Весенний хоровод

Автор: Смирнова Л.Н.
Год издания: 2002
Вид работы: Сценарий мероприятия
Тема: Венок русских обрядовых праздников весны
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Дом культуры, клуб
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария

 


Сценарий предназначен для постановки в домах культуры и клубах ВОС и апробирован на базе ДК Ивановской РО ВОС. 
Подготовка такого праздника требует разучивания ролей и песен – веснянок, поэтому невозможна без привлечения участников коллективов художественной самодеятельности. Праздник не требует сложного реквизита и костюмов. При отсутствии последних можно вполне обойтись тем, что имеется в вашем домашнем гардеробе, так как действие происходит в наше время. 

Нотное приложение можно получить по ссылке на Яндекс-диск: https://yadi.sk/i/tOu2xJpLrqy2hw

I


ФОЙЕ


ИГРОВАЯ ПРОГРАММА


В фойе выходит ведущий в русском костюме.


ВЕДУЩИЙ: Милости просим, дорогие гости!
Сегодня у нас о праздниках рассказ!
Что известны в народе, да позабылись вроде.
В зал не спешите, с нами спляшите!
Да спойте песню со всеми вместе!


Звучит музыкальное вступление.


1. Проводится игра «Ласковые слова». Ведущий приглашает двоих мужчин и двух женщин. Дамы садятся на стулья. Кавалеры встают на расстоянии примерно 10 м  к ним лицом. Кавалеры по очереди говорят своей даме ласковые слова, сопровождая каждое шагом вперед. Игра кончается, когда один из них подойдет вплотную. Победитель приглашает даму на вальс.


Звучит вальс, танцуют все желающие.


2. Ведущий выстраивает гостей вечера в кружок и предлагает им под музыку передать по кругу мячик. Когда музыка обрывается, тот, у кого останется мяч, выходит в центр круга. Таким образом выбираются 2 – 3 пары (желательно – мужчина и женщина) для участия в следующей игре.
3. На стуле лежат: халат, косынка и фартук. Задача кавалера – как можно скорее одеть даму в этот домашний наряд.
4. Традиционная русская весенняя игра. Кавалеру в каждой паре  ведущий дает пакет с пряниками. Играющие в паре встают на некотором расстоянии друг от друга (1 – 1.5 м.). Задача дамы – поймать как можно больше пряников фартуком. Весь улов достанется этой паре в качестве приза.
5. Все участники игры заводят хоровод, к которому постепенно присоединяются остальные, и таким образом входят в зал.


ВЕДУЩИЙ (на вход в зал):      Весьма голосисты ивановские артисты.
Всем, без сомнения, поднимут настроение.
В зал заходите, на них поглядите!


II
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ


Действующие лица:
Ирина
Егор
Алёна
Иван
1 мужик
2 мужик.
Бабка Матрена.


СЦЕНА 1.


Фонограмма 1. Пение петуха.
Из-за сцены слышен голос бабки Матрены.


Весна, весна, поди сюда,
А ты, зима, ступай за моря.
Надоела нам, надоскучилася.
Рученьки, ноженьки поморозила.
Все суставчики перезнобила.
Метель – вьюга все повымела.


На сцене появляется Ирина и Егор.


ЕГОР: Здравствуй, соседка.
ИРИНА: Здравствуй, Егор. Куда это ты с лестницей ходил?
ЕГОР: Бабку Матрену с крыши снимать. 
ИРИНА: Ну и как, снял?
ЕГОР: Куда там. Я, говорит, весну закликаю, так что иди, куда шел. Спрашиваю, долго ты ее еще закликать 
будешь? До Пасхи, отвечает. Так что я слез, а она так 
на крыше и осталась.
ИРИНА: Погоди. А число-то сегодня какое?
ЕГОР: 22 марта.
ИРИНА: Так ведь 40 мучеников.  40 заморозков всего от зимы осталось. Права бабка Матрена, пора весну 
закликать. Пойду жаворонки напеку. А ты, Егор, созови 
народ веснянки петь.


Егор и Ирина уходят. Появляется бабка Матрена.

