ПОДБОРКА МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ ЗНАНИЙ

Автор: Вебер В.В.(сост.)
Год издания: 2006
Вид работы: Тематическая подборка
Тема: День знаний
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Клубы и местные организации ВОС
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ 
ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО – СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

ПОДБОРКА МАТЕРИАЛА 
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ 
ДНЯ ЗНАНИЙ

(Сценарий, сценка на праздничной линейке, 
игры, викторины)

МОСКВА
2006
Материал публикуется по заявкам специалистов региональных организаций, которые, наряду со школами, принимают участие в праздновании Дня знаний и проводят праздничные мероприятия в региональной или местной организации ВОС.
I.
ДЕНЬ ЗНАНИЙ
Тематический театрализованный праздник
и представление для школ, Домов творчества и Дворцов культуры

День 1 сентября у нас стал поистине всенародным праздни¬ком - его отмечают и в школах, и в семье. День знаний в честь учебного года - это увертюра школьной жизни, и от того, как этот праздник организовать, зависит очень многое.
По установившейся традиции 1 сентября с ритуала первого звонка начинается новый учебный год. Встречи с интересными людьми, посещение выставок научного и технического творчества, часы открытых дверей проходят в этот день в школьных кабинетах, мастерских, где учителя увлекательно рассказывают о разных нау¬ках и отвечают на вопросы ребят.
Нужно хорошо продумать форму праздника: в одном классе встреча со специалистами разных профессий, в другом - предмет¬ные викторины и конкурсы, в третьем - веселое путешествие по до¬рогам знаний, устный журнал и т.д. Для новых первоклассников устраивается путешествие по городу Добрых Волшебников или по лестнице-чудеснице:
- в библиотеке из-за книжных полок появляют¬ся литературные герои, персонажи любимых сказок и разыгрыва¬ют небольшие сценки, вовлекая в действие малышей;
- в медицинской комнате малыши участвуют в викторине "Ес¬ли хочешь быть здоров", которую проводит Доктор Айболит, смот¬рят сценки из этой сказки;
- в кабинете пения проходит концерт - "ромашка".
Подготовиться к этому празднику необходимо заранее. Собрать ребят из актива и вместе разработать программу. Хорошо бы привлечь родителей, шефов. Так постепенно в результате общих усилий и родится замысел праздника, в программу которого могут быть включены радиогазе¬та, приветствие людей труда, выпускников школы, чествование учителей и т.д.
Сам праздник может быть проведен в течение одного-двух дней. Утром встреча-линейка у здания школы; первые уроки. Эти уроки можно провести на темы "Что мы знаем и умеем", "Воспоминания и мечты", "Прекрасное в нашей жизни", "Удивительное вокруг нас". Во второй половине дня, после того как ребята отдохнут, воз¬можно провести различные дела, используя такие формы, как ро¬левые познавательные игры "Встреча с букварем", "Плавание по Океану знаний", познавательные вечера, вечера занимательной на¬уки, техники "Твори, выдумывай, пробуй", "Мир, в котором ты живешь". Во второй день могут быть проведены трудовые операции "Родной школе", "Сюрприз учителям" и т.д.
И, конечно же, организаторам праздника нужно стремиться иг¬ровыми средствами повысить познавательную активность детей, их интерес к приобретению знаний. Нет такого учебного предмета, та¬кой области знаний, где бы не нашлось места занимательной игре, увлекательному соревнованию. Поэтому праздник может состоять из серии отдельных встреч: занимательной физики, химии, матема¬тики.
Сценарий одного из таких праздников мы и предлагаем Вашему вниманию. 

Зал празднично украшен. На стенах висят плака¬ты с высказываниями общественных деятелей, ученых, писателей. Вот некоторые из них:    

        Науки юношей питают, 
        Отраду старым подают, 
        В счастливой жизни украшают, 
        В несчастной случай берегут... 
                    М.В.Ломоносов

    "Нет силы более могучей, чем знания; человек, вооруженный знанием, - непобедим".                             А.М.Горький

    "Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало".
                    М.Монтень

        Как наша прожила б планета, 
        Как люди жили бы на ней 
        Без теплоты, магнита, света 
        И электрических лучей?

        Что было бы? Пришла бы снова    
        Хаоса мрачная пора.    
        Лучам приветственное слово,
        А солнцу - громкое ура!    '
                    А.Мицкевич

    "Корень учения горек, а плоды его сладки".
                    Аристотель

В фойе развернулась выставка осенних букетов, в коридорах вывешены стенные газеты, в зале - лозунги и плакаты.
Гостей встречают ребята с цветами, прикалывают им эмблемы праздника и провожают в зал. В коридорах, фойе, зале звучит музыка. Музыка постепенно стихает. Звучит школьный звонок, который сменяет запись песни "Наша школьная страна" (муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева). Ее подхватывают все присутст¬вующие.

    Текст песни:
            Не крутите пестрый глобус, 
            Не найдете вы на нем 
            Той страны, страны особой, 
            О которой мы поем. 
            Наша старая планета 
            Вся изучена давно, 
            А страна большая эта – 
            Вечно "белое пятно".
    
