Честная масленица

Автор: Смирнова Л.Н.
Год издания: 2001
Вид работы: Сценарий мероприятия
Тема: Празднование Масленицы
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Дом культуры, клуб
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ.
Культурно – спортивный реабилитационный комплекс.
Организационно – методический отдел.
     

    

ЧЕСТНАЯ МАСЛЕНИЦА
(Сценарий праздника).

М О С К В А, 
2 0 0 1

Масленицу отмечают в течение недели перед Великим постом, за 56 дней до празднования Пасхи. Масленица состоит из трех частей: встречи в понедельник, разгула или перелома в широкий четверг и прощания в воскресенье. Как праздник народный она начинается с понедельника, как праздник гражданский – с четверга. 
 В качестве праздника она признана и православной церковью, которая называет эту неделю сыропустной, так как в течении нее разрешается есть сыр и масло, не исключая постных дней, среды и пятка,. Потому в этом пестром празднике открывается смесь языческого обряда (колядки, сожжение Масленицы) с христианским обычаем (прощание друг с другом и усопшими).
 Всю неделю масленицы в народе называют также проводами зимы. Она приходится как раз на ту пору, когда победа животворящих сил природы над смертоносной силой мрака и холода становится все ощутимее. 
 Эта неделя расписана буквально по дням. В понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомки,  четверг – разгул, перелом, пятница – тёщины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – целовник, прощеный день, проводы, прощания и прощения. 
На первый день Масленицы наш народ справляет встречу Честной (Благородной) Масленицы. Дети с утра выходят на улицу строить снежные горы.  В тот же день снаряжают соломенную куклу Масляницу, которую потом сажают в сани и возят с позыванием Масленицы. К этому дню устраиваются общественные качели, карусели, балаганы для скоморохов, столы с яствами, катания на тройках с колокольчиками, что напрямую связано с изгнанием злых духов. Ведь они, как известно, боятся, кроме огня и воды, звона металла и всякого шума.
Богатые люди уже с понедельника начинают печь блины, а бедные с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавали нищей братии – на помин усопших – или клали на окошко для душ усопших.
На заигрыши с утра приглашаются девицы и молодцы – покататься на горах, поесть блинов. Здесь высматривают невест да поглядывают украдкой на суженых. Катаниям с гор придавался и особый смысл. В старину существовал обычай лучшим пряхам кататься с гор, причем у той, которая дальше прокатится, будет самый лучший лен.
На лакомки тёщи приглашают своих зятьёв к блинам, а для забавы любимого зятя сзывают всех своих родных. 
В широкий четверг - масленичный разгул: катание в санях по улицам, разные обряды и кулачные бои, которые начинаются утром «сам на сам» и заканчиваются вечером стенка на стенку.   Колядовщики поют коляду, ходят по домам, поздравляют с праздником. Народ сходится  пить сваренное на мирскую складчину пиво и петь песни. В празднично убранных санях в сопровождении поезда песенников и шутов возят по улицам Масленицу.
На тёщины вечёрки зятья угощают своих тёщ блинами. В старину зять обязан был пригласить тёщу лично, а потом утром прислать нарядных зватых. Чем более было зватых, тем более почёта оказывалось тёще. 
На золовкины посиделки молодая невестка приглашает своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, невестка приглашала к себе и своих подруг-девиц. Если золовки были выданы замуж, приглашалась замужняя родня. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками.
В субботу дети возводят снежный городок с башнями и воротами. После они делятся на две части. Одна берется защищать городок, вторая должна занять его. Иногда в этом принимают участие взрослые на конях. После взятия городок разрушают, начинается всеобщее угощение, и все с песнями возвращаются по домам.
Прощеное воскресенье начинается с посещения кладбища, где на могилах просят прощения у покойников. Прощание между домашними бывало после ужина перед сном. Первыми кланялись и просили прощения у родителей дети. 
Проводы масленицы на Руси справляют с разными обрядами. Где-то это прощальный поезд, где-то похороны, но чаще всего  Масленицу сжигают. Иногда вместе с Масленицей сжигают солому, старый хлам, таким образом прогоняя зловредных для человека и его хозяйства духов. Растапливают огнем и ледяные горы, которые строят на масленицу.  Все это - остаток старинного зимне-весеннего обряда очищения огнем. Еще наши предки таким образом пытались повлиять на таяние снегов.
Есть предположение, что масленица в древности была праздником молодоженов и лишь потом стала общим праздником. Во всяком случае, сохранился обычай молодоженам ездить по своим родным отдариваться за свадебные подарки.  
О русской масленице сохранились поговорки: «Не житье, а масленица», «Не все коту масленица», «Масленица семь дней гуляет», «Милости просим к нам об масленице со своим добром, с честным животом», «Пируй-гуляй, баба, на масленице, а про пост не забывай», «Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после радуницы». 
В наше время праздник масленицы проводится в последнее воскресенье перед великим постом. Лучше всего устраивать его на открытой площадке в парке или на людной площади. Еще лучше, если, кроме основной площадки, будет организовано ещё несколько, ведь в план такого праздника входят  катание с гор,  праздничная ярмарка или бесплатное масленичное угощение, выставка-продажа изделий народных промыслов, выступления самодеятельных артистов, качели, карусели, катания на тройках, спортивные соревнования, эстафеты, подвижные игры, конкурс на лучшую снежную скульптуру и т.п.
Ряд мероприятий может быть проведен и в помещении клуба. Время работы дополнительных площадок необходимо  спланировать так, чтобы оно не совпадало со временем проведения праздничного действа на центральной площадке. 
О предстоящем празднике, как правило, оповещают с помощью афиш, объявлений по местному телевидению и радио, информации в газетах, рекламных листовок, которые разбрасывают по почтовым ящикам. 