МАТРЁНА: Жив жаворонок,
по полю летает, 
Зернышки сбирает,
Весну закликает. 

По залу из двух дверей, выходят две группы людей, с «жаворонками» в руках, подвешенными на ниточках. Первая группа выстраивается перед сценой лицом к залу, вторая – в конце зала, напротив первой. Поют по очереди.


1 ХОР.     Весна красна, на чем пришла?
2 ХОР.     На кнутике, на хомутике.
      На сохе, на бороне, на кобыле вороне.
1 ХОР.     Весна - весна, на чем пришла.
2 ХОР.     На овсяном снопу, на аржаном колосу.
                         На стоге, на копне, на пшеничном пироге.

Поющие соединяются в один хор, поют с движением по залу.


ВМЕСТЕ:     Весна, красна, тепло летечко,
Вот пришла весна, весна красная.
Принесла весна золоты ключи.
Ты замкни весна, зиму лютую.
Отомкни весна, тепло летечко.
Зароди весна, жито густое.
Жито густое, колосистое.
Чтобы было с чего пиво варити,
Чтобы было с чего пирогов напечь.
Пирогов напечь, сынов поженить.


В это время на сцене выстраивается самодеятельный коллектив. Исполняет 2-3 вещи. 


СЦЕНА 2.


На сцену выходит Алена. Она неопрятно одета и не причесана. Садится на лавку.


ИВАН: Что скучаешь? Или заболела?
АЛЕНА: На небо гляжу. По сегодняшнему дню на пасху погоду определяют. А еще говорят, в этот день Архангел Гавриил водит по небу соху с запряженным белым конем. А Божия матерь засевает все нивы земные с небесной высоты.
ИВАН: Стало быть, верно люди говорят, будто есть на свете три вещи, от которых невозможно глаз оторвать. Как огонь горит, вода течет и другие работают. 
АЛЕНА: Шутник ты, Егор. Или не знаешь, что сегодня великий праздник. 
ИВАН: То-то я гляжу, ты нарядная – глаз не оторвать. Не иначе, думаю, праздник какой.
АЛЕНА: Так ведь 7 апреля, Благовещение. В этот день птица гнезда не вьет, девка косы не плетет. Работать и вовсе грех. 
ИВАН: Вот так вот ничегошеньки и делать нельзя?
АЛЕНА: Отчего же. Воровать можно. Если вор в день в этот день что-нибудь украдет, будет ему на весь год удача. Только тебе такое дело не подходит.


На заднем плане бабка Матрена устраивает «костер».
(мигающая ёлочная гирлянда).


ИВАН: Да ну тебя, что ты мне голову морочишь? Работать грех, а вон бабка моя старый хлам жечь собралась.
АЛЕНА: Это не работа. Просто считается, что если в этот день сжечь старую обувь и старые матрасы, все свои болезни истребишь. И вообще в этот день. огонь имеет особую, очистительную силу, так что пошли лучше через костер прыгать. От сглазу и для здоровья полезно.


На сцене собираются участники вечера, прыгают через костер или водят хоровод под пение веснянок. Можно привлечь кого-то из зрителей. 


Сама мати пречистая на улицу выходила,
Лелельё, лелей, на улицу выходила.
На улицу выходила, ключи выносила 
Лелельё, лелей, ключи выносила.
Ключи выносила да зиму замыкала.
Лелельё, лелей, да зиму замыкала.
Да зиму замыкала, а лето отмыкала.
Лелельё, лелей, а лето отмыкала.
Ой, дай Боже лето, дай нам, Боже, жито.
Лелельё, лелей, дай нам Боже жито.
Кустисто, рясисто, еще колосисто.
Лелельё, лелей, еще колосисто.


ИВАН: Еще я помню, в этот день птиц выпускали на волю. 
АЛЕНА: А я всегда думала, что птица символизирует святой дух, сошедший в этот день на Деву Марию. Не понимаю, зачем летом птиц ловить, чтобы через год на волю выпустить?
ИВАН: Просто наши предки верили, что если с птичкой дома хорошо обращаться, то она расскажет об этом лесным богам, и те даруют этому дому свое покровительство.