            Припев:     Пусть в эту страну не идут, 
                    Не идут поезда,
                    Нас мамы впервые приводят за ручку сюда.
                    В стране этой звонкой, веселой 
                    Встречают нас как новоселов,  
                    Страна эта в сердце всегда!

И снова звучит школьный звонок. К микрофонам подходят чтецы - школьники разного возраста.

ЧТЕЦ 1:       Наш учитель -
        Школьный учитель, 
        Этим словом 
        Каждый согрет:
        Сталевар, хлебороб, строитель, 
        Космонавт, ученый, поэт... 
        Это слово звучит значительно, 
        От него нам теплей и светлей, 
        Ведь недаром 
        Имя 
        Учителя
        Мы связали с мечтой своей!

ЧТЕЦ 2:    Вы всегда рядом с нами останетесь,
        Потому что нужны нам всегда! 
        Значит, вы никогда не состаритесь! 
        Никогда! 
        Никогда! 
        Никогда!
                    (П.Синявский)

ЧТЕЦ 1:       С нами вместе начинали 
        Вы впервые пятый класс, 
        По журналу вызывали, 
        Чтоб узнать получше нас. 

ЧТЕЦ 3:       В тишине уроков трудных, 
        В жарких спорах и делах, 
        Как товарищ верный, дружба 
        Незаметно к нам пришла. 

ЧТЕЦ 1:       С нами трудно вам бывает, 
        И тревогам нет конца, 
        Но о вас не забывают 
        Наши верные сердца. 

ЧТЕЦ 2:       И всегда бессонной ночью,
        В час сомненья, 
        В трудный час, 
        Нам, поверьте, важно очень. 
        Что вы скажете о нас.
                        (М.Садовский)

ЧТЕЦ 4:    О чем в слезах задумалась земля?
        Здесь для меня все, все навеки свято. 
        И обелиск стоит, как бы храня 
        Могилу Неизвестного солдата. 
        В огне крошилась у врагов броня, 
        Когда он шел на смерть в немые дали... 
        Перед бессмертьем вечного огня 
        Моя Отчизна замерла в печали.

ЧТЕЦ 3:    Дорогие наши учителя! И неизвестный совет¬ский солдат, о подвигах которого знают все люди земли, - тоже ваш бывший ученик. Земной поклон вам за это! 
ЧТЕЦ 1:        Он учителем стал накануне войны,
        А к ребятам пришел в сорок пятом.
        От первых боев до победной весны
        Пол земли прошагал с автоматом. 

ЧТЕЦ 4:       И на редких привалах
        Военных дорог,
        В черном зареве
        Огненных смерчей,
        Он мечтал...
        Чтобы школьный звонок
        Заглушил перекличку смерти.

Чтецы представляет учителей, ранее работавших в школе - участников Великой Отечественной войны.

ЧТЕЦ 1:        Он мечтал,
        Чтобы в мирные детские сны 
        Не врывались орудий раскаты. 
        Он учителем стал накануне войны, 
        А к ребятам пришел в сорок пятом. 
                        (П.Синявский)

Ребята вручают учителям цветы.

ЧТЕЦ 4:       То было много лет назад.
        Я тоже в первый раз 
        С толпою сверстников-ребят 
        Явился в школьный класс. 
        ...Умчались школьные года, 
        И не догонишь их. 
        Но я встречаю иногда 
        Товарищей своих. 
        ...Мы стали взрослыми теперь, 
        Нам детства не вернуть. 
        Нам школа в жизнь открыла дверь 
        И указала путь.
        Но, провожая в школьный класс 
        Теперь своих детей, 
        Мы вспоминаем каждый раз 
        О юности своей, 
        О нашей школе над рекой, 
        О классе в два окна. 
        На свете не было такой 
        Хорошей, как она! 
                        (С.Михалков)
Снова звучит школьный звонок. На сцену выходит один из старейших учителей школы, например, кто-то из педагогов, ушедших на пенсию, или, наоборот, учитель, впервые переступивший порог школы.

УЧИТЕЛЬ: Дорогие ребята! На осеннем пороге встречаем мы этот особенный день, называемый праздником знаний. Он близок людям всех поколений. Токарь и космонавт, врач и хлебороб, стро¬итель и офицер, академик и геолог - мы все "родом" из школы. Только в нашей стране есть такой праздник - День знаний. Задачи грядущего столетия будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту. Школа не только откроет вам тайны, над разгадкой ко¬торых столетиями бились лучшие умы. В школу вы пришли, чтобы научиться активно жить, думать, искать. Уже сегодня, не дожидаясь, когда закончится пора ученичества, учитесь работать.  Ваша задача - овладеть знаниями, накопленными человечеством.
Есть ли в мире еще такой сигнал, способный, как наш первосентябрьский звонок, поднять в поход за знаниями почти 80 миллио¬нов человек? Мы отмечаем сегодняшний день как праздник знаний. Здравствуй, школа! В добрый путь!

Ребята вручают учителю цветы. Звенит вновь школьный звонок. К микрофону под¬ходят Ведущие.