АФИША
Дамы и господа! Судари и сударыни! Люди добрые!
Милости просим – пожалуйте к нам в гости!
Зиму провожать!
Масленицу встречать!
Весну привечать!
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Сегодня в нашем парке вас ждут самые - самые:
резвые кони,
крутые горы,
веселые аттракционы,
горячие блины,
искусные танцоры и певцы,
лучшие игры, конкурсы и эстафеты!

Хорошо, если реклама отражает характер будущего праздника. Однако, нельзя при этом забывать об основной цели рекламы - четко, кратко и доступно объяснить будущему зрителю, что, где и когда ждет его на празднике. Во время праздника эту информацию до посетителей можно донести с помощью плакатов, указателей, объявлений по радио. 
Незадолго до начала праздника по улице проходит колонна из нескольких радиофицированных машин с зазывалами, или пешее костюмированное шествие с мегафонами. В таких шествиях, как правило, принимают участие музыкальные коллективы (чаще всего это духовой оркестр) и самодеятельные артисты. Задача шествия – собрать на праздник как можно больше народа. По всему пути следования зазывалы повторяют один и тот же текст. Паузы заполняют музыкальные коллективы. Приведем примерный текст такой зазывки:

Подходите, люди добрые!
Никогда такого не было.
Праздник сегодня открываем,
Народ созываем.
Хороший обычай негоже ломать!
Зиму провожать, весну встречать.
Приходите, разомните кости.
Сегодня масленица приглашает в гости.
Мы зовем на праздник всех,
Кто любит песни, пляски, смех.
Ждут вас игры, аттракционы, 
Чудеса из чудес.
Подходите,    времени осталось в обрез.
Подходи, народ честной,
В одиночку и гурьбой,
Пожилые молодые,
Женатые, холостые,
Лохматые, волосатые,
Усачи, бородачи.
В целях веселого времяпрепровождения!
Независимо от возраста и служебного положения!
Все важное и грустное до завтра забыть,
Самому веселиться и других веселить.
На празднике нашем железный закон –
Хмурым, угрюмым  вход воспрещен.
Просим вас обратить внимание –
Нынче праздничное гуляние.
С веселыми товарами,
Русскими самоварами,
Блинами да гармошками,
Расписными ложками!
Быть по сказанному,
Как по писанному!
Пусть веселье у нас
Потечет рекой,
Зазвенит оно 
Силой дивною,
Чтоб на сотни верст
Слышно было бы.
Не ради денег, не ради славы,
А ради шуток, смеха, забавы.
Праздник бывает один раз в год!
Счастлив тот, кто к нам попадет!
Всех приглашаем на праздник наш!
Музыканты готовы? Внимание! Марш!

          Текст зазывок повторяется несколько раз по пути следования шествия. Оно останавливается там, где будет проходить масленичное гуляние. Здесь объявляется программа праздника.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ГЛАВНОЙ ПЛОЩАДКЕ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Первый скоморох
Второй скоморох
Фомич, он же Масленица
Директор
Лектор
Весна
Коллективы художественной самодеятельности

В центре площади возведен помост метров 12 длиной, метров 8 шириной и 1,2 м. в высоту. С трех сторон помост снабжен лесенками. 
Задник помоста представляет собой фанерный макет снежной крепости с воротами, на которых нарисована мишень. Из ворот появляется и подходит к микрофону скоморохи, еще не одетые в народные костюмы.

ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: К нам скорее,
                                К нам скорее.
                                Пободрей, повеселее.
                                К нам поближе подходи – ка
                                Все от мала до велика!
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Подходи, честной народ,
                               И давай знакомиться,
                               Чтобы всем на целый год
                               Этот день запомнился.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Подставляй скорее уши
                                Да внимательнее слушай!
                                Для всех вас сегодня есть
                                Очень радостная весть.
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Собрались?.. Ну, вот и славно!
                               Значит, можно нам забавный
                               Зимний праздник начинать.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Тихо! Буду объявлять.
                                Значит, так. Народ, здорово!..
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Погоди, ты, бестолковый!
                               Ты сначала назовись,
                               Познакомься, осмотрись.
                               Как зовут тебя?
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Ерема.
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: А меня? 
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Тебя - Фома. 
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Да не мне талдычь, кулема - 
                               В микрофон! Аль без ума! 
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: А, сейчас, такое дело... 
                                Праздник, стало быть, большой... 
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Ну? 
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Чего? 
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Опять заело?.. 
                               Отойди. Беда с тобой! 
                               Вот, учись. Здорово, люди! 
                               Здравствуй, все: и стар, и мал! 
                               Славный праздник нынче будет, 
                               Как Ерема объявлял. 
                               По старинному обычью, 
                               В ярком, праздничном обличье 
                               Так же, как и каждый год, 
                               Русский праздник к нам идет. 
                               Власть зимы к концу подходит, 
                               И она от нас уходит. 
                               Нам как можно веселей 
                               Попрощаться нужно с ней. 
                               Для сего и быть гулянью 
                               В парке нашем городском 
                               При собрании людском 
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Быть веселью, песням, пляскам, 
                                Скоморошьим играм, сказкам. 
                                Быть блинам и самоварам, 
                                Коробейникам с товаром, 
 Тройкам быть и каруселям, 
 Балаганам и качелям, 
 Музыканты чтоб в свирели, 
 Дудки разные гудели! 
 Славно зиму провожать! 
 Веселей весну встречать! 
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: А потешникам чтоб быть 
 Веселей и чтоб чудить, 
 Зря народ не задирая, 
 Врать, не слишком привирая! 
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Ну, раз надо для народа... 
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Начинай! 
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Чего? 
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Колода! 
                               Представленье открывай!
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ (гнусным голосом): Начинаем празднование праздника «Проводы русской зимы»! Выступает агитбригада Дворца культуры «Красный демократ». 
(Из-за задника появляется агитбригада – человек 6 – 8. Крайние хористы держат над головами плакат «Ударным трудом встретим проводы русской зимы!»).
Коллектив художественной самодеятельности исполняет частушки, желательно на местном материале, или любой другой номер.
На сцену выбегает директор.

