1. У какой земляники плоды будут слаще, у растущей под деревьями или на открытой поляне?

(Образование крахмала и сахара идет только на свету).

 

Дядя Вася: Лес, поля, издавна кормят человека, лечат его. Люди в повседневной житейской суете берут у Природы все, чего им хочется. От этих поборов скудеет лесное богатство. Сбор лекарственных трав имеет свои правила и их  надо соблюдать.

 

Знакомство с правилами сбора лекарственных трав (см. книгу Е.Т. Валягиной «Лекарственные растения России». – СПБ. 1993. – с. 8-11).

 

Ведущий: Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т. сырья, правда, большая его часть – 97% - идет… в отходы. Львиная доля потребления, а значит  и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

Вопрос «Куда девать мусор?» становится все актуальнее. Я предлагаю вам викторину

 

«Что мы выбрасываем, или золотые россыпи помоек».

ВОПРОСЫ:

  • Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
  1. Пластмасса (Ответ)
  2. Стекло.
  3. Металл
  • Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:
  1. Москвы.
  2. Лондона.
  3. Нью-Йорка

 

  • Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:
  1. Производство упаковочных материалов.
  2. Переработка мусора.
  3. Производство автомобилей.

 

  • Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
  1. Рассортировать.
  2. Собрать в одном месте.
  3. Раскрошить.

 

  • Для того, чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
  1. Компостировать.
  2. Сжечь при специальных условиях.
  3. Переплавить.

 

  • Первоочередная забота при выборе места свалки:
  1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
  2. Ограждение места свалки.
  3. Укомплектование соответствующей техникой.

 

  • Появление «партизанских» свалок влечет за собой:
  1. Загрязнение почвы.
  2. Уродство ландшафта.
  3. Изменение климатических условий (температура, влажность).

 

  • Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или остановке того или иного производства:
  1. Предельно допустимая концентрация вещества.
  2. Наличие тяжелых металлов.
  3. Государственный стандарт качества.

 

  • Вредные выбросы оказывают влияние:
  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
  2. На близлежащие регионы.
  3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет».

 

  • Самая страшная «добавка» к воде:
  1. Бытовой мусор.
  2. Пестициды.
  3. Минеральные удобрения.

 

  • Какую страну называют «мусорным ящиком Европы».
  1. Британию.
  2. Россию.
  3. Польшу.

 

  • Более половины общего количества отходов в странах Европейского экономического сообщества приходится:
  1. На тяжелую промышленность.
  2. На легкую промышленность.
  3. На сельское хозяйство.

 

  • Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?
  1. Газы.
  2. Жидкости.
  3. Твердые вещества.

 

  • Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
  1. Их захоронение.
  2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
  3. Рециркуляция (повторное использование отходов).

 

  • Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем. Называют:
  1. Загрязнением.
  2. Экологическим кризисом.
  3. Интродукцией.

 

  • Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосфере занимает:
  1. Теплоэнергетика.
  2. Нефте – и газопереработка.
  3. Автотранспорт.

 

  • Что такое вермикультура:
  1. Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны.
  2. Специальное разведение дождевых червей (для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы).
  3. Способ определения степени чистоты воды.

 

  • оптимальное решение энергетической проблемы:
  1. Экономия энергии.
  2. Развитие атомной энергетики.
  3. Развитие ветроэнергетики.

 

  • Гарбология – это:
  1. Наука о доме, местопребывании.
  2. Наука, изучающая почву.
  3. Мусороведение.

 

  • Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
  1. 10 лет.
  2. 50 лет.
  3. 100 лет и более.

 

  • Выброшенную бумагу «съедят» невидимки-микробы за:
  1. 1-2 года.
  2. 5-8 лет.
  3. 20 и более лет.

 

2 тур. Не спешите выбрасывать свое будущее (или отходы).

«Устами младенца»

 

Детские высказывания:

 

  1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
  2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
  3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
  4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
  5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса).

 

  1. Ее изобрели китайцы.
  2. У нас ее получают из дерева.
  3. Она легко горит.
  4. Из нее получается очень много мусора.
  5. На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага).

 

  1. Его делают из песка.
  2. Чаще всего оно прозрачное.
  3. Когда падает, оно разбивается.
  4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
  5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло).

 

  1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
  2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
  3. Его издают разные приборы, машины.
  4. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.
  5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

(Шум).

 

  1. Этого почти не видно.
  2. Этого – очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
  3. От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.
  4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
  5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

(Газовые отходы).

 

  1. Это получается, когда становится старым или ломается.
  2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
  3. Это можно сделать и получить деньги.
  4. Из этого можно сделать что-то новое.
  5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

(Металлолом).

 

  1. Всегда черного цвета.
  2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
  3. Это очень вредно.
  4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
  5. Этого много при горении.

(Сажа).

 

  1. Это легче воды.
  2. Это может плавать на воде и не тонет.
  3. В речке этого много, когда в ней моют машины.
  4. Это мешает дышать рыбам.
  5. Это надо удалять с поверхности воды.

(Машинное масло).

 

(После окончания викторины судьи подсчитывают баллы и с изображения земного шара убираются «отходы», соответствующие заработанным каждой командой очкам). 

 

Ведущая: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не надо. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Ведущий: Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

 

Природа: Берегите землю! Берегите

                 Жаворонка в голубом зените,

                 Бабочку на листьях повилики,

                 На проталинках солнечные блики,

                 На камнях играющего краба,

                 Над пустыней тень от баобаба,

                 Ястреба, парящего над полем,

                 Ясный месяц над речным покоем,

                 Ласточку, мелькающую в жите,

                 Берегите землю! Берегите!

 

Заканчивая турнир, жюри подводит итоги конкурсов. Объявляется победитель.

 

Автор – составитель:

методист ОМО КСРК

Н.В. Мартынова.