ВЕДУЩИЙ 1: Друзья! Огромны и увлекательны зада¬чи, стоящие перед наукой. В физике - это раскрытие все более глу¬боких закономерностей строения материи и законов эволюции Все¬ленной, поиски новых источников энергии и принципов передачи и обработки информации, новых возможностей для техники и техно¬логии; в химии - поиски новых веществ и их превращений, созда¬ние новых материалов и технологических процессов; в биоло¬гии - более глубокое познание природы живой материи, управление наследственностью, создание эффективных путей получения кормо¬вых веществ и пищевых продуктов; в науках о Земле - дальнейшее изучение строения и развития нашей планеты, глубин Мирового океана, процессов в атмосфере. Вот почему нам надо учиться мас¬терски, со страстью.
А сейчас мы предлагаем всем классам принять участие в конкурсе "Учиться, чтобы знать. Знать, чтобы уметь. Уметь, чтобы делать.»
ВЕДУЩИЙ 2: Послушайте правила и условия конкурса.
В конкурсе могут принять участие представители всех классов. Каждый участник выходит на сцену и подходит к столу с номером своего класса,  выполняет данное ему задание. Судьи фиксируют только абсолютно правильный ответ. По окончании конкурса определяются лучшие знатоки русского языка и литературы, истории, математики, физики, а также класс, набравший наибольшее коли¬чество баллов.
ВЕДУЩИЙ 1: Итак, начинаем наш конкурс. Прошу сюда знатоков русского языка.
Вам вручаются карточки, на которых написано семь слов. Проверьте: торопиться, хата, обратно, пламя, естественный, забава, темнота. К каждому из этих семи слов подберите другое, очень близкое по значению. Запишите столбиком слова, которые вы подыщете, не меняя их порядка. Прочти¬те сверху вниз первые буквы, и вы увидите, как называется слово, схожее по смыслу с другими.

Звучит музыка. Участники пишут слова, показывают судьям. Судьи фиксируют пра¬вильные ответы. Ведущий называет классы, которые правильно выполнили задание и читает правильно составленную карточку:
        
        Торопиться - спешить 
        Хата - изба 
        Обратно - назад 
        Пламя – огонь
        Естественный - натуральный 
        Забава - игра 
        Темнота - мрак
В столбике справа из первых букв составляется слово «синоним».

ВЕДУЩИЙ 2: Спасибо участникам конкурса русского языка. Приглашаем знатоков литературы.

Знатоки литературы идут к сцене.

Знатокам литературы предлагается литературная викторина:
1. Назови два одноименных романа советских писателей.
2. Назови 12 опер и балетов на сюжеты произведений А.С.Пушкина.
3. Название какого романа известного русского писателя является наречием?
4. Назови фамилию Тимура из повести А.П.Гайдара "Тимур и
его команда".
5. Кто из русских писателей владел восемью иностранными языками?
6. Кто из писателей и к каким произведениям написал эпигра¬фы:
а)    "Береги честь смолоду".
б)    "На зеркало неча пенять, коли рожа крива"?
7.    Кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие? Как называется произведение, написанное им об этом?
8. Кто из русских писателей написал три крупных произведе¬ния, названия которых начинают с буквы "О"? Выигрывает тот, кто дал правильные ответы. 
Правильные ответы:
1.    "Буря" В.Лисица и И.Эренбурга.
2.    "Евгений  Онегин",   "Пиковая  дама",   "Алеко",   "Мазепа",
"Руслан и Людмила", "Дубровский", "Русалка", "Моцарт и Салье¬ри", "Золотой петушок", "Борис Годунов", "Бахчисарайский фон¬тан", "Медный всадник".
3. "Накануне" И.С.Тургенева.
4. Гараев.
5. А.С.Грибоедов - латинским,   английским,  французским,   немецким, арабским, итальянским, персидским, греческим.
6. А.С.Пушкин к повести "Капитанская дочка"; Н.В.Гоголь к
комедии "Ревизор".
7. И.А. Гончаров. "Фрегат Паллада".
8. И.А.Гончаров   "Обрыв",   "Обломов",   "Обыкновенная   исто¬ия".

ВЕДУЩИЙ 1: Спасибо, литераторы. Пока ассистенты готовят очередной конкурс, я прошу выйти сюда любо¬знательных физиков и ответить на следующие вопросы:
1. Почему на велосипеде легко сохранять равновесие при езде и
трудно, стоя на месте?
2. Почему резиновый мяч подпрыгивает,  если ударить его об
пол?
3. Почему сова видит в темноте?
4. Почему собака высовывает язык, когда ей жарко?
5. Почему конькобежец, бегущий на коньках, наклоняет корпус
вперед почти до горизонтального положения?
6. Почему не тает снежная баба, если на нее надеть шубу?
7. Почему бывает солнечное затмение?
8. Почему с Земли видно только одно полушарие Луны?
9. Почему некоторые лунные горы выше самых высоких гор на Земле?
10.    Почему спутники Земли не падают под влиянием силы тяжести?