АЛЕНА:     В чужбине свято наблюдая,                                               Родной обычай старины,
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
ИВАН:     И стал доступен утешенью.
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Могу свободу даровать.


Может быть исполнено любое музыкальное произведение (песня, инструментальная пьеса, звукоимитация), связанное с птицами.

СЦЕНА 3.

АЛЕНА: А помнишь наш самый любимый праздник детства? 
ИВАН: Еще бы! 

Начинают хлестать друг друга ветками вербы. 

ИВАН: Вербы хлест, бьет до слез.
АЛЕНА: Верба свята.
ИВАН:    Верба свята.
АЛЕНА: Не я освящаю – бог освящает.

Спускаются в зал, бьют зрителей.

ИВАН: На божью милость, на житье - бытье.
АЛЕНА: На корысть, на радость, на божью милость.
ИВАН: Хлеб спор, животам приплод,
АЛЕНА: За каждый день велик день.
ИВАН: Хворь в лес на верес, а здоровье в кости.
АЛЕНА (Любому ребенку в зале): Будь здоров, как вода, и расти как верба.
ИВАН: Помнишь, бегали, резвились, до самого вечера? Салки, горелки, Вербное воскресенье – детский праздник.
АЛЕНА: Да я и теперь не прочь детство вспомнить. Да ну-ка, кто дольше веточку на ладони удержит – тому от меня приз.

Проводят конкурс.

ИВАН: Жаль, недолго веселье длилось, один денек всего. А дальше – Страстная неделя. 
Во время проведения игры на сцене выстраивается хор, исполняются духовные произведения.

СЦЕНА 4.

На сцене темно, с разных сторон крадутся Ирина и Егор.

ИРИНА: Ой, напугал!
ЕГОР: Да и ты меня, признаться, тоже. По воду ходила?
ИРИНА: На реку.
ЕГОР: И не боязно тебе?
ИРИНА: Еще как боязно. А что делать? До петухов ведь надо. Пока ворон, заботливый отец, воронят не выкупал. Зато теперь кину серебрушку какую-нибудь, и можно умываться – Чистый Четверг.
ЕГОР: Оно конечно, а все равно страх. Я вот в лес ходил за вереском, а у самого каких только мыслей нет в голове. Нечисти в этот день сколько ходит. Поди спасайся от нее, когда даже колокола церковные, и те не звонят. 
ИРИНА: Гляди-ка, что это?
ЕГОР: Чур меня, чур!

На сцене появляется бабка Матрена верхом на метле. Объезжает вокруг сцены.

МАТРЁНА: Гребу и мету лишних тараканов и посылаю их за богатством…
ЕГОР: Фу, да это же бабка моя!
ИРИНА: Ну и напугала ты нас, Матрена Савишна!
МАТРЁНА: Ну что встал, рот разинул? Ну-ка, бери иконы в руки, садись на метлу да поезжай вокруг дома. Пока не рассвело. 
ЕГОР: Это зачем?
МАТРЁНА: Чтобы благополучие в доме было. А нечисть прочь бежала. Да смотри, чтоб не видел никто. Объедешь и вереском, что принес, все окуришь.
ЕГОР: Ладно. Поехал. (Уезжает за кулисы)
МАТРЁНА: А мы с тобой пока станем мороз кормить. Принеси-ка с кухни горшок с киселем. Ой, да не этот. Этот с солью, его в печь надо поставить до самого воскресенья, тогда лучшего лекарства от всех болезней и сглаза не найти. Ну что, нашла кисель?
ИРИНА: Нашла.
МАТРЁНА: Тогда пошли на огород. Плесни на землю и повторяй за мной. А еще лучше, все повторяйте: (проговаривает короткими кусочками фразу, дожидаясь отклика зала):

Мороз, мороз, иди кисель есть, не бей наш овес, не трожь нашу рожь. А бей быльник да крапиву.
А теперь, когда нечисть да холод прогнали из дома, пора избу прибирать да яйца красить.
ИРИНА: Да уж, Страстная неделя, по горло бабам дела.