ДИРЕКТОР: Стой! Остановить музыку!
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Что, музыку запретили?
ДИРЕКТОР: Нет, разрешили. Все! Вот, телеграмма пришла – национальное самосознание, отечественную культуру, а у нас – ни-че-го!
УЧАСТНИКИ (хором): А что делать?
ДИРЕКТОР: Так… сейчас... (разворачивает телеграмму) Переименовать «Проводы русской Зимы» в «Честную Масленицу».
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Почему «честную»?
ДИРЕКТОР: Откуда я знаю. Написано – честная масленица.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Честная.
ДИРЕКТОР: Почему – честная?
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Ну просто так – честная и честная.
ДИРЕКТОР: Значит так, ребята. Мы эту идею, конечно, давно имели в виду, но время тогда еще не пришло. Теперь мы выступаем с этой инициативой, дело это нужное, и мы готовы к сотрудничеству со всеми созидающими силами. В общем, что вам нужно для того, чтобы сыграть эту… масленицу?
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Чучело нужно.
ДИРЕКТОР: Какое чучело? Огородное?
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Нет – Масленицы.
ДИРЕКТОР: Где же мы такое возьмем?
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Может, Фомич за чучело постоит?
ДИРЕКТОР: Фомич! Фомич! (Появляется дворник с метлой).
ФОМИЧ: Чего?
ДИРЕКТОР: Иди сюда.
ФОМИЧ: (поднимается на помост) Чего?
ДИРЕКТОР: Горим, Фомич. Не в службу, а в дружбу – чучелом постоишь?
ФОМИЧ: А отгул?
ДИРЕКТОР: Дам, дам.
ФОМИЧ: А два?
ДИРЕКТОР: Дам два.
ФОМИЧ: Куда стать-то?
ДИРЕКТОР: Куда ему становиться?
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Посередине.
ДИРЕКТОР: На центр, Фомич, на центр.
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: И веники еще нужны.
ДИРЕКТОР: Это еще зачем?
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Раньше так украшали чучело Масленицы.
ДИРЕКТОР: Что еще нужно, ребята?
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Костюмы скоморохов.
ДИРЕКТОР: В костюмерную… одна нога здесь… И веники на обратном пути у завхоза возьмете. Скажете - мы тут отечественную культуру возрождаем.
Участники убегают. Появляется лектор.
ЛЕКТОР: Мне нужен директор.
ДИРЕКТОР: Я директор.
ЛЕКТОР: Я должен вам кое-что разъяснить по поводу национального самосознания.
ДИРЕКТОР: Нам Вас сам бог послал.
ЛЕКТОР: Почти – мэрия.
ДИРЕКТОР: У нас тут голова кругом – честная, честная, чучело, скоморохи… 
(На сцену поднимаются 1 и 2 скоморохи, уже в костюмах).
…Но мы кое-что…уже… Вот скоморохи у нас. Ребята хорошие,  сами песни народные разучивают.
ЛЕКТОР: Народные песни – это самое главное. 
ДИРЕКТОР: Да? А как вообще со скоморохами... что это за фрукты?
ЛЕКТОР: Ну, скоморохи, это такие люди, которые бродили по городам…
ДИРЕКТОР: Это бомжи, что ли?
ЛЕКТОР: Что-то наподобие; пели песни собственного сочинения…
ДИРЕКТОР: Как КСПешники? Но КСПешников сейчас уже можно…а этих… скоморохов? 
ЛЕКТОР: Можно, можно. Но сначала я должен дать некоторые разъяснения…
ФОМИЧ: Что разъяснять-то. Принять надо… по стакашку... Русского сплясать…
ЛЕКТОР: Это кто?
ДИРЕКТОР: Это? Чучело.
ФОМИЧ: Чучело я, чучело. Ребята, венички сюда давайте. 
(Скоморохи подходят, обвязывают Фомича вениками).
ЛЕКТОР: Попрошу не встревать. Граждане без меня не разберутся в синкретичности обряда. Товарищи! Сегодня мы приступаем к празднованию русского национального праздника «Масленица». Понять существо праздника, товарищи, невозможно, не проанализировав предварительно гносеологические корни сюжетов. Корень гносеологической Масленицы произрастает, товарищи, из культа нарождающегося светила, или Ярилы – солнца. Встреча Масленицы, товарищи, есть обряд. А атрибутикой обряда, должен вам пояснить, является символ. А что такое символ, товарищи? Приведу пример. Возьмем блин. С точки зрения философии прагматизма, блин есть блюдо, широко употребляемое в пищу. А с точки зрения философии натурмифологической, а также астрально - мифологической…
ФОМИЧ: Ох, ё..лочки-сосеночки!..
ЛЕКТОР: … а также при анализе корней мифологических сюжетов…
ФОМИЧ: Ну, бля..ха моя начищеная!..
ЛЕКТОР: … блин есть не что иное, товарищи, как символ солнца. Причем взаимосвязь этих объектов утверждается как по геометрическим, так и по тепловым параметрам.
ФОМИЧ: Ребята, а что, если нам этот корень гносеологический посадить? Авось вырастет че?
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Эт можно. В сугроб его, ребята!
(Скоморохи хватают лектора, тащат его в сугроб)
ЛЕКТОР: В чем дело? Вам это даром не пройдет! Это не демократично!
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: А каким концом сажать? Где у него корень?
ФОМИЧ: А где тяжеле.
(Скоморохи взвешивают голову лектора).
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Тут легкохонько. (Взвешивают «пятую точку») Тут тяжелее.
ФОМИЧ: Сажай! (Скоморохи опускают лектора в сугроб).
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Поливать будем?
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Спрыснем. 
ЛЕКТОР: Не позволю! (Бежит от скоморохов).
ФОМИЧ: Эй, радист, фонограмму давай!