Эти вопросы поочередно задаются представителям классов. Если кто-то из юных физиков не смог ответить на свой вопрос, ему по¬могает любой, получая за это дополнительный балл.

Правильные ответы:
1. При езде велосипед, поворачивая руль в сторону наклона, создает центробежную силу, направленную в противоположную сто¬рону. Центробежная сила и выравнивает велосипед. Когда велоси¬пед стоит на месте, эта сила не образуется.
2. При ударе об пол воздух, находящийся внутри резинового
мяча, сжимается.  Стремясь расшириться и встречая препятствие снизу, он подбрасывает мяч вверх.
3. Сетчатка глаза изнутри покрыта пленкой, состоящей из множества мелких ячеек - колбочек и палочек. Колбочки позволяют видеть днем, а палочки - ночью. Особенность зрения сов заключа¬ется в том, что сетчатка глаза у них состоит в основном из палочек (у тех птиц, которые хорошо видят днем, - только из колбочек).
4. Потовые железы у собаки находятся только на подушечках
пальцев. Испарение слюны с поверхности рта и языка охлаждает в
них кровь и понижает температуру тела животного.
5. Наклоняя корпус вперед, конькобежец создает наиболее благоприятные условия для обтекания его воздухом. Это уменьшает
сопротивление воздуха и, следовательно, облегчает движение впе¬ред.
6. Потому что шуба не дает тепла, она только сохраняет его.
7. Солнечные затмения происходят во время новолуний, когда
Луна проходит между Солнцем и Землей и частично или полно¬стью закрывает Солнце для земного наблюдателя. 
8. Один оборот Луны вокруг оси происходит за столько же вре¬мени, за сколько и один оборот вокруг Земли. Поэтому с Земли видно одно полушарие лунной поверхности.
9. На Луне нет атмосферы, а значит, там и не может быть ни дождя, ни ветра - всего, что способствует разрушению горных по¬род.
10. Хотя спутники и "падают" на какое-то расстояние по верти¬кали, спутник успевает переместиться на такое же расстояние по горизонтали. В результате он оказывается на том же самом рассто¬янии от поверхности Земли, что и раньше.

ВЕДУЩИЙ 2: Спасибо, ребята. Через минуту вы узнае¬те результаты этого конкурса. А сейчас я прошу еще от каждого класса по одному знатоку физики подойти сюда. (Знатоки подни¬маются на сцену.) Ваша задача будет заключаться в следующем: вам будут заданы вопросы и предложены два или три варианта от¬ветов на каждый вопрос, а вы должны будете определить верный ответ и по команде "Внимание! Раз!" - поднять табличку с цифрой 1, или 2, или 3. За каждый правильный ответ участник получает одно очко. Таким образом, ответив правильно на все вопросы, в этом конкурсе вы сможете получить 4 очка. На обдумывание каж-дого вопроса вам дается 30 секунд. Задание понятно всем? Итак, внимательно слушайте вопросы и варианты ответов.

ВОПРОСЫ С ВАРИАНТАМИ ОТВЕТОВ
1. Когда судно переходит из пресной воды в соленую (морскую), его осадка становится...
1) Меньше, 2) Больше, 3) не изменяется.
    2. Точное время астрономы определяют, наблюдая за движением...    
1) Солнца, 2) Луны, 3) Звезд.
3. Свет распространяется со скоро¬стью...
1) 300 тыс. км/с. 2) 300 тыс. км/ч. 3) 300 тыс. км/мин.
4. Деревянный брусок легче всего    разрушается...    
1) При сжатии, 2) При растяжении вдоль волокон, 3) При растяжении поперек волокон. 

ВЕДУЩИЙ 1: А теперь я прошу подняться на сцену знатоков зоологии и ботаники – словом, юных натуралистов!  Я снова раздаю вам карточки с номерами, потому что вопросы, которые вы сейчас услышите, тоже имеют несколько вариантов ответов. Итак, за 30 секунд вы должны найти верный ответ и поднять карточку с его номером. Будьте внимательны! Начали!

ВОПРОСЫ И ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
1. Какая птица выводит птенцов зимой? 
    1) филин; 2) клест; 3) дятел.
2. У какого животного глаза вращаются на 360 градусов?
    1) хамелеон; 2) крокодил; 3) черепаха.
3. Назовите самого крупного паука? 
    1) птицеед; 2) каракурт; 3) тарантул.
4. Какие козы бородаты? 
    1) старые: 2) породистые; 3) бородатых коз не бывает.
5. В какой стране открылась первая в мире лечебница для рыб?
    1) в Англии; 2) в Германии; 3) в Японии.
6. Какая птица может бегать по дну под водой?
    1) чомга; 2) оляпка; 3) гагара.
7. Кто «слышит» ногами? 
    1) сверчок; 2) таракан; 3) кузнечик.
8. В какой стране корова считается священным животным?
    1) в Египте; 2) в Греции; 3) в Индии.
9. Какая рыба в аквариуме строит гнездо и охраняет его?
    1) колюшка; 2) гуппи; 3) золотая рыбка.
10. Кто такой дутыш?
    1) аквариумная рыбка; 2) новорожденный тюлень; 3) породистый голубь.
11. Каких необычных птиц одомашнили в Норвегии?
    1) страусов;     2) глухарей; 3) ястребов.
12. Как линяет черепаха?
    1) сбрасывает часть панциря; 2) покидает старый панцирь и обзаводится новым; 3) теряет старые роговые пластинки, под которыми появляются новые.
13. Какая из этих бабочек самая маленькая?
    1) моль; 2) стеклянница; 3) мотылек.
14. У какой пресноводной рыбы нет чешуи?
    1) у миноги; 2) у сома; 3) у плотвы.