Крестятся, уходят.

ЧТЕЦ: Яков Полонский. 
Пасхальные вести.

Весть, что люди стали мучить Бога,
К нас на Север принесли грачи…
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи…
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз.
И на камни стали капать слезы
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь.
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем,
Поднялись морями стали реки,
И в горах пронесся первый гром.
Третья весть была необычайна,
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна…
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая соловьиным трелям,
Ландыши и розы зацвели.

Фонограмма. Колокольный звон.

(Можно вставить любой номер самодеятельности описательного характера, например, песня о весне, и  т. п.)

СЦЕНА 5.

На сцену выбегает Егор с узелком в руке.

ЕГОР: Ну, бабка! Аж дух из меня вон! Не успела куличи освятить, раз мне их в руку. Беги, говорит, что есть сил, чем быстрее добежишь, тем быстрее хлеб родиться будет. Да еще велела, как прибегу, в огороде по земле поваляться. Для плодородия. Суеверие, конечно, ну да мне, что, трудно, что ли?

Катается по земле.

Эх, хорошо!

Появляется Ирина.

ИРИНА: Егор! Христос воскресе!
ЕГОР: Ой! Воистину воскресе!
ИРИНА: Вставай, вставай! Вот - вот крестный ход по деревне пойдет. Посевное зерно освящать.
ЕГОР: Ну этих гостей пусть бабка сама привечает. Ты лучше скажи, на гулянье пойдешь?
ИРИНА: Одной что-то не хочется.
ЕГОР: А что же Алена твоя?
ИРИНА: Кулич у нее треснул. Говорят, это к несчастью, так что она расстроенная и дома сидит.
ЕГОР: А моя бабка говорит, унынье – худший грех. Тем более такой праздник. Иди за ней, а мы вас у церкви ждать будем.

Ирина уходит. На сцене появляются парни.

1 МУЖИК: А ну, мужики, у кого красное яйцо отыграть?
2 МУЖИК: Давай!

На сцене раскручивают два яйца, чье быстрее остановится, тот проиграл. Выигравший забирает оба яйца.
Предлагают кому-нибудь из зала попробовать.

ЕГОР: Что-то девки не идут. 
1 МУЖИК: Небось водой с пасхальным яйцом умываются.
ЕГОР: Это зачем?
1 МУЖИК: Как зачем? Кладешь первое пасхальное яйцо в воду, потом этой водой умываешься и будешь красавец – глаз не оторвать.
2 МУЖИК: А еще говорят, яйцо пасхальное от всех 
болезней лечит.
1 МУЖИК: И пожары тушит.
ЕГОР: Про пожары не слыхал, а что коней им оглаживают для силы, это точно. И шелуху в посевные зерна мешают.

На сцену выходят девушки.

АЛЁНА: Ну и праздник у нас! Ни баяна не слыхать, ни песен. 
1 МУЖИК: Так полдеревни на кладбище  пошли. И баянисты с ними.
ИРИНА: Так туда вроде на Радуницу ходят?
АЛЁНА: Это когда?
2 МУЖИК: Через неделю во вторник. А сегодня грех. Внимание усопших к земному привлекать.
ИРИНА: Тогда тащите баянистов сюда. Сейчас будут тебе, Алена, песни.

НОМЕР (соло на баяне, ансамбль баянистов, вокалисты в сопровождении баяна).

СЦЕНА 6.

МАТРЁНА: Эх, быстро времечко летит! Только свадьбы на Красную Горку отыграли, а девки уж в рощу собрались. Седьмой четверг после Пасхи – Семик. А Там и Троица. 

Благослови, Троица, Богородица,
Нам в лес пойти, венок сплести,

По залу идут девушки хороводом, поют песню «Во поле береза стояла». На сцену в это время выносят березку.
К березке выходит Алена. На ней венок из цветов и трав.

АЛЁНА: Завить венки на родных, пока не видит никто? Беру березовую веточку, закручиваю в веночек, и лентой привязываю.
Вью-вью колечко на батюшку,
Другое колечко на матушку,
Третье колечко на мила дружка,
Четвертое колечко сама на себя.
Стой, мой веночек, до Троицы зелен,
А я, молодешенька, весь год веселешенька.