Концертный номер.

ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Фомич, ты Маслену сыграешь?
ФОМИЧ: Ребята, я ж по Станиславскому не учен.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: У тебя, Фомич, душа русская наружу прет, ты и без Станиславского.
ФОМИЧ: Ну, ежели доверяете…
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Беги в костюмерную, а мы тут пока песнь зазывальную петь будем.
(Фомич убегает с помоста.) 
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Широкая Маслена! Коса длинная, триаршинная!
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Лента алая, двуполтинная!
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Брови черные, наведенные!
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Портянки белые, набеленные!
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Ждем тебя, как из печки пирога!
Фонограмма. Появляется Фомич в костюме Маслены. Его сопровождают самодеятельные артисты.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Идет – плывет сама Масленица,
                                 Широкая Масленица!
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: С блинами, с пирогами, с оладьями, 
                                          С пивами, с медами сычеными.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: С пляской, с пеньем да с погудками,
                                         С гуслярами идет, со скоморохами,
                                         Широкая Масленица.
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Пришла – не минуешь.
                                          Уйдет – не увидишь.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Встречай бодрей, провожай веселей.
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: День веселье, три дня похмелье,
                                          В голове шумит – а гляди козырем.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Ноги не ходят – а плясать надобно.
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Загремела сковородками, застучала тарелками,                      
                                          приехала.
ВСЕ: Здравствуйте!
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: (Несет гору блинов).
Масленица – кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько.
С блинцами, с каравайцами,
С вареничками.
Отведай, Маслена.
МАСЛЕНИЦА: (Съедает блин) Славный блин, славный! Только ведь можно есть не просто блины, а есть блины с чем-то, например со сметаной. Так вот, вы называете, с чем же еще, кроме сметаны, можно есть блины. Чей ответ будет последним, тот и победит. (Проводит блинный     аукцион). 
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Что-то их блинное меню не очень разнообразно.
ФОМИЧ: Не их вина. Практики маловато.
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Ничего, сейчас мы этот недостаток устраним. Устроим поедание блинов. (Вносят блины). 
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Видите блины. Это не просто блины, а очень вкусные блины. Надо подойти к ним и съесть. Кто хочет поесть этих удивительно вкусных блинов, подходите ко мне. (Вышедших желающих делят на две команды).
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Итак, команды для поедания блинов у нас есть, но эта процедура должна проходить весело и азартно. Для этого надо нагулять аппетит. 
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Прошу вынести супервозбудитель аппетита. 
(Скоморохи выносят канат, а сами становятся в двух-трех метрах от его концов, взяв в руки тарелки с блинами).
ФОМИЧ: Вот канат, а вот блины. С правой стороны - для правой команды, с левой – для левой. Вы беретесь за канат и, по моему сигналу, двигаетесь к вожделенным блинам. Те блины, до которых команда может дотянуться, достанутся ей. Блины с другой стороны – добыча зрителей. Итак, дорогие зрители, активнее болейте за свои интересы. Три, четыре!
(Проходит конкурс).
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: А ну-ка, Масленка, спой-ка теперь старинку – песенку, потешь честной народ.