Далее могут пройти такие же конкурсы по истории, географии, математике и т.д. - по усмотрению организаторов.

ВЕДУЩИЙ 2: Итак, все вопросы исчерпаны. Пока судьи подводят итоги этого конкурса и определяют общий резуль¬тат команды, для вас выступит вокальная группа. Она исполнит песню А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова "Турнир эрудитов".

Праздник заканчивается вручением свидетельств знатокам. Лучшему классу можно изготовить "Медаль эрудитов".
Разумеется, что приведенный выше сценарий следует рассматривать только как примерный. Его содержание обязательно дополняется другими материалами из специальных книг и пособий. Основной смысл этого праздника состоит в том, чтобы игровыми средствами повысить познавательную активность детей, их интерес к приобретению знаний.
Г. Черный. (Сборник сценариев
/ Культурно-коммерческий центр «Блиц». - 1990. - Вып.5.),
а также материалы газеты «Клубный вестник» за 2001 г.

II.
Ваш праздник может содержать также шуточные эпизоды:

СЦЕНКА ДЛЯ ЛИНЕЙКИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДНЮ ЗНАНИЙ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Ведущий.
Шапокляк.
Ученик.

На детском трехколесном велосипеде, как на самокате, въезжает старуха Шапокляк.
ШАПОКЛЯК:    Би-би!... Тр-р-р…. 
           Меня узнали вы никак, 
           Веселую старушку 
           По кличке Шапокляк? (Обращается к ведущему, обклеивая его репейником.) Ты ведущий?
ВЕДУЩИЙ: Я.
ШАПОКЛЯК: А что это у вас тут за сборище такое, а драки нет?
ВЕДУЩИЙ: Это не сборище, это линейка, посвященная Дню знаний, началу нового учебного года.
ШАПОКЛЯК: Какое сегодня число?
ВЕДУЩИЙ. Первое сентября.
ШАПОКЛЯК: Не знаю, как в вашем, но в моем календаре первое сентября — день драки. Сегодня все школьники обязаны подраться между собой. Первые пять человек, желающие подраться, выходите сюда. Бу¬дем играть в игру «Кошелек на веревочке». Кто по команде «гоп» быст¬рее схватит кошелек, тот и получит 100 рублей, находящихся в нем.

Выходят несколько человек. Шапокляк тянет кошелек за веревочку. Дети пытаются его поймать. Шапокляк по ходу игры отвлекает внимание: «Го... луби прилетели, го... сти пришли» и т.д. Когда наконец победитель открывает коше¬лек, видит в нем крысу (меховой шарик на резинке). Шапокляк неожиданно бросает ее в школьников. Дети разбегаются.

ШАПОКЛЯК: Н-да. Драки не вышло. Зато хоть испугать некото¬рых ребят получилось. Что же мне еще такое вредное придумать?

На площадку поднимается ученик с букварем в руках.

УЧЕНИК: Знаешь, старуха Шапокляк, у меня книга есть, «Вред¬ные советы» называется.
ШАПОКЛЯК: Ах, как хорошо! Мне сейчас так нужен хороший вредный совет.
УЧЕНИК: Давай меняться. Я тебе - книгу, а ты мне - велосипед.
ШАПОКЛЯК: А ты меня не обманешь? Эта книга действитель¬но «Вредные советы» называется? Мне жалко, конечно расста¬ваться со своим мерседесом, новый он у меня совсем... Ну, хоро¬шо, я согласна на обмен...

Ученик садится на велосипед, отдает старухе Шапокляк книгу и сразу же уезжает.

ШАПОКЛЯК: Ура! Нужно поподробнее ознакомиться с вредны¬ми советами. Жалко, что я плохо читаю... (Пытается прочитать название книги, но так и не справляется с этой задачей.) Ребята, объявляю конкурс: того, кто сможет прочитать мне эту замечатель¬ную книгу от корки до корки, бесплатно (всего за 100 рублей) обучу трем своим фирменным пакостям. Есть желающие?
ВЕДУЩИЙ: Желающих нет. Однако ребята давно догадались, что это за книга. в руках. Ребята, давайте скажем хором, ка¬кую книгу Шапокляк держит в руках, три - четыре...
ДЕТИ: Букварь.
ШАПОКЛЯК: Ах, обманул меня негодный мальчишка»! Ну, встретимся же мы с ним на узкой дорожке... Проучу его, узнает, как честных людей обманывать. Мошенник! Мерседес мой новый увел.
ВЕДУЩИЙ: Сама, Шапокляк, виновата... Подобные случаи часто происходят с неграмотными людьми. Вот почему ты видишь так много ребят у дверей нашей школы.
ШАПОКЛЯК: Да, сама виновата, не слушала родителей, прогуливала школу, а потом и вовсе бросила. Сейчас мне, наверно, поздно учиться...
ВЕДУЩИЙ: Учиться никогда не поздно!
ШАПОКЛЯК: А меня читать научат?
ВЕДУЩИЙ: Научат.
ШАПОКЛЯК: А считать?
ВЕДУЩИЙ: Научат.
ШАПОКЛЯК: А чему меня еще научат?
ВЕДУЩИЙ: Об этом мы сейчас споем.