Появляется Ирина. Она тоже в венке.

ИРИНА: Алена, будешь моей кумой?
АЛЁНА: Отчего же нет, с радостью!
ИРИНА: Тогда завивай венок.
ИРИНА:     Кумушка, голубушка, серая кукушечка.
Давай с тобой, девица, давай покумимся.
Ты мне, кумушка, я тебе голубушка.

АЛЁНА:     Кумушка-голубушка, горюшко размыкаем,
Будешь мне помощница, 
Рукам моим пособница.

ВМЕСТЕ:   Покумимся, кума, покумимся,
Нам с тобою не браниться, вечно дружиться.

Целуются через венок. Дарят друг другу по желтому яйцу.

АЛЁНА: А не пора ли остальных созывать?
ИРИНА: Пора, пора. А то всю яичницу без них съедим и все пиво выпьем.
ОБЕ:    Ау, ау!

На сцену выходят девушки в венках, водят хоровод. Песня «Со вьюном».

ИРИНА: Уж вечер скоро. Пойдемте на реку, на венках гадать.
АЛЁНА: Красны девицы, веночки завили,
Веночки завили, в речку бросали,
В речку бросали, судьбу загадали.

ИРИНА: Быстра речка судьбу отгадала,
Коим девушкам замуж идти,
Коим девушкам век вековать,
А коим, несчастным во сырой земле лежать.

Подходят к краю сцены, сбрасывают с головы венки.
На сцене появляются парни. 

Игра «А мы просо сеяли».
Две шеренги, отдельно парни и девушки, поочередно наступают друг на друга с пением.

ДЕВУШКИ: А мы просо сели, сеяли.
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.

ПАРНИ:     А мы просо вытопчем.
Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем.

ДЕВУШКИ:   А чем же вам вытоптать? 
Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать?

ПАРНИ:  А мы коней выпустим.
Ой, дид-ладо, выпустим.

ДЕВУШКИ: А мы коней выкупим, выкупим.
Ой, дид-ладо, выкупим, выкупим.

ПАРНИ:       Не надо нам сто рублей, сто рублей.
Ой, дид-ладо, сто рублей, сто рублей.

ДЕВУШКИ: А что же вам надобно, надобно?
Ой, дид-ладо, надобно, надобно?

ПАРНИ:       А мы хотим девицу, девицу.
Ой, дид-ладо, девицу, девицу.

Подходят с пением к девушкам. Разбиваются на пары. 

ДЕВУШКИ:    Нашего полку убыло, убыло. 
Ой, дид-ладо, убыло, убыло.

ПАРНИ:      Нашего полку прибыло, прибыло.. 
Ой, дид-ладо, прибыло, прибыло.

Уходят со сцены.

Любой веселый массовый номер.

Вечер может окончиться игровой программой с массовым пением, конкурсом плясунов и частушечников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Аникин В. (сост.) Русский фольклор. – М.: Худож. лит., 1986. – 367 с. – (Классики и современники)
2.    Беленович Н.М. (сост.) Детская игра: традиционная и современная. – М.,1998. – 
94 с.
3.    Жекулина В.И. и др. (сост.) Обрядовая поэзияМ.:Современник,1989. – (Классическая библиотека «Современника». Сокровища русского фольклора).
4.    Панкеев И. А. Русские праздники. - М.: Яуза, 1998. – 256 с.
5.    Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников. - М.: РИГ, 1998. - 298 с.
6.    Разумова Е.М. и др. Пасха. – М., 1992. – 112 с., ил.
7.    Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - Ч.2 . - М.: Сов. Россия, 1990. – 80 с. - («В помощь клубному работнику». № 12. Русская мифология. Вып.3).
8.    Традиционные праздники и обычаи русского народа: Сборник. – М., 1994. – 158 с.


Автор сценария: 
Л.Н. Смирнова, методист 
организационно – методического 
отдела КСРК ВОС.