МАСЛЕНИЦА: Мне девицы нужны, я одна-то не горазда.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: А вот и девицы.
МАСЛЕНИЦА: (скоморохам) Заводи переладец!
(Скоморохи играют на дудках, гудках, приплясывают. Маслена, вместе с самодеятельным коллективом, исполняет песню.)
МАСЛЕНИЦА: Ой, да вот Масленица, ох, на двор въезжает.
                            Да широкая, во двор въезжает.
ДЕВУШКИ: А мы, девушки, ее состречаем,
                       А мы, красные, ее состречаем.
                       А мы масленицу величаем,
                       И чего ей только не обещаем,
                       Реки сметанные, горы блинные
                       Ой да, масленица, погости недельку.
                       Широкая, погости другую. 
                       Да вот, Масленица, иди поскорея,
                      Да широкая, ой, иди поскорея.
МАСЛЕНИЦА: Мои девушки, эх, рада поскорея, 
                            Мои красные, ох, рада поскорея.
ДЕВУШКИ: Да вот, Масленица, кого ж ты боишься?
                      Да широкая, кого ж ты боишься? 
МАСЛЕНИЦА: Мои девушки, ох, я поста боюся.
                            Мои красные, эх, я большого боюся.
ДЕВУШКИ: Да вот Масленица, пост еще далеко, 
                      Да широкая, а пост еще далеко,
МАСЛЕНИЦА: Да вот, девушки, да где ж он далеко,
                            Мои красные, эх, где ж он далеко,
ДЕВУШКИ: Да вот, Масленица, ох, в лесе на елке,
                      Да широкая, эх, в лесе на елке,
МАСЛЕНИЦА: Да вот, девушки, ох, в хате на полке,
                            Мои красные, ох, в хате на полке.
МАСЛЕНИЦА: А теперь вы меня веселите, чествуйте.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Как же тебя, Маслена, чествовать?
МАСЛЕНИЦА: Пусть молодцы меня потешат, силу молодецкую покажут.
(Проводят конкурс «Петушиные бои». На снегу рисуют круг. Два бойца стараются выбить друг друга из круга, прыгая на одной ноге и придерживая вторую рукой).
МАСЛЕНИЦА: Славно. А теперь хоровод поведите, песню спойте.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Ну, угодите гостье.
(В этом месте вместо предлагаемой песни может прозвучать любая другая, имеющаяся в репертуаре коллектива).
ДЕВУШКИ:  
А мы масленицу устречали, 
Устречали, лёли, устречали, 
Мы сыр с масельцем починали, 
Починали, лёли, починали.
Мы блинками гору устилали, 
Устилали, лёли, устилали, 
Сверху масельцем поливали, 
Поливали, душа, поливали. 
Как от сыра гора крута, 
Гора крута, лёли, гора крута, 
А от масла гора ясна, 
Гора ясна, лёли, гора ясна. 
А на горушке снеги сыплют,  
Снеги сыплют, лёли, снеги сыплют. 
А нас мамочки домой кличут,
Домой кличут, лёли, домой кличут. 
А нам домой не хотится, 
Нс хотится, лёли, не хотится, 
Нам хотится прокатиться, 
Прокатиться, лёлн, прокатиться, 
С горушки да до елушки! 
До елушки. лёли, до елушки! 
Наша горушка всё катлива,
Всё катлива, лёли, всё катлива, 
Наши девушки игривы.
Да, игривы, лёли, да игривы.
Молодушки веселые.
Веселые,лёли, веселые.
Наши бабушки воркотливы,
Воркотливы, лёли, воркотливы. 
Они день и ночь все воркочут, 
Всё воркочут, лёли, всё воркочут,
Они на печке лежат, всё про нас говорят,
Гоголечек, лёли, гоголек.
«Не пришел бы к нам кто, не принес бы чего.» 
Гоголечек, лёли, гоголек. 
Вы, бабушки, не ворчите,
Гоголечек, лёли, гоголек.
Дайте Масленицу нам погулять.
Гоголечек, лёли, гоголек
С ребятами поиграть,
Гоголечек, лёли, гоголек.
С ребятами молодыми,
Гоголечек, лёли, гоголек
С холостыми, неженатыми,
Гоголечек, лёли, гоголек!..
(Коллектив делится на две половины – первые на помосте «инсценируют», играют песню, вторые спускаются с помоста и вовлекают зрителей во все новые и новые круги хоровода).
МАСЛЕНИЦА: Добрая песня. А теперь загадки желаю загадывать! Угадавших ждут призы.
 
«Круглый, а не колесо. Горячий, а не солнце. Не пирог, а есть можно» (Блин).
«Идет после масленицы, часового не имеет, а называет себя…» (Пост).
«В земле родится, на стол годится. Впятером тянули, вшестером вытянули». (Репа).
«Белая, степенная, тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь – никуда не уйдет». (Зима). 

Хорош прием. Запевай песню! Всех угощаю!