Звучит песня «Чему учат в школе» В. Шаинского.

ШАПОКЛЯК: Пожалуй, я останусь в этой школе. Мне нужно многому научиться.
ВЕДУЩИЙ: Вот и замечательно. Тогда, Шапокляк, вставай ско¬рее в строй: сейчас прозвенит первый школьный звонок.

Звучит первый звонок.

(Из кн.: Доброхотова Ю.В. Сценарии игр и юмористические сюжеты 
/ Творческий центр «Сфера». – М., 2005.)
III.
Предлагаем также использовать приведенные ниже
ИГРЫ И ВИКТОРИНЫ

КТО  СООБРАЗИТЕЛЬНЕЕ?
В этой игре победителем выходит тот, кто ответит на большее число вопросов или выполнит больше заданий, предложенных ведущим:
1. Сколько получится, если разделить полсотни на поло¬вину? (Полсотни - это 50, половина - это 1/2; 50: 1/2 = 100).
2. Написать слово «подкова» тремя буквами. (Вписать букву О внутрь заглавной А, а сверху написать К)
3. Сколько граней у не очиненного граненого карандаша (не 6 граней, как отвечают обычно, а 8: две из них ограничивают карандаш с концов).
4. Сосчитать вслух от 1 до 30. Вместо чисел, в которых содержится цифра «3», говорить «не скажу». Этими словами за¬менять также все числа, делящиеся на 3 без остатка.
5. Составить число 10 из четырех троек. (3x3+3/3)
6. Десять раз подряд сказать быстро одну из скороговорок:
        Панкрат да Кондрат принесли домкрат.
        У пеньков опять пять опят.
        Шла Саша по шоссе.
        Мылась Мила мылом.
        Полкан попал в капкан.
        Бобр добр до бобрят.
7. Каждое из трех слов — «конус», «выбор», «потеха» - превратить путем перестановки букв в другое имя существительное (конус — сукно; выбор — обрыв; потеха — пехота. 
8. Взять в обе руки по кусочку мела. Одновременно начертить на доске правой рукой квадрат, а левой — треугольник.
9. Ответить на вопрос: «Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки?» (которые стоят).

ПОСЛЕДНИЙ ВЫИГРЫВАЕТ
Выбрав то или иное литературное произведение, хоро¬шо всем известное, ведущий предлагает называть персонажей этого произведения. После того, как персонаж назван, ведущий каждый раз считает медленно до трех. Раньше, чем он скажет «три», кто-нибудь из играющих должен назвать другой персонаж из этого же произведения.
Выигрывает тот, кто назовет персонаж последним.

ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО
«Я загадал слово, — говорит ведущий. — Оно имеет не¬сколько различных значений. Таких слов в русском язы¬ке очень много. Например, слово «коса» обозначает зап¬летенные волосы, сельскохозяйственное орудие и узкую отмель на реке или на море.
Слово, которое я вам сейчас предлагаю отгадать, — женского рода и во всех случаях обозначает предмет нео¬душевленный. Условимся так: каждый из вас может за¬дать мне 3 вопроса: «Какие у этого предмета признаки?», «Где вы его видели?» и «Что с ним делали?» Мои ответы на все вопросы будут правдивыми, но имейте в виду, что в некоторых случаях, отвечая, я буду думать про один пред¬мет, обозначаемый загаданным словом, а в других случа¬ях — про другой. Слушайте внимательно, что я буду отве¬чать: это необходимо, чтобы отгадать слово. Кто же пер¬вый задаст мне вопрос?»
Предположим, на вопрос: «Где вы ее видели?» — учас¬тники игры получили такие ответы: «на стене», «в му¬зее», «в бою», «на турнире». На вопрос: «Какие у нее при¬знаки?» — «Она с рукояткой», «она круглая или острая». На вопрос: «Что с ней делали?» — «Ее точили», «ее чистили», «ее запирали».
Наконец, кто-нибудь дает правильный ответ: «Шаш¬ка» (для игры и оружие). После того, как слово отгадано, надо показать играющим листок бумаги, на котором оно заранее написано.
В этой игре можно использовать, например, такие сло¬ва: лук, ключ, линейка, лавка, кошка, петрушка и т.п.