Концертный номер.
 (Скоморохи выкатывают на сцену бочку медовухи. Все присутствующие тут же выстраиваются в очередь к бочке. На помост выбегает лектор, за ним – директор.)
ЛЕКТОР: Нет, вы только полюбуйтесь! Не успеешь дать демократию, как уже сивуха бочками на сцене. Это же дискредитация отечественной культуры!
ДИРЕКТОР: (указывая на бочку) Что это такое?
ФОМИЧ: (выходя из образа) По наперсточку!.. (В руке у него ковш литра на два)
ДИРЕКТОР: Да - а… (берет у него ковш и разглядывает) Убрать!
ЛЕКТОР: И потом – это профанация: перед приходом Масленицы публике должно быть показано изгнание зимы, а эта ваша самодеятельность…
ДИРЕКТОР: Почему не было изгнания?
ФОМИЧ: Актеров нет. Все добрых людей играют (Указывает на очередь). 
ДИРЕКТОР: Нужно изыскать резервы. Бригадный подряд, аренда…
ФОМИЧ: (директору) Да вот вы и изобразите.
ДИРЕКТОР: Кого?
ФОМИЧ: Ну, лешего какого-нибудь, упыря.
ДИРЕКТОР: Упыря? Да ведь я…
ФОМИЧ: А я вам бачок отремонтирую, вы ведь просили.
ДИРЕКТОР: Бачок?
ФОМИЧ: И краник на кухне.
ДИРЕКТОР: Краник? А костюм?
ФОМИЧ: Какой костюм – вы и так похожи. Форменный упырь, как есть. И товарища лектора с собой берите.
ЛЕКТОР: Что - о?
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Вы же сами говорили, что профанация получается, а у нас все актеры заняты – добрых людей играют. (Указывает на очередь, которая так и не двинулась с места).
ДИРЕКТОР: Так, а зимой – то кто будет.
          ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Да вот. (Указывает на лектора). 
        ЛЕКТОР – «ЗИМА»: Тогда, слушайте. За отчетный период с декабря месяца 2001 года по февраль 2002 года мною проделана большая работа! Я заморозила все реки и озера, загнала всех медведей в берлоги и уложила спать до весны!
Год морозом  не был лют, 
Я щадила славный люд. 
Были славные деньки, 
Теплый ветер веял. 
Лыжи, санки да коньки - 
Вот мои затеи. 
А когда пришел черед, 
Мы встречали Новый год. 
Знаю: слава и почет 
Мне за это будет... 
Вот и весь на том отчет, 
Подпишите, люди!
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ. Подожди. (Обращается к Зиме.) 
Все ли твои по земле погуляли метели? 
Ветры да вьюга все сделали то, что хотели? 
ЗИМА. Летели! 
ВТОРОЙ СКОМОРОХ. 
Снега ль ты вдоволь потратила на покрывало, 
В час, как проснется земля, чтоб напиться хватало? 
ЗИМА. Немало! 
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ. 
Доброй была ли, иль спуску ты всем не давала? 
Много ль вокруг понастроила ты снежных завалов? 
ЗИМА. Бывало! 
ФОМИЧ. Ну, а теперь мы весь честной народ спросим: снегу для лыжных прогулок хватало всегда? 
ВСЕ.   Да! 
ФОМИЧ. Нет обмороженных? В поле замерзнувших нет? 
ВСЕ.   Нет! 
ФОМИЧ. Скована крепко была ли на реках вода? 
ВСЕ.   Да! 
ФОМИЧ: Все ли довольны этой зимой, иль не все? 
ВСЕ.   Все! 
СКОМОРОХИ. Что же, отчет мы подпишем тогда? 
ВСЕ.   Да! 
ФОМИЧ. Слава Зиме и почет! 
ВСЕ. Смело подпишем отчет! 
Скоморохи подписывают отчет.
ФОМИЧ: Стой, стой! Какое же это изгнание? Как была профанация, так профанация и есть! В крепость их, и пущай оборону держат! (Лектора и директора загоняют в крепость и закрывают за ними ворота).
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ:  Эй, молодцы, на штурм!
(Несколько человек из зрителей обстреливают снежками ворота крепости до тех пор, пока кто-нибудь попадет в центр мишени. После этого крепость считается взятой).

МАСЛЕНИЦА: А теперь пусть люди добрые себя покажут – меня потешат.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Как прикажешь, Масленка, чего пожелаешь! Нонче тебе ни в чем отказа нет.
МАСЛЕНИЦА: Хочу, чтоб добры молодцы через костер попрыгали.
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Тащи на дрова старые стулья со склада. (Скоморохи вытаскивают пару старых ломаных стульев). Поджигай!

ДИРЕКТОР: Безобразие! Вандалы! Анархисты! Поджигатели! (Вскрывает огнетушитель и заливает костер на помосте. Следом за ним бежит лектор).
ЛЕКТОР: Стойте, стойте! Что вы делаете? Это же так и надо! Это по обряду!
ДИРЕКТОР: Как по обряду? Что это за обряд такой?
ЛЕКТОР: Наши далекие предки, сжигая различные предметы, пытались повлиять обрядовой атрибутикой на погодно – климатические условия…
ДИРЕКТОР: Какой - такой атрибутикой? Я ничего не понимаю.
ЛЕКТОР: Атрибутика – это дрова. Сжигая их, они пытались подсказать Яриле – Солнцу, чего от него ждут – тепла, яркого света… Прыжки через костер, в частности…
ДИРЕКТОР: Не морочьте голову. Что ему подсказывать, когда все признаки весны налицо. Вот это что, по-вашему? (Фонограмма  - весенний ручей).
ЗРИТЕЛИ: Ручьи звенят.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Опомнитесь, люди! Это же вахтер наш Василич самогонку разливает.
ДИРЕКТОР: Это в рабочее время!
ФОМИЧ: Так ведь праздник.
ДИРЕКТОР: Ладно. А это что, как вы думаете? (Фонограмма - пение синицы).
ЗРИТЕЛИ: Синица поет.
ЛЕКТОР: Позволю себе усомниться. Скорее всего, это чья-то сигнализация сработала.
ДИРЕКТОР: Ну уж это ни с чем спутать нельзя. (Фонограмма - мяуканье).
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Еще бы! Это наш сосед Иван Иваныч соседку зазывает.
ДИРЕКТОР: Посмотрим, что вы на это скажете? (Фонограмма - капель).
ЛЕКТОР: Не иначе, это кран у вас на кухне течет.
ДИРЕКТОР: Кран! Все. Хватит. Никакой самодеятельности, пока не починишь. 
ФОМИЧ: Вы не волнуйтесь. Все после исправим. Вот из образа выйду. А пока  я веселиться желаю. Что там нынче в балагане? 
Коллектив самодеятельности показывает  номер.