ВИКТОРИНЫ

а) О русском первенстве в науке и технике
1. Назовите изобретателя первой в мире паровой машины (И. И. Ползунов в 1766 г.)
2. Кем открыт закон сохранения вещества? (М. В. Ло¬моносовым),
3. Какой русский ученый открыл тайну получения бу¬латной стали? (П.П. Аносов в 1833 г.)
4. Кем разработан проект первого в мире реактивного двигателя для скоростных самолетов? (К. Э. Циолковс¬ким в 1903 г.)
5. Какой русский ученый-этнограф изучал жизнь пле¬мен в Новой Гвинее? (Н.Н. Миклухо-Маклай).
6. Кто является изобретателем первого паровоза? (Отец и сын Черепановы — механики Уральского завода, в 1834 г.)
7. Кто является изобретателем радио? (А. С. Попов).
8. Назовите изобретателя современного противогаза (Н.Д. Зелинский в 1915 г.)    
9. Кем создано учение о высшей нервной деятельнос¬ти? (И. П. Павловым).
10. Кто из русских ученых объяснил природу полярно¬го сияния? (М. В. Ломоносов).
11. Какой известный русский хирург впервые приме¬нил при операциях наркоз? (Н.И. Пирогов).
12. Кто открыл и обосновал периодический закон хи¬мических элементов? (Д.И. Менделеев).
13. Кто создал первую в мире электрическую лампу накаливания? (А.Н. Ладыгин в 1873 г,)
14. Назовите имя изобретателя других электроламп. (П.Н. Яблочков).
15. Назовите русского ученого, открывшего закон пи¬тания растений. (К. А. Тимирязев).
16.    Кому принадлежат эти слова?
«Если враг не сдается — его уничтожают» (М, Горь¬кий).
«Безумству храбрых поем мы песню» (М. Горький).
«Лучше гибель, но со славой, чем бесславных дней позор» (Шота Руставели).
«Каждый воин должен понимать свой маневр» (А. В. Суворов).
«И дым отечества нам сладок и приятен» (А. С. Гри¬боедов).
«Москва... как много в этом звуке 
Для сердца русского слилось!»
                    (А. С. Пушкин).

б) разные вопросы
1. У какого русского писателя названия трех произве¬дений начинаются на букву «О»? (У И. А. Гончарова: «Обломов», «Обрыв», «Обыкновен¬ная история»),
2. Как звали арапа Петра Великого? (Ибрагим Ганнибал).
3. Чьи слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражда¬нином быть обязан»? (Н. А. Некрасова).
4. Как звали Печорина? (Григорий Александрович).
5. Как называется произведение, в котором есть следу¬ющие слова: «Тиха украинская ночь»? («Полтава» А. С. Пушкина).
6. Откуда слова: «Рожденный ползать - летать не мо¬жет»? («Песнь о соколе» А. М. Горького).
7. Как назывался журнал, который издавал Л. Н. Тол¬стой? («Ясная Поляна»)
8. Кому принадлежат слова: «Человек! Это великолепно! Это зву¬чит гордо!»? (Сатину, действующему лицу пьесы А. М. Горького «На дне»).
9. Какое произведение А. М. Горького написано в Аме¬рике? («Мать»),
10. Эпиграфом к какому произведению служат слова: «И жить торопится и чувствовать спешит»? (К I главе романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

(Из кн.: Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений. – Ростов – на – Дону, 2002.)

Предлагаем также:
БЛИЦ – ГЕЙМ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (включает в себя вопросы разной сложности):

1. Крест с загнутыми под прямым углом концами, государственная эмблема фашистской Германии. (Свастика)
2. Лицо, награжденное орденом. (Кавалер)
3. Военные брюки, облегающие голени и расширяющиеся кверху. (Галифе)
4. Участник войны в прошлом. (Ветеран)
5. Падение самолета по крутой винтовой линии с вращением вокруг всех трех осей. Фигура высшего пилотажа. (Штопор)
6. Воины, водрузившие 1 мая 1945 года знамя Победы над рейхстагом.
(Егоров, Кантария)
7. Украинский народный танец, исполнявшийся Василием Теркины»! в поэме А. Т. Твардовского. (Гопак)
8. Форменный головной убор матросов. (Бескозырка)
9. Работа на корабле, выполняемая всем личным составом по сигналу «Все наверх». (Аврал)
10. Установленное уставом размещение военнослужащих, обеспечивающее их организованное движение. (Строй)
11. Город, в котором состоялась конференция глав правительств антигитлеровской коалиции. (Потсдам)
12. Совокупность вооруженных сил государства. (Армия)
13. Земельный участок с воздушным пространством, обеспечивающий взлет, посадку, обслуживание самолетов. (Аэродром)
14. Город, в котором действовали молодогвардейцы. (Краснодон)
15. Организованное вооруженное столкновение подразделений. (Бой)
16. Овраг на северо-западной окраине Киева, место уничтожения фашистами свыше 100 тысяч "человек. (Бабий Яр)
17. Орган управления войсками. (Штаб)
18. Ведение огня из различных видов оружия. (Стрельба)
19. Свод воинских правил. (Устав)
20. Первоклассный летчик-истребитель, мастер воздушного боя. (Ас)
21. Теория и практика полетов на аппаратах тяжелее воздуха.
(Авиация)
22. Подпольная кличка Олега Кошевого в романе Фадеева «Молодая гвардия». (Кашук)
23. Боевое самодвижущееся средство, находящееся на вооружении всех стран мира. (Танк)
24. Основное авиационно - тактическое подразделение в Военно-Вооруженных Силах. (Эскадрилья)
25. Артиллерийское орудие для стрельбы по наземным, надводным, воздушным целям. (Пушка)
26. Простое, сложное, высшее управление движением летательного аппарата. (Пилотаж)
27. Основной вид военных действий осуществляемых с целью разгрома противника и овладения важными рубежами. (Наступление)
28. Средство индивидуальной защиты от оружия массового поражения. (Респиратор, противогаз, ОЗК — общевойсковой защитный комплект)
29. Военный объект, охраняемый и обороняемый часовым, а также место или участок местности, на котором часовой выполняет свои обязанности. (Пост)
30. Укрепление, состоящее из одного или нескольких сооружений, укрепленных как крепости. (Форт)
31. Совокупность мероприятий с целью сбора данных о действующем или вероятном противнике. (Разведка)
32. Прибор и механизм для наведения огнестрельного и ракетного оружия в цель. (Прицел)
33. Город, где проходил в 1945—1946 гг. судебный процесс над главными фашистскими преступниками. (Нюрнберг)
34. Корабль, способный совершать плавание и выполнять боевые задачи в подводном и надводном положении. (Подводная лодка)
35. Организация военной разведки и контрразведки в Германии. (Абвер)
36. Вооруженные силы фашистской Германии, созданные в 1935 году? (Вермахт)
37. Способы ведения боя. (Тактика)
38. Штатное воинское подразделение пограничных войск, охраняющее определенный участок государственной границы. (Застава)
39. Размещение воинских частей, размещение авиации по аэродромам, кораблей по портам. (Дислокация)
40. Русская советская поэтесса, пережившая блокаду Ленинграда, автор надписи на мемориале Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге: «Никто не забыт, ничто не забыто». (Ольга Федоровича Берггольц)
41. Место около Новороссийска, в районе поселка Мысхако на «Малой Земле». (Долина смерти)
42. Футбольный матч, организованный фашистами в Киеве 22 июня 1942 года для доказательства превосходства «арийцев». (Матч смерти)
43. Прием, применяющийся в воздушном, морском, танковом бою: удар фюзеляжем, корпусом по технике противника. (Таран)
44. Лучший танк периода Великой Отечественной. (Т-34)
45. Как во время войны назывались самолеты, созданные под руководством Туполева. (А Н Т)
46. Деталь стрелкового орудия, служащая для упора в плечо при выстреле. (Приклад)
47. Боевое средство для поражения живой силы и техники противника. (Мина) 
48. Головная часть боевого патрона к стрелковому, охотничьему и спортивному оружию. (Пуля)
49. Возвышенность к юго-востоку от Севастополя, превращенная фашистами в узел обороны. Теперь музей, диорама. (Сапун-гора)
50. Движение самолета по наклонной, применяемое при воздушной атаке. (Пикетирование)
51. Воинское подразделение, перевозимое в одном поезде или на судне. (Эшелон)
52. Кодовое название ставки Гитлера, сооруженной близ Винницы в 1941—1942 году. «Верволъф» («Оборотень») «Эйхенгайм» — («Дубовый дом»)
53. Народное название реактивных систем, находившихся во время войны на вооружении реактивной артиллерии. («Катюша»)
54. Назовите известных конструкторов стрелкового оружия. (Стечкин, Макаров, Калашников)
55. Стрелок, владеющий искусством меткой стрельбы, маскировки и наблюдения. (Снайпер)
56. Французский истребительный авиаполк, действующий во время войны на советско-германском фронте. (Нормандия-Неман)
57. Военнослужащий, занимающийся разминированием местности.
(Сапер)
58. Преодоление войсками водной преграды. (Переправа)
59. Диктор всесоюзного радио, читавший важные официальные сообщения, в том числе в 1941— 1945 гг. (Левитан Юрий Борисович)
60. Узкий длинный ров для огневой позиции мотострелковых подразделений. (Траншея)
61. Боевой корабль для обнаружения и уничтожения мин. (Тральщик)
62. Один из основных жанров военной инструментальной музыки. (Марш.)
63. Ручной гранатомет одноразового действия для борьбы с танками, применявшийся фашистами в конце войны. (Фаустпатрон)
64. Торжественная форма приветствий или отдания почестей артиллерийскими и ружейными залпами. (Салют)
65. Вид военных действий, применяемых с целью удержания занимаемых позиций. (Оборона)
66. Вид противосамолетных заграждений, применявшихся во время войны для защиты городов от нападения с воздуха. (Аэростат)
67. Тайная полиция, контрразведка Германии. (Гестапо)
68. Военно-стратегическая, транспортная магистраль, проходившая через Ладожское озеро и связывающая Ленинград с все страной. (Дорога жизни)

Составитель подборки:
методист ОМО КСРК  
В.В. Вебер.