МАСЛЕНИЦА: Кончилось весельице, беритесь за дельце.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: (декламирует под музыку)
                                          Благослови, Боже, Весну кликать,
                                          Зиму провожать, лета дожидать.
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Дай же нам, Боже, жита и пшеницы,
                                          Зеленой травицы.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Дай же нам, Боже,
                                         На хлеб – жито род,
                                         На стада приплод,
                                         На людей здоровье.
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Солнце – Ярило, вздень Зиму на вилы!
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Направляйте сошеньку выехать на пашенку.
(Скоморохи вытаскивают соху, украшенную лентами, впрягаются в нее. Маслена пашет сохой снег. За ней группа самодеятельных артистов идет по снегу, «сеет», за ними идут «косари», «жнецы» и прочие. Маслена и скоморохи обходят вокруг помоста. На помосте в это время появляются лектор и директор).
ДИРЕКТОР: (с удивлением рассматривая происходящее) Это что?
ЛЕКТОР: Это совершение ряда магических действий с целью воздействия на будущий урожай.
ДИРЕКТОР: А-а! А я думал… (крутит пальцем у виска)              
ФОМИЧ: Товарищ директор, у нас скотины нет. Опять актеров не хватает.
ДИРЕКТОР: Какой скотины?
ФОМИЧ: Козлов, баранов. Выручите еще разочек.
ДИРЕКТОР: А без… скотины никак нельзя обойтись?
ФОМИЧ: Никакой возможности. Да вас никто не узнает. Мы вам маски сделаем (дает маски).
(Скоморохи чуть ли не насильно одевают директору и лектору маски, колокольчики, и «выгоняют» их на пастбище. Зажигают и несут над головой облитые смолой горящие колеса. Все шествие делает еще один круг. Лектор вырывается от скоморохов и выбирается на помост).
ЛЕКТОР: Пустите меня! Товарищи, я должен объяснить: все, что вы видите – это так называемый языческий атавизм. Это все придумали совершенно темные люди, которые для того, чтобы задобрить придуманного ими бога Ярилу, приносили ему жертвы – продукты, домашний скот, людей или их изображения. Именно для этого и сжигается чучело Масленицы в конце праздника, но мы на это пошли, потому что это – часть нашего с вами национального самосознания!…
МАСЛЕНИЦА: Правду ученый человек говорит  -  пора чучелко-то сжигать, меня в жертву приносить.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Голубушка наша Масляная,
Потянись хоть немножечко,
Увесь день до вечера,
Усю ночь – ночь до полночи.
МАСЛЕНИЦА: Ярило прогневается.
                            Я гуляла с вами,
                            Теперь села в сани.
ВСЕ: Ой, ладушки - ладу! (2 раза) 
МАСЛЕНИЦА: Пела и плясала.
                            Больно я устала.
ВСЕ: Ой, ладушки - ладу! (2 раза) 
СКОМОРОХИ: Гостья нагостилася,
                            С зимушкой простилася.
                            Ой, ладушки-ладу! (2 раза) 
                            С крыши капели.
                            Грачи налетели.
                            Ой, ладушки-ладу! (2 раза) 
                            Воробьи чирикают.
                            Они весну кликают.
                            Ой, ладушки-ладу! (2 раза) 
МАСЛЕНИЦА: Ну, простите меня, братцы!
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: За что, Масленка?
МАСЛЕНИЦА: За что – всегда найдется. Сегодня прощеный день. Все друг у друга прощения попросить должны.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Прости и ты нас.
(Начинается заключительное шествие. Маслена едет на санях, за ней – шумовой оркестр скоморохов – трещотки, бубны, ведра, гудки. Свистки в виде голов козла, лошади, барана. Березки с бубенчиками).
          САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ:
          Да вот, Масленица, ох, со двора съезжает.
Да кургузая, ох, с широкого съезжает.
Ее девушки провожают.
Ее красные, ох, ее провожают.
Ох, вот, Масленица, ох, ты поста не бойся. 
Да кургузая, ох, ты поста не бойся.
МАСЛЕНИЦА: Мои девушки, ох, как мне не бояться?
                            Мои красные, ох, как мне не бояться?
ДЕВУШКИ: Да вот, Масленица, пост на крутой горке.
                      Да кургузая, на крутой на горке
МАСЛЕНИЦА: Да вот, девушки, в хате на поле,
                            Мои красные, ох, в хате на полке.
(Шествие достигает места сожжения. Там установлено громадное чучело – метров 5 – 6 высотой. В середине его, «во чреве» – площадка, на которую может встать человек. Фомич взбирается на эту площадку.)
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Фомич, ты куда?
ФОМИЧ: В жертву приноситься, а то уже одна оттепель была, а весны так и не видывали.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Фомич, да поживи еще, успеется.
ФОМИЧ: Прощайте, люди добрые, простите!
(Скоморохи дружно начинают рыдать, прощаясь с Фомичом).
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Прощай, веселая!
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Прощай, удалая!
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Прощай, звонкая!
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Прощай, богатая!
ФОМИЧ: Поджигай!

СКОМОРОХИ:    Наша масленица дорогая
Немножечко постояла.
               Мы думали - семь неделек,
Спохватилися, спохватилися -
Всего семь денечков!
Ты прощай, прощай,
Наша масленица.
Ты прощай, прощай
Наша широкая.
Ты не в середу пришла 
И не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье.
Ты пришла с добром:
С хмельным пивом и вином.
Со блинами, пирогами,
Со оладьями.
Блины масленые,
Шаньги мазаные.
Мы каталися с горы
От зари и до зари.
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша масленица.

Уж ты, масленица,
Ты обманщица.
Ты сказала «семь недель» - 
А остался один день.
Масленица, масленица,
Семенова племянница,
Обманула-провела,
Нагуляться не дала.
Масленица, масленица,
До чего ты довела,
До великого поста.
Нету хлеба ни куска.
Ты несла блинов чугуны,
Надорвала животы,
Сто блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост 
Подала на пост.
Весело гуляла,
Песни играла,
Плясала жарко,
Теперь гори ярко.
Масленица-обманщица.
Сама удрала, Зимушку увела.
Масленица, воротись,
В новый год покажись.
Воротись через годок,
А то не пустим на порог.
А теперь нам Пасху ждать,
Чтоб весну выкликать.
Через семь недель
Будет светлый день.
Будем пасху святить,
Будем яйца красить.

(Вспыхивает пламя. Фомич выскакивает из чучела сзади, с другой стороны. Скоморохи рыдают, прибегает директор).
ДИРЕКТОР: Фомич, а бачок?
ФОМИЧ: (появляется из-за чучела) Будет бачок, товарищ директор. Сделаем.
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Слышу – бубенец звенит,
                                          Снег летит из-под копыт.
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Расступись, честной народ,
Публика желанная!
К нам Весна-красна идет,
Гостья долгожданная
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Солнце звени, снег гони!
Холстину земли на свет тяни!
ВТОРОЙ СКОМОРОХ: Миловидница Весна
                                          Поднялася ото сна!
(Въезд Весны. Фонограмма. Весна въезжает на украшенной сохе, вокруг нее – «птицы». «звери». «растения»).
ПЕРВЫЙ СКОМОРОХ: Весна – весна, с чем пришла?
ВЕСНА: Со великою к вам со милостью.
                С рожью зернистою,
                Со пшеничкой колосистою,
                С овсом кучерявым,
                С ячменем усатым,
                С калиною – малиною,
                Со всякой садовинкой,
                С цветами лазоревыми,
                С травушкой – муравушкой.
                С птицами весенними.
(Общий танец. Скоморохи и танцевальный коллектив вовлекают зрителей.)
ВЕСНА: А за встречу такую добрую
                Я вам, милые, в пояс кланяюсь.
                Да желаю вам лета красного,
                Лета красного, урожая богатого.
                Изобилия и утех
                И добра на всех!
(Появляются тройки. Весна и ее свита садятся в первую из них, в остальные приглашают сесть желающих).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
-    Соколова В.К. Весенне – летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX -  начало XX в. / АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо – Маклая. - М. :Наука, 1979.
-    Панкеев И.А. Русские праздники. – М.:  Яуза, 1998. – 256 с.
-    Традиционные праздники и обычаи русского народа: Сб. сценариев/ Мин – во образования Рос. Федерации; Всерос. Центр худож. творчества проф. образования; Силаева И.А., Яковлева А.И.(сост.). – М., 1994. – 158 с.
-    Блиц: Сб. сценариев/ Культурно – коммерческий центр «Блиц»; Сост.: В.А. Макаров. – Вып. 3, Ч.2. – М.,1990. – 80 с.
-    Смирнова Л.Н. Проводы русской зимы: Сценарий (Рукопись). – М., 1988. – 7 л. 
-    Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сб. обрядовых представлений и праздников. – М.: РИГ, 1997. - 208 с.
-    Мы начинаем праздник наш: Сценарии школьн. праздников. – Ростов – на – Дону, 2001. – 224 с. – («Школа радости»).
-    Солнечный круг: Сб. сценариев/ Всерос. науч. – метод. центр народ. творч. и культ. - просвет. работы им. Н.К. Крупской. – М.,1991. – 172 с.
-    Встреча: Сб. сценариев/ Всерос. дом народ. творчества. – М., 1992. – 198 с.
-    Обрядовая поэзия/ Жекулина В.И., Розов А.Н.(сост.). – М.: Современник, 1989. – 735 с. - (Классическая библиотека «Современника»).


Сценарий подготовил: методист Смирнова Л.Н.